Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:22, реферат
Рассмотрим постановку задачи потребительского выбора и ее решение путем нахождения функции спроса. Таким образом, мы покажем взаимосвязь экономических переменных, описывающих поведение потребителя, и «происхождение» кривых рыночного спроса.
Рассмотрим выбор между двумя благами, который может быть обобщен для случая любого количества благ. Итак, потребитель, опираясь на свои предпочтения, при заданном бюджете и ценах пытается определить, какое количество каждого блага ему следует купить.
где
— количество одного блага,
— количество другого блага, соответственно
и
изменение соответствующих
благ.
Также предельная норма замещения может
быть определена (при количественном (кардиналистском)
подходе к теории полезности) через отношения предельных полезностей товаров
и
:
Если опираться на понятие кривой безразличия (линия, показывающая все комбинации двух благ в выборе между которыми потребитель безразличен, то есть все эти комбинации приносят ему один и тот же уровень полезности), то предельную норму замещения можно рассматривать как наклон кривой безразличия. То есть считается, что для сохранения достигнутого уровня полезности потребитель может отказаться от какого-то одного блага, для получения того же количества общей полезности путём потребления какого-то количества другого блага. Геометрически MRS равна тангенсу угла наклона касательной кривой безразличия в данной точке, взятому с обратным знаком.
Например, потребителю безразличен выбор между следующими наборами: три яблока и один апельсин — первый набор, и два яблока и два апельсина — второй набор. Хотя через эти две точки нельзя однозначно провести кривую безразличия, предельную норму замещения яблок апельсинами можно посчитать следующим образом:
где — количество яблок, — количество апельсинов, соответственно — изменение потребления яблок во втором наборе относительно первого, — изменение потребления апельсинов во втором наборе относительно первого. То есть в данном примере предельная норма замещения яблок апельсинами равна единице и потребитель готов сократить потребление яблок на единицу и увеличить потребление апельсинов на единицу чтобы его удовлетворённость от потребления этих фруктов не изменилась.
А вот при переходе от набора 10:2 к набору 8:3 каких-то двух благ, при условии что эти точки лежат на одной кривой безразличия, предельная норма замещения первого блага вторым будет равна одной второй .
Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой данной теории является кардиналистская (количественная) теория полезности.
Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Возможности измерения поддаётся только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация даёт представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не даёт представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.
Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорта, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 1930-х гг. в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.
Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах: