Операционный менеджмент в структуре менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 16:16, лекция

Описание работы

1. Экономическая сущность ОМ. Операция как вид деятельности.
2 Концепция, принципы, функции и методы операционного менеджмента.

Файлы: 1 файл

ОМ tema_1_ОМ-функц_напр (1).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Операционный менеджмент в структуре менеджмента организации

 

  1. Воронкова, В. Г. Операційний менеджмент [навч. посібник] [Текст] / В. Г. Воронкова  [та ін.] – Львів : «Магнолія 2006». – 2009. (с. 12 – 37)
  2. Михайловська, О. В. Операційний менеджмент [навч. посібник] [Текст] / О. В. Михайловська. - К. : Кондор, 2008. (с. 15 – 70)
  3. Гевко, І. Б. Операційний менеджмент [навч. посібник] [Текст] / І. Б. Гевко. - К. : Кондор, 2008. (с. 9 – 14) (см. СЛАЙД 2).

 

 

1. Экономическая сущность  ОМ. Операция как вид деятельности.

 

Трансформационные преобразования, происходящие в Украине, требуют от руководителей предприятий различных видов экономической деятельности и форм собственности глубокой теоретической подготовки и навыков эффективного управления. Важным элементом подготовки таких специалистов является дисциплина «Операционный менеджмент».

Целью дисциплины ОМ является формирование у будущих экономистов умения разработки операционной стратегии, создание и использование отраслевых операционных систем, как основы достижения миссии организации.

Задачи ОМ:

  1. изучение принципов и методов рациональной организации, планирования и контроля, а также функционирования операционных систем разных видов;
  2. получение навыков разработки операционной стратегии предприятия;
  3. приобретение опыта обоснования решений, касающихся создания операционной системы и поддержания соответствующего режима ее текущего функционирования;
  4. изучение менеджмента качества и системы управления производительностью операционной деятельности предприятия.

Объект ОМ – операции в разных сферах человеческой деятельности.

Предмет ОМ – закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы предприятия.

 

Операционная система – это система, которая использует операционные ресурсы организации для преобразования входящих производственных факторов («входов») в определенную продукцию («выходы») (см. СЛАЙД 4).

 


 

 

 

 

Предприятие является открытой социотехнической системой, эффективность которой определяется соотношением входящих и исходящих потоков.

Решения о преобразовании «входов» в «выходы» принимаются в контексте общего функционирования предприятия в зависимости от места и роли его на рынке и принятой корпоративной стратегии. Реализация корпоративной стратегии осуществляется системой управления предприятия, схематический вид которой показан на СЛАЙДе 5.

Ключевыми элементами системы управления предприятием являются подсистема стратегического управления и подсистема оперативного управления.

Подсистема стратегического управления включает в себя целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую подсистемы.

Составными элементами подсистемы оперативного управления являются подсистема финансового управления, операционная подсистема и подсистема маркетингового менеджмента. Главной целью операционной подсистемы считается реализация операционной стратегии, т.е. стратегии, которая является составной частью корпоративной стратегии и определяет способ и уровень использования производственной мощности предприятия.

Операционная подсистема рассматривается как полная система производственной деятельности предприятия, которая состоит из следующих подсистем:

  • Подсистема планирования и контроля.

Задача подсистемы состоит в определении направлений деятельности производственной подсистемы на основе сопоставления и анализа информации о состоянии внешней и внутренней среды, возможных угрозах и перспективах развития.

 

 

Рис. 1. Место и роль операционной подсистемы в системе управления предприятием.

  • Производственная подсистема.

Данная подсистема связана непосредственно с преобразованием входящих ресурсных потоков в конечные результаты. Подсистема настроена на работу с материально-техническими потоками.

  • Обеспечивающая подсистема.

Данная подсистема напрямую не связана с процессом преобразования, а выполняет вспомогательные функции обеспечения. Деятельность вспомогательной подсистемы проявляется в трех плоскостях: материально-технические потоки во внутрь системы, обеспечение движения товарно-материальных потоков внутри системы (предприятия) и вывод готовой продукции из системы.

 

Выполнение основной задачи операционной подсистемы (эффективное преобразование входящих потоков в исходящие) должно быть направлено на достижение стратегической цели предприятия – выживание в долгосрочном периоде посредством повышения его конкурентоспособности.

На основании вышеизложенного определим операционный менеджмент как деятельность, связанную с разработкой, использованием и усовершенствованием операционных систем, на базе которых производятся основная продукция или услуги предприятия.

либо деятельность по управлению процессами приобретения ресурсов, преобразованием их в готовый продукт и поставкой произведенного продукта покупателю.

Ключевое словосочетание данного определения – «управление процессами».

Процесс здесь рассматривается как последовательность заданий или процедур, которые в комплексе решают некоторую совокупность взаимосвязанных задач.

Операция –  комплекс взаимосвязанных действий по изменению качественных и количественных характеристик вводимых ресурсов.

 

В операционном менеджменте выделяют четыре отдельные вида деятельности, которые можно описать как операции:

1) производство – физические материалы преобразуются в продукцию, которая потом продается покупателям. Покупатель осуществляет либо конечное ее потребление, либо использует для дальнейшей производственной деятельности;

2) поставки (снабжение) – деятельность, связанная с переходом права собственности на товары;

3) транспортировка – перемещение товара или людей с одного места на другое, при котором не осуществляется никаких физических преобразований с перемещаемыми объектами;

4) сервис – деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь может идти о физическом, интеллектуальном состояниях или же их объединении.

