Основные этапы становления экономической науки, направления и школы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:04, реферат

Описание работы

Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих принципах и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли. Теоретическая и прикладная экономика — это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений, которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать и более короткий термин — "экономика", или, как принято на Западе, "экономикс".

Содержание работы

Введение
1. Основные этапы становления экономической науки
2. Современные направления и школы экономической теории
2.1 Неоклассический синтез. Слияние двух подходов
2.2 Современное Кейнсианство
2.3 Либеральное направление в экономической теории
2.4 Институционализм
3. Значение изучения экономики
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

основные этапы становления экономической науки, направления и школы..docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Основные этапы становления экономической науки

2. Современные направления  и школы экономической теории

2.1 Неоклассический синтез. Слияние двух подходов

2.2 Современное Кейнсианство

2.3 Либеральное направление  в экономической теории

2.4 Институционализм

3. Значение изучения  экономики

Заключение

Литература

 

Введение

 

Существует разветвленная  система наук, которые изучают  экономическую жизнь общества. Это  и наука об общих принципах  и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного  хозяйства и экономической мысли.

Теоретическая и прикладная экономика — это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений, которые  особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов  хозяйственной жизни. В русском  языке для названия этой науки  можно использовать и более короткий термин — "экономика", или, как принято на Западе, "экономикс".

Экономическая теория может  быть разделена на две основные группы, в соответствии с их функциональным предназначением. Позитивная экономическая  теория стремится познать существующий мир, дать ему характеристику, разобраться  в его чертах и закономерностях. Нормативная ветвь экономической  теории идет дальше. На основе познания существующий действительности она  намечает пути совершенствования экономической  системы, перехода ее на новые ступени  общественного прогресса.

Вероятно, прежде чем обращаться к конкретному изучению экономики, полезно получить хотя бы общее представление  о магистральном развитии экономической  мысли. Экономические воззрения  возникли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной  жизни, познавал их причины. От примитивных  взглядов до подлинно научных теорий — таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в  противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической  мудрости. Процесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий как прошлого, так и настоящего.

 

 

  1. Основные этапы становления экономической науки

 

Вопросы экономики неизменно  привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: "Экономическая теория - королева наук".

Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая  теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической  мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового  хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов  базировались на экономическом учении К. Маркса. Шоковый распад плановой экономики, переход к рыночным принципам  хозяйствования обусловил необходимость  пересмотра принципов отечественной  экономической науки.

Экономическая теория в своем  развитии прошла ряд этапов:

1. Истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей стран Востока, Древней  Греции и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э) впервые вводят в научный оборот термин "экономия", что означает искусство ведения хозяйства. Аристотель подразделял два термина: "экономика" (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и "хремантистика" (искусство наживать богатство, делать деньги).

2. Экономическая теория  как наука сложилась в период  становления капитализма, зарождения  первоначального капитала и прежде  всего в сфере торговли. На  требования развития торговли  экономическая наука откликается  появлением меркантилизма - первого  направления политической экономии.

3. Учение меркантилистов  сводится к определению источника  происхождения богатства. Источник  богатства они выводили только  из торговли и сферы обращения.  Само богатство отождествляли  с деньгами. Отсюда и название "меркантильный" - денежный.

4. Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным мостиком от меркантилистов к классической политической экономии. Его заслуга в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.

5. Новое направление в  развитии политической экономии  представлено физиократами, которые  явились выразителями интересов  землевладельцев. Главным представителем  этого направления был Франсуа  Кенэ (1694-1774). Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.

6. Дальнейшее развитие  экономическая наука получила  в трудах Адама Смита (1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783).А. Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777 г) систематизировал всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который назвал "невидимой рукой". Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты).

7. Опираясь на высшие  достижения классической политической  экономии, К. Маркс (1818-1883) раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия; создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости; показал исторически приходящий характер капитализма как формации.

Следует отметить, что кризисный  период в развитии науки - частная  форма проявления кризиса экономики, общества в целом. При всем том  кризис - это не катастрофа, его можно  рассматривать и как катарсис, очищение науки от конъюнктурных  элементов, удержание в ней только того, что имеет подлинную ценность и обеспечивает ее дальнейшее прогрессивное  развитие.

Нельзя утверждать, что  теория К. Маркса - ненаучная, полностью  утратившая свое значение сегодня. О  значении марксистской экономической  мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории  экономической мысли лишь три  имени: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, которых он характеризует как интеллектуальных гигантов.

Сегодня отечественная экономическая  наука активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической  теории. И это не случайно. Выход  России из социально-экономического кризиса  большинство ученых и политиков  видят в становлении социально  ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве  современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической  науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой  экономической науки.

Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления  и преодоления противоречий между  различными научными школами.

Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство.

Продолжили их традицию и  физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство.

Представители классической школы расширили предмет экономической  теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения  богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Понимание сущности национального  богатства, его форм и условий  создания в экономической мысли  менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали  только деньги, а еще лучше - золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. В современных  экономических системах все большее  значение приобретают услуги - невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта.

Несколько особняком в  определении предмета экономической  теории стоит марксистская политическая экономия. Предметом марксистской политэкономии  рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между  людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между  классами и социальными группами общества, обусловливающиеся, по мнению марксистов, в конечном счете, отношениями  собственности на средства производства.

Впоследствии и представители  других направлений экономической  науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.

А. Маршалл определил предметом  экономической теории "Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию..."

П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике "Экономика" пишет: "Экономика - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей".

В западных учебниках по экономической  теории достаточно распространено понимание  предмета экономической теории как  изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают  проблемы экономического характера. Экономические  проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых  удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны.

Все определения предмета экономической теории раскрывают его  с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные  аспекты экономической и социальной деятельности людей.

Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории:

Общая экономическая теория - это общественная наука, которая  изучает поведение людей и  групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает  конкуренцию за их использование.

В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории:

• присутствует поведенческий  аспект,

• подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов,

• выделяется то, что экономическая  теория изучает закономерности и  факторы экономического развития и  роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом).

Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических  наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических.

Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе с тем не стоит отождествлять  экономическую теорию и экономическую  политику.

Экономическая политика - это  целенаправленная система мероприятий  государства по регулированию национального  социально-экономического развития.

Истоки экономической  науки мы находим уже в учениях  мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских "Законах Ману" (IV - III в. до н. э) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 - 479 г. г. до н. э) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов.

Экономические взгляды древнегреческих  мыслителей: Ксенофонта (430 - 345 г. г. до н. э), Платона (427 - 347 г. г. до н. э), Аристотеля (384 - 322 г. г. до н. э) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения:

• идея о полезности как  основе ценности благ,

• оценка стоимости продукта также и трудом,

• рассмотрение товарного  обмена как обмена эквивалентов.

Термин "экономия" (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. "Ойкос" - дом, хозяйство; "номос" - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие "экономия" используется в другом значении, оно замещено термином "экономика", используемым в следующих значениях:

a) хозяйство (страны, района, группы стран);

b) научная дисциплина, изучающая  хозяйство;

c) исторически определенная  совокупность экономических отношений,  складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления  и образующих определенную экономическую  систему.

Все древние мыслители  физический, производительный труд считали  неприличным занятием для свободного гражданина.

Христианство совершило  переворот в общественном взгляде  на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд - необходимое  и святое дело. В библии мы можем  выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а  не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве  и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей  сложности не представляли целостного учения.

Информация о работе Основные этапы становления экономической науки, направления и школы.