Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции и пути ее повышение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы. Цель работы - провести исследования и дать оценку конкурентоспособности товара. Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Вывести понятие и сущность конкурентоспособности;
Рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг;
Проанализировать уровни конкурентоспособности предприятий;
Изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
Исследовать конкурентоспособность предприятия ООО «Сервис-техника» и его товаров;
На основе проведенного исследования предложить пути повышения конкурентоспособности товаров в деятельности ООО «Сервис-техника».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Составляющие конкурентоспособности товара
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
2. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг на ООО «сервис-техника»
2.1. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг
2.2. Общая характеристика ООО «Сервис-техника»
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Сервис-техника»
2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров в деятельности фирмы ООО «Сервис-техника»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Матрица оценки компьютерных фирм.

№ п/п

Параметры оцениваемой

фирмы

Уровни оценки фирм

0 (неудовлетворительно)

1 (удовлетворительно)

2 (хорошо)

3 (отлично)

1

Цена

Очень высокая цена

Высокая цена

Средняя цена

Низкая цена

2

Качество сборки

Фирма вообще не собирает, а продает только готовые компьютеры определенной конфигурации, которая устраивает далеко не всех клиентов

Низкое качество. Комплектующие плохо закреплены или касаются друг друга

Хорошее качество сборки. Комплектующие закреплены хорошо, но не проверены на работоспособность. Вполне где-нибудь может оказаться плохой контакт

Отличная сборка. Все  хорошо закреплено и проверено

3

Стаж работы на самарском рынке

Фирма только что создана, ее пока почти никто не знает

Достаточно новая, недавно  созданная фирма, малоизвестная на рынке

Средний стаж работы (3-5 лет). Уже достаточно известная фирма

«Ветеран» самарского рынка. Стаж работы около 10 лет. Очень известная фирма

4

Уровень квалификации персонала

Очень низкий уровень  квалификации. Персонал почти не консультирует клиентов, а только оформляет покупки готовых компьютеров.

Низкий уровень квалификации. Могут консультировать только по узкому кругу вопросов и часто вводят клиента в заблуждение. Много времени уходит на сборку компьютера

Хороший уровень квалификации. Консультируют по многим вопросам и качественно собирают компьютер

Могут ответить практически на любой вопрос. Не вводят клиента в заблуждение. Быстро и качественно собирают компьютеры.

5

Рекламная стратегия

Реклама только в печатных СМИ, т.к. у совсем молодой фирмы  пока нет средств на рекламу в  электронных СМИ

Практически отсутствует реклама. Иногда можно встретить рекламу в электронных и печатных СМИ

Реклама довольно часто  показывается в электронным и  печатных СМИ.

Очень мощная рекламная стратегия. Реклама встречается очень часто и во всех СМИ


Для рассматриваемых  фирм анализ показателей конкурентоспособности  показал:

общий индекс конкурентоспособности для фирмы «Сервис-техника» составляет:

Jn = (0+3+3+3+2)/5 = 2,2

общий индекс конкурентоспособности  для фирмы «Прагма» составляет:

Jn = (3+3+3+3+3)/5 = 3,0

общий индекс конкурентоспособности  для фирмы «Radiant» составляет:

Jn = (1+3+3+3+2)/5 = 2,4

Наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает фирма «Прагма». У Фирмы «Radiant» коэффициент конкурентоспособности также подпадает под наивысшую оценку, однако общий индекс конкурентоспособности у нее значительно меньше, чем у фирмы «Прагма». А вот конкурентоспособность фирмы ООО «Сервис-техника» можно оценить только на «хорошо».

2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров в деятельности фирмы ООО «Сервис-техника»

Оценив уровень конкурентоспособности  фирмы «Сервис-техника» по сравнению с фирмами «Прагма» и «Radiant» видно, что она по всем показателям приравнивается к основным конкурентам, кроме цены.

Причем у «лидера» конкурентоспособности – фирмы  «Прагма» - завышенный курс доллара  – 31,85 руб. (следовательно, и цены в  рублях получаются выше), в то время как у фирм «Сервис-техника» и «Radiant» - 31,50 руб., и работает мощная система скидок (см. приложение 2). У фирм «Сервис-техника» и Radiant никаких скидок нет.

Что же можно порекомендовать  ООО «Сервис-техника» для снижения цен на свои товары?

  1. можно поискать другого поставщика, у которого будут ниже дилерские цены. Например, можно выяснить, с какими поставщиками работает фирма «Прагма» или «Radiant», посмотреть и сравнить их цены и, если цены окажутся ниже, перейти к ним;
  2. возможно, у фирмы «Сервис-техника» слишком большая торговая наценка, которая на данный момент составляет 20%. Можно посоветовать снизить ее до 15%;
  3. поскольку «Сервис-техника» - фирма очень известная в Самаре, с высоким стажем работы, можно посоветовать сократить до минимума расходы на рекламу и маркетинговые исследования. Единственное, для чего сейчас могут потребоваться маркетинговые исследования – это поиск другого поставщика;
  4. Что касается производственных расходов, то можно посоветовать сменить местоположение офиса, найдя помещение с более низкой арендной платой, что повлечет за собой временное увеличение издержек на рекламу для того, чтобы клиенты узнали новое местонахождение фирмы.

Ну и последнее, что  можно посоветовать фирме «Сервис-техника», для снижения цен на свои компьютеры и комплектующие – это использовать такой вид маркетинга, как ввести систему скидок. Например, скидки постоянным клиентам, скидки по дисконтным картам, как, например, сделала фирма «Прагма»

 

Заключение

 

В данной работе был проведен анализ оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. Безусловно, данный анализ не полон в силу ряда обстоятельств.

В первой главе работы рассматривались и были проанализированы такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность товаров и какие факторы на них влияют.

Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.

Для оценки конкурентоспособности  вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. На конкурентоспособность товаров оказывают влияние многие факторы и на первом месте цена и качество. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Цена – денежное выражение стоимости товара, включающее в себя качество товара, а качество, в свою очередь, включает в себя издержка производства, технологический уровень производства, квалификацию персонала и многие другие факторы.

При разработке стратегии повышения  качества товара следует учитывать  изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

На основании  проведенного исследования было выявлено, что на качество товаров влияют такие группы факторов как внешние и внутренние. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:

  • способствовали планомерному повышению эффективности производства;
  • учитывали современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;
  • были стабильными;
  • характеризовали все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства.

Экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность менеджмента предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.

Во второй главе работы были рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг и, основываясь на них, проанализировали конкурентоспособность ООО «Сервис-техника», которая специализируется, главным образом, на продаже компьютеров и комплектующих к ним, а также осуществляет гарантийное и сервисное обслуживание компьютерной техники. Здесь важно подчеркнуть, что не рассматривались все описанные нами методы оценки конкурентоспособности, поскольку ООО «Сервис-техника» не занимается производством компьютерных комплектующих, а только их покупкой и сборкой из них готовых изделий.

Проведенный анализ конкурентоспособности данной фирмы и ее товаров показал, что по сравнению со своими главными конкурентами ООО «Сервис-техника» ни в чем им не уступает, кроме такого важного фактора конкурентоспособности товаров, как цена.

В данной области цена играет, пожалуй, не только самую главную, но и единственную роль, поскольку люди, у которых появилось желание купить новый компьютер или обновить старый, смотрят в первую очередь и только на цены. Прочие факторы, как показывает наш анализ, у всех фирм равные. А вот цены у всех фирм, естественно, разные. Если фирма «Сервис-техника» в ближайшее время не предпримет ничего для снижения своих цен, то, по моему мнению, она может в скором времени потерять всех своих клиентов, вплоть до того, что она будет просто вытеснена с рынка компьютеров своими главными конкурентами.

 

Список литературы:

  1. Академия рынка. Маркетинг /Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. - М., 1993.
  2. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов /Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич., Х. Анн; Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – М.: ОАО Экономика, 2002.
  3. Баранчеев В. Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий //Маркетинг, №5, 2002.
  4. Басовский Л.Е. Маркетинг. М., Инфра—М, 2000.
  5. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения //Маркетинг, № 8, 2001.
  6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. – М.: Финпресс, 2002.
  7. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: Бином, 2001.
  8. Дихтель Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 2000.
  9. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М., 2002.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб, АО Коруна, АОЗТ Литера плюс, 2000.
  11. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - М., Издательский дом Вильямс, 1998.
  12. Маркетинг /под ред. А.Н. Романова. - М., 2003.
  13. Маркетинг: Учебник. /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
  14. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий //Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2002.
  15. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур //Риск, № 3, 2001
  16. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2000.
  17. Ноздрева В.Ю., Гречков. Маркетинг, учебник. - М.: Юристъ, 2000.
  18. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М., 2003.
  19. Соловьев Б. А. Управление маркетингом: 17-ти модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. Модуль 13. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  20. Стати М. П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы //Маркетинг, №1, 2001, стр. 23-32, Маркетинг, №2, 2001, стр. 24-30.
  21. Управление качеством. /под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998
  22. Уруков В. Правовая основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий //Хозяйство и право, 2002, № 6.
  23. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность. России и подготовка кадров //Общество и экономика, 2001, № 7.
  24. Фомин В.Н.  Качество продукции и маркетинг. - М., 2001.
  25. Хруцкий И.В., Корнеева И.В. Современный маркетинг, настольная книга по исследованию рынка. - М., 2000.
  26. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. - М., 2002.
  27. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем; Изд-во ГНОМ-ПРЕСС, 2001.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции и пути ее повышение