Определение дохода, классификация, распределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ неравенства доходов и политики перераспределения доходов. В задачи курсовой работы входит изучение следующих вопросов:
- определение дохода, классификация, распределение доходов; их дифференциация;
- государственная политика доходов;

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом.теории.docx

— 185.70 Кб (Скачать файл)

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Растущий разрыв между выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности.

Большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть проблему питания, то окажется, что миллионы семей не в состоянии нормально питаться.

При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во многих странах взяточничество считается нормой каждодневной жизни.

По данным статистики, например, в России на начало 2001 г. только 3% населения относилось к “богатым” (имело годовой доход свыше 5 тыс. дол.), 20% – имело средние доходы, 40% – малообеспеченные, отброшенные по уровню потребления на 10-15 лет назад, 20% – население с доходами ниже прожиточного уровня (социально неблагополучные), 7% – неимущие граждане, для которых стоит проблема поддержания физиологического стандарта, 10% – нищие, так называемый “социальный низ”; Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает дифференциацию доходов на данный момент, но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если молодые люди, как правило, имеют низкие доходы, то к 40-50 годам они передвигаются в группы с более высокими доходами. У людей с высшим образованием доходы в среднем в два с лишним раза выше, чем у людей, окончивших только школу. Распределению доходов в рыночной экономике обычно свойственна значительная степень неравенства. Она определяется тремя основными обстоятельствами.

“Во-первых, факторами, которые были в широком смысле унаследованы индивидом. К ним относятся не только полученные в наследство акции, денежные депозиты, недвижимость и т.п., но и природная одаренность, способности к тем или иным занятиям.

Во-вторых, накопленным в течение жизни человеческим капиталом. Важнейшим фактором его формирования выступает образование.

В-третьих, удачей: человек может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.” Дифференциация заработков объясняется также соотношением спроса и предложения на конкретную профессию. Если, например, падает зарплата инженера, значит, уменьшается спрос на этот вид труда. Но почему отличаются условия спроса на различных рынках труда? Если бы все работники были однородны, все работы одинаково привлекательны для работников и рынки труда совершенно конкурентны, то все работники получали бы абсолютно одну и ту же ставку зарплаты. Отсюда ясно, почему на практике ставки зарплаты различны:

1. Работники – неоднородны. Они  различаются по способностям, а  также по уровням подготовки  и образования, поэтому попадают  в не конкурирующие друг с  другом профессиональные группы.

2. Виды работ различаются своей  привлекательностью.

3. Рынки труда обычно характеризуются  несовершенной конкуренцией.

У людей разные интеллектуальные и физические способности. У одних – высокий коэффициент интеллекта позволяет им освоить профессии врача-хирурга, юриста, физика. Другие обладают исключительными физическими способностями и могут стать высокооплачиваемыми профессиональными спортсменами. Третьи наделены врожденным талантом художника или музыканта. Привлекательность работ – другой важный фактор дифференциации доходов. Практически всюду строительные рабочие получают более высокую заработную плату, чем конторские клерки. Строительные работы предполагают тяжелый физический труд в разных погодных условиях, возможность травм. Конторские служащие – это  приятное окружение, кондиционер, незначительный риск несчастных случаев и увольнений. В результате подрядчики на стройках должны платить более высокую зарплату, чем платят фирмы. Есть и другие факторы, которые влияют на неравенство доходов. Удача, случай, личные контакты – все это помогает разбогатеть. С другой стороны, множество причин (длительная болезнь, несчастный случай, смерть кормильца, дискриминация по национальному признаку) могут привести к бедности. Одной из характерных черт переходного периода в России стали существенные изменения в распределении доходов населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики.

2.2. Влияние  неравенства и бедности на  динамику 

экономического развития.

В отношении обратной зависимости – влияние неравенства и бедности на экономический рост выдвигаются три группы аргументов:

  • политэкономические факторы;
  • несовершенство рынка и капитала;
  • социальные конфликты.

 

Политэкономические исследования А. Алесина, Д. Родрига и др. приводят к заключению об отрицательном влиянии неравенства и бедности на экономический рост. Перераспределение осуществляется за счет налогов, которые вносят искажения и дестимулируют развитие. Предполагается, что экономика обладает определенным потенциалом роста, но если имеет место высокое перераспределение, то реальный рост будет меньше потенциального и, таким образом, неравенство и бедность приводят к замедлению темпов экономического роста.

Следствием несовершенства рынка капиталов является характер зависимости между текущим благосостоянием человека и его будущим благосостоянием. Бедные люди имеют ограниченные возможности для получения, как образования, так и предметов и займов с целью организации бизнеса. В результате потенциал этой категории населения недоиспользуется, и бедные недоинвестируют, что отрицательно сказывается на продуктивности экономики и темпах ее роста.

Третья группа аргументов поддерживающих идею о негативном влиянии неравенства и бедности на экономический рост связана с тем, что высокий уровень неравенства влечет за собой социальные конфликты в обществе. Результатом конфликтов могут быть политическая нестабильность, которая увеличивает риски и снижает инвестиционную привлекательность территории, и следствием этого является замедление экономического развития. Для улаживания социальных конфликтов и достижения равновесия в обществе, в распоряжение политической системы могут потребоваться дополнительные ресурсы, что будет снижать общую эффективность экономической системы. Силы, определяющие экономическое неравенство, мощны и устойчивы. Специалистами установлены основные причины неравенства доходов. Они проистекают, прежде всего, из частной собственности. Различия в уровне богатства являются главным фактором экономического неравенства, будь то приобретенные месторождения природных ресурсов, производственные новшества или любые другие накопления капитала, а так же, наследуемая собственность.

Еще одна группа факторов, под воздействием которых складывается экономическое неравенство, составляют различия в возрасте и здоровье людей, а так же возможностей их доступа к благополучию, что предопределяет развитие социального страхования и государственной социальной помощи в обучении и профессиональном образовании выходцев из бедных семей. Богатые страны располагают большими возможностями уменьшить неравенство в условиях жизни, чем развивающиеся страны.

Глава 3. Регулирование (перераспределение) доходов.

 

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в бюджетных отраслях, чьи доходы (зарплата и жалованье) носят фиксированный характер. Обычно эта функция реализуется законодательным установлением  минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать сложившийся в обществе стандарт благосостояния.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямыми и косвенными способами, включающими:

  • Трансфертные платежи, т.е. пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • Регулирование цен на социально значимую продукцию;
  • Индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • Обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях;
  • Прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального  дохода.

Изменения в системе налогообложения и процентной ставки – таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство.

Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, - размер «потребляемой» части дохода и тем самым величину действительного («эффективного») спроса. Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии», когда стимулируется рост доходов населения).

Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится  избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. Стремление к равенству доходов, символизирующему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни бедному (все равно  общество поддержит), ни богатому (все равно общество отнимет).Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается значительной имущественной дифференциацией общества. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью».

«Справедливое» (уравнительное) же распределение доходов означает подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего. С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью».    

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10—20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Информация о работе Определение дохода, классификация, распределение доходов