Общественное производство и экономические системы. Основные типы экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение существующих экономических систем и их характеристик.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общественное производство
Глава 2.Сущность экономической системы
2.1. Понятие экономической системы
2.2. Классификация экономических систем
2.3. Современные экономические системы
Глава 3. Разновидности смешанной экономики
3.1. Предпосылки появления разновидностей смешанной экономики
3.2. Американская модель
3.3. Шведская модель
3.4. Японская модель
Глава 4.Особенности российской экономики
4.1. Российская экономика в конце XX-начале XXI век
4.2. Курс развития российской экономики
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Belousov.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Данные принципы обеспечивают высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты.  
Следует заметить, что шведская модель экономики получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведской модели высокий уровень жизни и социальной защищенности сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

Государственное регулирование в экономике Швеции играет огромную роль: государство  контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы.

Система налогообложения  в Швеции построена таким образом, что при увеличении доходов лицу приходится платить больше налогов. Это положительно сказывается на малообеспеченных слоях населения, т. к. часть их налогового бремени берут на себя обеспеченные граждане. «Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики». [11] Но, несмотря на проведенную налоговую реформу, система подоходного налога в Швеции одна из самых высоких. Согласно официальным данным ЕС, уровень налогов в Швеции, где они составляют 55% ВВП, - самый высокий в Европе.

Как уже говорилось, Швеция стремится к достижению полной занятости, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения.

В экономике Швеции очень  высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

 

3.4. Японская  модель

 

Япония создала специфическую  экономическую модель с чрезвычайно  высокими темпами роста промышленного потенциала, с оригинальным типом управления, с уникальными изобретениями в организации производства. Особенностью японской экономической модели является широкая реализация человеческого потенциала, в первую очередь интеллектуального.

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики.

Государство само определяет стратегию развития экономики. Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности.

Также, особенностью государственного регулирования в японской модели смешанной экономики является технологическое  развитие. Именно технологическое развитие является основным средством достижения социально-экономических целей.

Правительство стимулирует  исследования и разработки посредством  налоговых льгот и ускоренной амортизации. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж.

Дополнительно могут  применяться и специальные налоговые  льготы. Для малых и средних  фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. [11]

 

 

 

Глава 4. Особенности российской экономики

4.1. Российская  экономика в конце XX-начале XXI века

 

Своеобразие экономики  России, не имеющей аналогов по своей специфике социально-экономического развития, невозможно включить ни в какие модели.

Российская экономика  имеет недолгую историю. Ее специфика  обусловлена советским прошлым  с присущим ему централизованным планированием, распределением ресурсов, милитаризацией экономики.

1992-1994 гг. характеризуются  кризисным развитием, отличавшимся  большим спадом производства, особенно инвестиций, резким ростом цен, либерализацией экономики; 1994—1996 гг. – формирование нормальной рыночной инфраструктуры, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке; 1996—1998 гг. - возобновление экономического роста, снижение инфляции, стабилизация экономики; 1999 г. — 2008г. – рост производства, вызванный дефолтом.

С 2008 г. экономика России подверглась влиянию мирового экономического кризиса. Развитие глобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а затем к оттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить свои средства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию. Глобальный кризис кредитной системы сказался на банковской системе России, у которой возникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашения краткосрочной внешней задолженности.

 

4.2. Курс развития  российской экономики

 

Внимание нашего правительства  в данный момент сконцентрировано на выход из кризиса и обеспечение  стабильного развития в экономической  и социальной сферах. Путь социально-экономического развития России еще не выбран. Независимо от того, какая будет модель, она должна обеспечить решение следующих задач:

    1. Должна быть достигнута предельная эффективность экономической модели и ее хозяйственного механизма.
    2. Принятая экономическая модель должна обеспечить устойчивое функционирование и саморазвитие экономики при внешней изоляции.
    3. Обеспечить благоприятные жизненные условия для общества.
    4. Обеспечить добросовестное исполнение экономической модели и реализацию интересов социальных групп общества.

В 2008 г. в Россия выбрала  модель инновационного социально ориентированного развития.  Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Инновационное развитие российской экономики в 2008-2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008-2012 годы) базировался на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика  в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно создавались институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Второй этап (2013-2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества. [22]

К. Микульский утверждает, что позитивное развитие России как в ближайшем будущем, так и в перспективе следует связывать с реформаторской переходной моделью. Основными стратегическими направлениями реформ являются разработка, правовое оформление и реализация мер по созданию комплексной системы развитых рыночных институтов; резкое сужение сферы теневой экономики; защита прав собственника; дебюрократизация экономики; реальное правовое обеспечение рыночных отношений; активное регулирование естественных монополий и развитие антимонопольного законодательства и т. д. В такой переходной социально-экономической системе будут изживаться негативные элементы нынешней модели и постепенно возобладают институты и процессы цивилизованного хозяйствования. Таким образом, можно отметить, что для создания гармоничной, социально ориентированной системы государства в первую очередь следует достоверно выявить узкие места в имеющейся социально-экономической системе российского государства, затем уменьшить или полностью разрешить выявленные недостатки и, наконец, разработать стратегию перспективного развития с учетом вышеназванных требований к построению социальной рыночной экономики. [14, стр. 20-21]

Существует точка зрения об эффективном законодательном  пути развития. Современный законодательный  путь на основе международного права позволяет поступательно развиваться значительному числу стран.