 

Наиболее удобным способом наочного представления взаимосвязей между перечисленными видами деятельности является тетраэдр операций.


 



 

 

 



 


 

 

Как видно из рисунка, организация может стремиться к одной из возможных комбинаций вышеупомянутых операций. При этом ни одна из организаций не располагается в какой либо вершине тетраэдра.

Управление операциями – предполагает нахождение безопасных оптимизированных алгоритмов проектирования деятельности организации, которые обеспечивали бы динамическое равновесие организации и внешней среды.

Алгоритм управления – это намеченная и принятая менеджером последовательность методов в процессе решения определенной управленческой проблемы. 

В процессе управления операциями могут быть использованы следующие типы алгоритмов:

 
1. Линейный алгоритм. Сущность линейного алгоритма состоит в том, что он воссоздает процесс управления, который состоит из цепочки последовательных действий и последующее действие зависит от результатов предыдущего.

 

 

П – проблемы; 
n1, n2 … nn – ряд действий; 
ОР – ожидаемый результат.

 
2. Циклический алгоритм применяется в случае, когда полученный промежуточный результат от проведенных действий будет неудовлетворительным и возникает потребность возврата к предыдущим действиям с целью улучшения результата.

 

 

3. Разветвленный алгоритм используется в тех случаях, когда функции отдельных структур управления операционной системой не совпадают, т.е. могут применяться параллельные действия, что разрешает увеличить количество структур и людей, одновременно выполняющих поставленную задачу.

4. Адаптивный алгоритм – определяется только первый шаг, первое действие, в дальнейшем выбор каждого последующего действия зависит от предыдущего шага.

ОР1, ОР2 – ожидаемый результат от 1-го и 2-го шага.

 
Адаптивный алгоритм считается наиболее результативным, т.к. процесс поиска определяется на базе полной информации. Тем не менее имеется и недостаток: невозможно предусмотреть и проконтролировать затраты и сроки выполнения. 
Из всех алгоритмов наиболее приемлем на практике адаптивный, поскольку дает возможность максимально использовать творческий потенциал руководителя.

 

 

1.2  Концепция, принципы, функции и методы операционного  менеджмента.

 

Под концепцией операционного менеджмента следует понимать систему научных знаний, которые формируют теоретическую базу практики управления операционной системой (организациями).

 

Базируется концепция на трех факторах:

- иерархическая структура, где основное средство влияния это давления на человека «сверху» посредством принуждения и контроля над распределением материальных благ.

- культура – выработанные обществом и организацией совместные ценности и установки, которые регламентируют и принуждают индивида вести себя определенным образом.

- рынок – система равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности и равновесии интересов продавца и покупателя.

От того, какому из факторов отдается приоритет в организации, зависит разновидность стиля управления операционной системой. Выделяют авторитарный, демократический, либеральный стили управления.

Принципы операционного менеджмента:

- целенаправленность;

- экономичность;

- адекватность;

- комплексность;

- концентрированность;

- научность;

- адаптивность;

- ответственность.

Функции операционного менеджмента:

  1. Планирование – определяет перспективу развития операционной системы и ее будущее состояние, обуславливает темп, источники, методы и формы развития операционной системы для достижения намеченной цели в виде конкретных плановых заданий и показателей с установлением сроков и нормативов.
  2. Организация – функция создания определенной структуры для достижения принятых планов отдельными исполнителями и подразделениями. Призвана обеспечить четкость выполнения операций, четкую взаимозависимость исполнителей и подразделений при одновременном повышении эффективности использования их труда.
  3. Мотивация – это стимулирование себя и других к целенаправленным действиям для достижения своих целей и целей операционной системы.
  4. Контроль – систематический процесс при помощи которого операционные менеджеры регулируют деятельность организации, обеспечивая ее соответствие планам, целям и нормативным показателям.

 

Реализация функций ОМ обеспечивается при помощи определенных методов.

 

Методы операционного менеджмента – это совокупность правил и процедур, выполнения различны заданий управления с целью выработки рациональных управленческих решений.

Методы делятся на 2 группы: общие и специальные.

Общие:

- организационные – это совокупность средств и приемов управленческого воздействия на организационные отношения между работниками в процессе функционирования производственных систем с целью их управления в соответствии с изменяющимися условиями.

- административные – это методы, которые реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускают минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность за результаты возлагается на руководителя.

- экономические – это совокупность  приемов и средств, которые обеспечивают использование объективных экономических законов и интересов в деятельности организации на основе товарно-денежных отношений с целью достижения ее целей.

- социально-психологические –  это способы влияния на группу людей, которые базируются на использовании социальной и общей психологии в управлении производством.

 

К специальным методам операционного менеджмента относят:

 

Область применения

Тип метода

1. Анализ ситуации

Системный анализ, написание сценария, метод сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ.

2. Определение информации

Интервью, анкетирование, экспертиза.

3. Оценка решений и ситуаций.

Оценка продукта, оценка научно технического уровня производства.

4. Методы генерирования идей

Мозговая атака, морфологический анализ, деловая игра.

5. Принятия решений

Экономико-математические модели, дерево решений, сравнение альтернатив.

6. Прогнозирование ситуации

Экстраполяция аналогий, регрессионный анализ, эконометрическое моделирование.

7. Метод научной презентации

Графические модели, физические модели, должностные инструкции.

8. Метод аргументации

Презентация, проведение переговоров.

Информация о работе Операционный менеджмент в структуре менеджмента организации