Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 16:16, лекция
1. Экономическая сущность ОМ. Операция как вид деятельности.
2 Концепция, принципы, функции и методы операционного менеджмента.
Операционный менеджмент в структуре менеджмента организации
1. Экономическая сущность ОМ. Операция как вид деятельности.
Трансформационные преобразования, происходящие в Украине, требуют от руководителей предприятий различных видов экономической деятельности и форм собственности глубокой теоретической подготовки и навыков эффективного управления. Важным элементом подготовки таких специалистов является дисциплина «Операционный менеджмент».
Целью дисциплины ОМ является формирование у будущих экономистов умения разработки операционной стратегии, создание и использование отраслевых операционных систем, как основы достижения миссии организации.
Задачи ОМ:
Объект ОМ – операции в разных сферах человеческой деятельности.
Предмет ОМ – закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы предприятия.
Операционная система – это система, которая использует операционные ресурсы организации для преобразования входящих производственных факторов («входов») в определенную продукцию («выходы») (см. СЛАЙД 4).
Предприятие является открытой социотехнической системой, эффективность которой определяется соотношением входящих и исходящих потоков.
Решения о преобразовании «входов» в «выходы» принимаются в контексте общего функционирования предприятия в зависимости от места и роли его на рынке и принятой корпоративной стратегии. Реализация корпоративной стратегии осуществляется системой управления предприятия, схематический вид которой показан на СЛАЙДе 5.
Ключевыми элементами системы управления предприятием являются подсистема стратегического управления и подсистема оперативного управления.
Подсистема стратегического управления включает в себя целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую подсистемы.
Составными элементами подсистемы оперативного управления являются подсистема финансового управления, операционная подсистема и подсистема маркетингового менеджмента. Главной целью операционной подсистемы считается реализация операционной стратегии, т.е. стратегии, которая является составной частью корпоративной стратегии и определяет способ и уровень использования производственной мощности предприятия.
Операционная подсистема рассматривается как полная система производственной деятельности предприятия, которая состоит из следующих подсистем:
Задача подсистемы состоит в определении направлений деятельности производственной подсистемы на основе сопоставления и анализа информации о состоянии внешней и внутренней среды, возможных угрозах и перспективах развития.
Рис. 1. Место и роль операционной подсистемы в системе управления предприятием.
Данная подсистема связана непосредственно с преобразованием входящих ресурсных потоков в конечные результаты. Подсистема настроена на работу с материально-техническими потоками.
Данная подсистема напрямую не связана с процессом преобразования, а выполняет вспомогательные функции обеспечения. Деятельность вспомогательной подсистемы проявляется в трех плоскостях: материально-технические потоки во внутрь системы, обеспечение движения товарно-материальных потоков внутри системы (предприятия) и вывод готовой продукции из системы.
Выполнение основной задачи операционной подсистемы (эффективное преобразование входящих потоков в исходящие) должно быть направлено на достижение стратегической цели предприятия – выживание в долгосрочном периоде посредством повышения его конкурентоспособности.
На основании вышеизложенного определим операционный менеджмент как деятельность, связанную с разработкой, использованием и усовершенствованием операционных систем, на базе которых производятся основная продукция или услуги предприятия.
либо деятельность по управлению процессами приобретения ресурсов, преобразованием их в готовый продукт и поставкой произведенного продукта покупателю.
Ключевое словосочетание данного определения – «управление процессами».
Процесс здесь рассматривается как последовательность заданий или процедур, которые в комплексе решают некоторую совокупность взаимосвязанных задач.
Операция – комплекс взаимосвязанных действий по изменению качественных и количественных характеристик вводимых ресурсов.
В операционном менеджменте выделяют четыре отдельные вида деятельности, которые можно описать как операции:
1) производство – физические материалы преобразуются в продукцию, которая потом продается покупателям. Покупатель осуществляет либо конечное ее потребление, либо использует для дальнейшей производственной деятельности;
2) поставки (снабжение) – деятельность, связанная с переходом права собственности на товары;
3) транспортировка – перемещение товара или людей с одного места на другое, при котором не осуществляется никаких физических преобразований с перемещаемыми объектами;
4) сервис – деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь может идти о физическом, интеллектуальном состояниях или же их объединении.
Наиболее удобным способом наочного представления взаимосвязей между перечисленными видами деятельности является тетраэдр операций.
Как видно из рисунка, организация может стремиться к одной из возможных комбинаций вышеупомянутых операций. При этом ни одна из организаций не располагается в какой либо вершине тетраэдра.
Управление операциями – предполагает нахождение безопасных оптимизированных алгоритмов проектирования деятельности организации, которые обеспечивали бы динамическое равновесие организации и внешней среды.
Алгоритм управления – это намеченная
и принятая менеджером последовательность
методов в процессе решения определенной
управленческой проблемы.
В процессе управления операциями могут быть использованы следующие типы алгоритмов:
1. Линейный алгоритм. Сущность линейного алгоритма состоит
в том, что он воссоздает процесс управления,
который состоит из цепочки последовательных
действий и последующее действие зависит
от результатов предыдущего.
П – проблемы;
n1, n2 … nn – ряд действий;
ОР – ожидаемый результат.
2. Циклический алгоритм применяется в случае, когда полученный
промежуточный результат от проведенных
действий будет неудовлетворительным
и возникает потребность возврата к предыдущим
действиям с целью улучшения результата.
3. Разветвленный алгоритм используется в тех случаях, когда функции отдельных структур управления операционной системой не совпадают, т.е. могут применяться параллельные действия, что разрешает увеличить количество структур и людей, одновременно выполняющих поставленную задачу.
4. Адаптивный алгоритм – определяется только первый шаг, первое действие, в дальнейшем выбор каждого последующего действия зависит от предыдущего шага.
ОР1, ОР2 – ожидаемый результат от 1-го и 2-го шага.
Адаптивный алгоритм считается наиболее результативным, т.к. процесс поиска определяется
на базе полной информации. Тем не менее
имеется и недостаток: невозможно предусмотреть
и проконтролировать затраты и сроки выполнения.
Из всех алгоритмов наиболее приемлем
на практике адаптивный, поскольку дает
возможность максимально использовать
творческий потенциал руководителя.
1.2 Концепция, принципы,
функции и методы
Под концепцией операционного менеджмента следует понимать систему научных знаний, которые формируют теоретическую базу практики управления операционной системой (организациями).
Базируется концепция на трех факторах:
- иерархическая структура, где основное средство влияния это давления на человека «сверху» посредством принуждения и контроля над распределением материальных благ.
- культура – выработанные обществом и организацией совместные ценности и установки, которые регламентируют и принуждают индивида вести себя определенным образом.
- рынок – система равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности и равновесии интересов продавца и покупателя.
От того, какому из факторов отдается приоритет в организации, зависит разновидность стиля управления операционной системой. Выделяют авторитарный, демократический, либеральный стили управления.
Принципы операционного менеджмента:
- целенаправленность;
- экономичность;
- адекватность;
- комплексность;
- концентрированность;
- научность;
- адаптивность;
- ответственность.
Функции операционного менеджмента:
Реализация функций ОМ обеспечивается при помощи определенных методов.
Методы операционного менеджмента – это совокупность правил и процедур, выполнения различны заданий управления с целью выработки рациональных управленческих решений.
Методы делятся на 2 группы: общие и специальные.
Общие:
- организационные – это совокупность средств и приемов управленческого воздействия на организационные отношения между работниками в процессе функционирования производственных систем с целью их управления в соответствии с изменяющимися условиями.
- административные – это методы, которые реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускают минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность за результаты возлагается на руководителя.
- экономические – это
- социально-психологические – это способы влияния на группу людей, которые базируются на использовании социальной и общей психологии в управлении производством.
К специальным методам операционного менеджмента относят:
Область применения |
Тип метода |
1. Анализ ситуации |
Системный анализ, написание сценария, метод сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ. |
2. Определение информации |
Интервью, анкетирование, экспертиза. |
3. Оценка решений и ситуаций. |
Оценка продукта, оценка научно технического уровня производства. |
4. Методы генерирования идей |
Мозговая атака, морфологический анализ, деловая игра. |
5. Принятия решений |
Экономико-математические модели, дерево решений, сравнение альтернатив. |
6. Прогнозирование ситуации |
Экстраполяция аналогий, регрессионный анализ, эконометрическое моделирование. |
7. Метод научной презентации |
Графические модели, физические модели, должностные инструкции. |
8. Метод аргументации |
Презентация, проведение переговоров. |
Информация о работе Операционный менеджмент в структуре менеджмента организации