Обеспечение инвестиционной направленности экономического развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ развития российской экономики в XXI веке. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
- раскрыть сущность экономики России;
- проанализировать уровень экономического развития;
- исследовать основную роль инвестиционного процесса
- изучить инновационное направление развития российской экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Экономическое развитие России:
1.1.Сущность, типы и факторы экономического развития…………4
1.2.Роль инвестиционного процесса в развитии страны……………8
2.Инвестиционная политика экономики России:
2.1.Уровень экономического развития в России……………………17
2.2.Пути и меры по привлечению инвестиций……………………...20
2.3.Иностранные инвестиции в России как залог
экономического роста…………………………………………….22
2.4.Современное состояние инвестиционной деятельности……….26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Эконом теория.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

   Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:  
   - достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

   - ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

   - пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

   - мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;  
   - предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

   - создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

   - создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

   Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с це­

лью получения последующего дохода.

   Современную правовую базу для иностранных   инвестиций в   России   составляют      ряд   законов   и   указов   Президента.   Дей­ствует   также   ряд   конкретных   ведомственных   инструкций.  По своему характеру   эти документы подразделяются   на 2 группы.

   1) базисные   законы   России,   нацелен­ные   на   переход   страны   от   социалистического способа   производства  к рыночному хозяйству. Основным   Законом России   является  Конституция   Российской   Федерации,   принятая          12 декабря   1993 г., провозглашающая   основы   конституционного   строя,   права   и   свободы человека и гражданина; Гражданский кодекс Российской   Федерации   в   3-х   частях   (1994,   1996, 2001).

   2) документы, касающиеся непосредственно   иностранных  инвестиций.   Главные среди них— это Федеральный   закон "Об иностранных   инвестициях  в Российской  Федерации" от  9 июля   1999 г. №  160-ФЗ. Этот   закон определяет   основные   гарантии   прав   инвесторов, правовые и  экономические       основы    привлечения       иностранных   инвестиций   на   территории  РФ.  Положения   Закона   действуют  на  территории   РФ   применительно   по всем   иностранным инвесторам и предприятиям   с иностранными   инвестициями.

   Иностранные   инвестиции   на   территории   РФ   пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая   обеспечивается   Федеральным        законом     "Об   иностранных     инвестициях      в Российской   Федерации",   указами Президента РФ и другими законодательными актами и международными   договорами.  Правовой   режим   иностранных   инвестиций,   а   также   деятельности  иностранных   инвесторов   по   их  осуществлению не   может   быть   менее   благоприятным,   чем   правовой   режим инвестиционной   деятельности юридических лиц и граждан РФ, за исключениями,        предусмотренными  федеральными законами.

   Иностранные   инвестиции   в   РФ   не   подлежат   национализации  и не могут быть подвергнуты   реквизиции   или  конфискации,   кроме   как     в  исключительных,  предусмотренных    законодательными   актами   случаях,   когда     эти   меры    принимаются   в   общественных   интересах.  В   случаях         национализации или  реквизиции (требований)   иностранному   инвестору   выплачивается   быстрая,   адекватная   и   эффективная         компенсация.

      Иностранные  инвестиции  имеют  право на возмещение убытков,      включая     упущенную выгоду, причиненных  им  в результате       выполнения противоречащих действующему на территории  РФ  законодательству   указаний   государственных органов   РФ   либо   их   должностных лиц. Предприятие   с   иностранными   инвестициями   может осуществлять       любые     виды    деятельности,      отвечающие       целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.

      Для    ведения    страховой деятельности  и  посреднической деятельности,       связанной     с   движением     ценных     бумаг,   предприятие   с иностранными   инвестициями   должно  получить   лицензию   Министерства   финансов   РФ. Для   ведения   банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка  России.

    Предприятие  с   иностранными   инвестициями    может   на договорной   основе   определять   условия   реализации   производимой   им   продукции   (работ,   услуг)   на   рынке   России,   включая   цену на нее, а также  условия   поставок  товаров  и услуг с этого рынка. Оплата   предприятием   с иностранными   инвестициями     поставок    товаров    и  услуг   с   рынка   РФ,   в  том   числе плата   за   пользование   жильем   и   нежилыми   помещениями   на территории   РФ,   производится   в   валюте   РФ.

      Предприятия с  иностранными инвестициями  могут  на добровольных         началах    объединяться в  союзы, ассоциации, концерны,  межотраслевые,         региональные  объединения на условиях, не противоречащих         антимонопольному   законодательству,   действующему   на   территории   РФ.5

Направление значительных объемов иностранных инвестиций на развитие рыночной инфраструктуры, в том числе финансовой, способствует ее укреплению и продвижению реформ. Кроме того, нельзя не учитывать, что доля иностранных инвестиций, поступающих в отдельные, наиболее «рыночные» отрасли сферы услуг, в России до сих пор значительно ниже, чем в развитых странах (см. приложение Г)

Потребность России в инвестициях на сегодня нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала (в среднем по стране в сопоставимом с зарубежными показателями значении он может быть оценен примерно в 60 %) прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.

Ряд российских экспертов считает, что на замену физически устаревших производственных мощностей (без учета морального износа) требуется 350 млрд. долларов, а с учетом обновления на основе факторов морального износа следует добавить еще 185 млрд. долларов, то есть накопленная потребность выражается в сумме 535 млрд. долларов. Кроме того, отмечается необходимость ежегодного текущего возмещения амортизации в размере от 13-14 млрд. до 18-19 млрд. долларов.

