Общественное производство и экономические системы. Основные типы экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение существующих экономических систем и их характеристик.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общественное производство
Глава 2.Сущность экономической системы
2.1. Понятие экономической системы
2.2. Классификация экономических систем
2.3. Современные экономические системы
Глава 3. Разновидности смешанной экономики
3.1. Предпосылки появления разновидностей смешанной экономики
3.2. Американская модель
3.3. Шведская модель
3.4. Японская модель
Глава 4.Особенности российской экономики
4.1. Российская экономика в конце XX-начале XXI век
4.2. Курс развития российской экономики
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Belousov.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

В. Зомбарт попытался  с помощью теории ступеней обосновать экономические системы. По В. Зомбарту специфика экономической системы  зависит от определенного соединения основных составных частей хозяйствования: хозяйственного мышления, формы хозяйствования и методов. На основе такого образования понятий и их связывания ученый проводил следующее разделение экономических систем: докапиталистические, капиталистические и посткапиталистические или социалистические. В последующем В. Ойкен доказал, что теория ступеней неверна.

П. Грегори и Р. Стюарт под экономической системой понимают совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

В современной экономической науке ученые сходятся на таких основных критериях экономических систем, как:

-    господствующая форма хозяйствования;

-    основные формы собственности;

-    способ координации экономических субъектов и действий;

-    способ распределения доходов;

-    тип государственного вмешательства в экономику;

-    включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Таким образом, в современной экономической теории выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная и смешанная. (рис. 2)

Традиционная экономическая система очень схожа с доиндустриальной эпохой. Она основана на совместной общинной собственности. Главным ресурсом в такой системе является земля.

Традиционная экономическая система существует до сих пор, она распространена в экономически слаборазвитых странах, таких как Бангладеш, Афганистан и Бенин.

Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии и широком распространении ручного труда. Сохраняются натурально-общинные формы хозяйствования. Также, огромное значение имеет мелкотоварное производство. Огромную роль в экономике таких стран нередко играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные ценности, которые сдерживают экономический прогресс.

Характерными чертами являются:

      • Примитивные технологии
      • Преобладание ручного труда
      • Экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями

Плюсами данной системы является стабильность, предсказуемость и высокое мастерство в производстве благ, что делает их более добротными.

Минусами традиционной системы являются невозможность в совершенствовании технологий, низкая эффективность производства, а, следовательно, и небольшой объем доступных благ.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Именно в этой системе создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Личный интерес выступает  главным мотивом и главной  движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей —  максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики  составляет частная собственность. Экономическая свобода — фундамент  и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего  как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства  в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила  рыночной игры и следящий за выполнением этих правил. [4, стр. 60-62]

Командно-административная система — это такая форма  общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителя, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра. [5, стр. 42]

В условиях командной  экономики господствует редистрибутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и  причастность к распределению. Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.). Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения.

Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина, и должности. [4, стр. 62-63]

Отличительная особенность  данной системы состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности — на государственной  собственности. Она была создана  путем экспроприации частной  собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все  другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР. [6]

Также, основные характеристики трех экономических систем приведены  на рис. 3.

 

Четвертой современной  экономической системой является смешанная  экономическая система. Смешанная  экономика предполагает использование  регулирующей роли государства и  экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения. [7, стр.72]

Современная экономическая  система большинства развитых стран  мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь  государством.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор.

 

В этих странах главные  экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 4). [8, стр. 48-49]

Таким образом, в современной  науке известно четыре экономические  системы, каждая из которых по-своему отвечает на главные экономические  вопросы: «Что?», «Как?» и «Для кого?»  производить.

 

 

Глава 3. Разновидности смешанной экономики

3.1. Предпосылки  появления разновидностей смешанной  экономики

 

Современный мир характеризуется  широким разнообразием смешанных  моделей. Появление разновидностей смешанной экономики произошло  в связи с различиями таких  факторов, как: уровень и характер материально-технической базы, исторические и геополитические условия формирования общественного устройства, национальные и социокультурные особенности страны, влияние тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. Например, известна шведская система, в которой сердцевиной является социальная политика. Японская модель экономики характеризуется развитым рекомендательным планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем. [7, стр. 72]

Рассмотрим более подробно американскую, шведскую и японскую модели смешанной экономики (рис.5).

 

3.2. Американская  модель

 

В американской модели основой  всех управленческих решений является прогнозирование и стратегическое планирование.

Существует три уровня прогнозных исследований:                  

    1. прогнозирование в системе государственного регулирования;
    2. внутрифирменное планирование;
  1. коммерческое прогнозирование. 

На уровне государственного регулирования выделяют такие виды государственных подразделений, как федеральные (штаты) и местные органы власти. 

 

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:  
· регулирующий механизм федерального правительства;  
· механизм штатов и местных органов власти;  
· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);  
· аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. [9]

Важную роль в государственном регулировании экономики США играет федеральный бюджет. Правительство использует бюджетно-налоговое регулирование для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. 

Финансовая структура делится на три уровня: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов, оставшиеся 40% государственных расходов покрывают бюджеты штатов и местные органы власти. 

Американская модель смешанной  экономики поддерживает мелкие фирмы, только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратит в общей сложности 50 млн. долларов в год. 

Говоря о налоговой  системе США, существуют как прямые, так и косвенные налоги. По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. Также существует льготное налогообложение.

В США развита кредитная  система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. 

 

3.3. Шведская модель

 

Возникновение термина  «шведская модель» связано со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств. Это произошло  в конце 60-х годов, когда иностранные  ученые стали отмечать успешное сочетание процессов, происходящих в Швеции: быстрый экономический рост наблюдался одновременно с проведением политики реформ, при этом конфликтность в обществе стремилась к нулю. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно отличался от происходящего в окружающем мире. 

Основными целями в шведской политике являются полная занятость  и выравнивание доходов. Именно эти  цели и определяют методы экономической  политики.

Стоит отметить, что отсутствие социальных потрясений, глубоких политических конфликтов на протяжении длительного времени, обеспечение при этом высокого уровня жизни и социальных гарантий достигнуто благодаря успешной организации экономической и политической жизни.

Назовем некоторые из принципов данной смешанной модели: 
·  высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);  
· в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);  
· в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация). [10] 

Информация о работе Общественное производство и экономические системы. Основные типы экономических систем