Основными элементами данного  пути развития являются:

1) разделение властей;

2) опора на закон,  светский характер развития общества;

3) свободный приток  капиталов в страну.

Подобные элементы позволяют развиваться экономике страны. Развитие должно проходить при условии сохранения социальных гарантий для граждан. Отсутствие развития какого-либо элемента не позволяет развиваться экономике и обществу в современном мире.

В России существуют трудности в развитии вышеуказанных элементов. Есть проблемы в правовой базе, где зачастую отсутствует принцип простоты и доступности. Все это создает трудности для развития не только иностранного бизнеса в нашей стране, но и нашего бизнеса и общества в целом.

Российская экономика  еще не готова к полномасштабному притоку инвестиций. Факторов для  этого достаточно много: например, слабость банковской системы по ресурсной  базе – около 60 % банков имеют проблемы с нормативом достаточности собственных  средств; большая часть ценных бумаг крупных и средних предприятий не представлена на фондовом рынке, а находится в депозитариях; недостаточно развитый потребительский спрос - около 15 % населения живет ниже прожиточного минимума, а ниже среднего уровня жизни - около 35 %.

 Аналитики обращают  внимание, что теневая экономика  и нелегальные потоки “будут продолжать расти все более быстрыми темпами, пока этому не помешают политические меры и институты. Российская экономика на 46 % находится в тени. Россию воспринимают как одну из наиболее коррумпированных в мире стран. По данным 2012 года она занимает 133-е место из 176 в индексе восприятия коррупции “Транспэрэнси интернэшнл”.

Сохранение социальных гарантий является важнейшим элементом  успешных рыночных преобразований. Коммерциализация производств без четкой правовой базы приводит к отрицательным социальным последствиям. Особенно это касается производства общественных благ, где возможности бизнеса ограничены естественными причинами данных отраслей. Поэтому необходима в данном направлении поддержка государства, а не коммерциализация, сохранение и развитие социальной сферы. Также требуется последовательно совершенствовать законодательную базу для привлечения инвестиций и уменьшения оттока капитала из страны. Для этого необходимо создавать условия для максимально открытого рынка и максимального вовлечения нашей страны в мировую торговлю. [15, стр. 36]

Также российской спецификой является высочайшая степень сращивания крупного бизнеса и бюрократии, целью  которого выступает не наиболее эффективное решение народнохозяйственных проблем путем соединения усилий государства и бизнеса, а реализация личного интереса участников коалиции.

Стоит отметить, что сегодня  речь идет не о переходной форме, а  о формировании нового устойчивого  экономического отношения с большими перспективами, поскольку в обществе появляется все больше проблем, которые по отдельности не в состоянии решить ни рынок, ни государство либо по отдельности решают их неэффективно. Партнерство предполагает не усиление роли какого-то партнера за счет уменьшения роли другого, а использование сильных сторон каждого участника. Отношения партнерства должны строиться на долгосрочной основе и использовать преимущества каждого из участников: предпринимательскую подвижность и управленческую компетентность частного бизнеса и надежность и стабильность государственного сектора. Последний должен выступать в роли гаранта и обеспечивать частному предпринимателю более комфортные условия хозяйствования, повышая тем самым его конкурентоспособность.

Представляется более  приближенным к сути явления следующее  определение: государственно-частное  партнерство (ГЧП) представляет собой  равноправный союз между государством и частными компаниями для решения  стратегических общественных задач. ГЧП - это не объединение собственности, а объединение усилий по достижению конечной единой цели. При возникновении отношений ГЧП происходит взаимная частичная передача определенного пучка прав собственности на возвратной основе. При этом достижение единой цели обеспечивает реализацию интересов каждой стороны, вступающей в партнерские отношения, без нанесения ущерба одной из них. [16] Значение данной формы отношений будет возрастать по мере прогрессивного развития производительных сил и экономических отношений. [17, стр. 21,23]

В современном мире очень  актуален вопрос о месте Российской Федерации на мировой арене и  о переходе нашей страны на более  высокий уровень развития. Западные специалисты, отвечая на вопрос «что же делать нашей стране, чтобы вписаться  в мировой инновационный процесс», отвечают: «Наиболее разумно сделать это через Силиконовую долину, предлагая там свои инновационные идеи. Под патронажем уже сложившейся инновационной экосистемы довести проекты до ума. Те из них, которые окажутся коммерчески привлекательными, получат шанс вписаться в производственные цепи ведущих транснациональных корпораций». [17, стр. 22]

Экономист, американец Дейл Джоргенсон, отмечает, что экономика России в ближайшее время вернет себе одно из ведущих мест на мировой арене. В доказательство о потенциале российской экономики американский экономист привел такие факты: «До 1995 года рост экономики в России был отрицательным, с 1995 года он составил — 1,8%. С 2000 года он достиг уже 6%». В ближайшие 5-7 лет, считает Джоргенсон, «рост российской экономики будет составлять 4,5%». Он уверен, что рост производительности труда приблизится к отметке 5,2%. На основании всего этого экономист делает вывод, что «Россия имеет большой прорывной экономический потенциал, который может вывести ее на уровень одной из наиболее развитых в экономическом отношении стран мира».

Информация о работе Общественное производство и экономические системы. Основные типы экономических систем