По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной промышленности на уровне 7-8 % в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов. Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Однако в настоящее время все взоры обращены в первую очередь к власти, которая выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Современное  состояние инвестиционной деятельности

 

   В первом полугодии 2010 года в экономику России поступило $30,4 млрд иностранных инвестиций, что на 5,5% ниже по сравнению с первым полугодием прошлого года, сообщил Росстат.

   Прямые иностранные инвестиции сократились на 11%, до $5,4 млрд. Падение иностранных инвестиций более значительно — на 18,9%, до $0,7 млрд. Прочие инвестиции, включающие кредиты, снизились на 3,8%, до $24,3 млрд, из которых $6,78 млрд приходится на торговые кредиты (они одни показали рост, увеличившись в январе — июне на 33% по сравнению с прошлогодним показателем). В целом к концу первого полугодия накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику достиг $262 млрд, что на 8,3% больше, чем было год назад.

   Таким образом, замедление притока иностранных инвестиций в Россию, начавшееся в кризис, продолжается.

   В первом полугодии 2009 года они рухнули на 30,9% по сравнению с аналогичным показателем докризисного 2008 года, при этом прямые иностранные инвестиции — на 45%, портфельные иностранные инвестиции — на 25,1%, прочие инвестиции — на 26,5%.

   Падение иностранных инвестиций связано с сохранением недоверия западных инвесторов к экономике России.

   «Несмотря на положительные статданные и улучшение странового рейтинга России, инвесторы больше предпочитают инвестировать в товарные рынки, например, нефть, драгоценные металлы, которые, по их мнению, более прибыльные и ликвидные»,

   Долгосрочных инвесторов, в которых так заинтересовано российское правительство, пугает недостаточная защита прав собственности, слабая судебная система, коррупция, частые перемены налогового режима. Так, дополнительными факторами, заставившими инвесторов искать новые направления для вложений, стало повышение уровня госучастия и налогообложения в нефтегазовой отрасли, с которой и связано большинство иностранных вложений.

   Впрочем, в условиях кризиса сами российские компании не торопятся обращаться к иностранным капиталам

    Тем не менее в собственную экономику российские компании в целом инвестируют неохотно: согласно оценке Росстата, инвестиции в основной капитал в январе — июле увеличились всего на 1,3% к январю — июлю прошлого года. В июле этот показатель сократился до 0,8% в годовом выражении с 7,4% в июне и 5,5% в мае.

   Российские же инвестиции за рубежом в первом полугодии увеличились на 17,5% и достигли $51,1 млрд. Больше всего российские инвесторы вложили в экономику Швейцарии — почти $31 млрд.

   Австрийская экономика получила от России $6,9 млрд, голландская — $2,7 млрд, белорусская — $2,2 млрд, кипрская — $2,1 млрд.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие народного хозяйства России невозможно без активизации инвестиционной деятельности, и прежде всего в промышленности. Определяющая роль в этом процессе в условиях переходной экономики принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы.

Анализ важнейших проблем, возникающих в экономике страны, позволяет сделать вывод о том, что все они концентрируются в инвестиционной сфере, а продолжение спада деловой активности в этой сфере только усугубляет негативные тенденции. Поэтому усиление инвестиционной активности в реальном секторе экономики имеет принципиальное значение для обновления производственного потенциала промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других базовых отраслей национальной экономики.

Будущее России и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста - свыше 6 % в последующие 10-15 лет. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран - членов ЕС по ВВП надушу населения, который на 300 % выше, чем в России.

Особенно остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных.

Основная причина отставания России - отсутствие наступательного и системного подхода к решению этого основополагающего вопроса на уровне высших эшелонов власти. С точки зрения сторонников либерализма в экономической теории, достижение финансовой стабильности и экономического роста зависит от способности правительства оптимизировать условия для развития рыночных механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. — СПб.: Макет, 1995

3) Актуальные проблемы российской экономики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2008. - № 7 (163)

4) Блех Ю., Гетце Ю. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов. Пер. с нем. - Калининград: «Янтарный сказ», 1997.

5) Ежемесячное аналитическое издание "Экономическое развитие России".-№ 11/2010

6) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 22 -«Качество власти и стратегия развития»

7) Методические   рекомендации  по оценке  эффективности  инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.—   М., 2008

8) Руководство     по  эффективности      инвестиций.     М.:  Изд.   АОЗТ    «Интерэкспресс», ЮНИДО (UNIDO), 2000.

9) Управление проектами./И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под редакцией И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001.

10) Галаева Е.В, Корсакова А.А Макроэкономика. М.: ММИЭИФП, 2003, — 267 с.

11) Дегтяренко Б. Н. Оценка эффективности инвестиционных про­ектов. — М.: Экспертбюро,  1997.

12) Казанцев С. В. Структура иностранных инвестиций в России // ЭКО. – 2006 - №4 - с. 53 – 66.

13) Курьеров В. Г., Аукционек С. П. "Тенденции развития экономики" // ЭКО № 6, 2006

14) Нешитой  А.С. Инвестиции.-5-е изд.,перед. и  исправ..-М.:2007.-с.343-351

Информация о работе Обеспечение инвестиционной направленности экономического развития России