Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:04, реферат
Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих принципах и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли. Теоретическая и прикладная экономика — это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений, которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать и более короткий термин — "экономика", или, как принято на Западе, "экономикс".
Введение
1. Основные этапы становления экономической науки
2. Современные направления и школы экономической теории
2.1 Неоклассический синтез. Слияние двух подходов
2.2 Современное Кейнсианство
2.3 Либеральное направление в экономической теории
2.4 Институционализм
3. Значение изучения экономики
Заключение
Литература
Существует разветвленная
система наук, которые изучают
экономическую жизнь общества. Это
и наука об общих принципах
и законах экономического развития,
и отраслевые экономические науки,
и науки об истории народного
хозяйства и экономической
Теоретическая и прикладная
экономика — это своеобразный
синтез, но не всех экономических наук,
а тех их направлений, которые
особенно актуальны для познания
и регулирования важнейших
Экономическая теория может
быть разделена на две основные группы,
в соответствии с их функциональным
предназначением. Позитивная экономическая
теория стремится познать существующий
мир, дать ему характеристику, разобраться
в его чертах и закономерностях.
Нормативная ветвь
Вероятно, прежде чем обращаться
к конкретному изучению экономики,
полезно получить хотя бы общее представление
о магистральном развитии экономической
мысли. Экономические воззрения
возникли в глубокой древности. Человеческий
разум постепенно осознавал процессы
и закономерности хозяйственной
жизни, познавал их причины. От примитивных
взглядов до подлинно научных теорий
— таков трудный путь познания
сути экономических процессов, явлений,
тенденций. При этом одна теория, одна
школа сменяла другую, вступали в
противоборство различные концепции,
внося, как правило, какие-то рациональные
зерна в общий кладезь
Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: "Экономическая теория - королева наук".
Сегодня приходится отмечать,
что отечественная
Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов:
1. Истоки экономической
науки следует искать в
2. Экономическая теория
как наука сложилась в период
становления капитализма,
3. Учение меркантилистов
сводится к определению
4. Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным мостиком от меркантилистов к классической политической экономии. Его заслуга в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.
5. Новое направление в
развитии политической
6. Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783).А. Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777 г) систематизировал всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который назвал "невидимой рукой". Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты).
7. Опираясь на высшие
достижения классической
Следует отметить, что кризисный период в развитии науки - частная форма проявления кризиса экономики, общества в целом. При всем том кризис - это не катастрофа, его можно рассматривать и как катарсис, очищение науки от конъюнктурных элементов, удержание в ней только того, что имеет подлинную ценность и обеспечивает ее дальнейшее прогрессивное развитие.
Нельзя утверждать, что теория К. Маркса - ненаучная, полностью утратившая свое значение сегодня. О значении марксистской экономической мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории экономической мысли лишь три имени: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, которых он характеризует как интеллектуальных гигантов.
Сегодня отечественная экономическая
наука активно использует выводы
и рекомендации зарубежной экономической
теории. И это не случайно. Выход
России из социально-экономического кризиса
большинство ученых и политиков
видят в становлении социально
ориентированной рыночной экономики,
то есть такой экономической системы,
которая преобладает в
Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами.
Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство.
Продолжили их традицию и
физиократы, перенеся научные интересы
из сферы обращения в
Представители классической
школы расширили предмет
Понимание сущности национального
богатства, его форм и условий
создания в экономической мысли
менялось. Если меркантилисты в качестве
реального богатства
Несколько особняком в
определении предмета экономической
теории стоит марксистская политическая
экономия. Предметом марксистской политэкономии
рассматриваются
Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.
А. Маршалл определил предметом экономической теории "Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию..."
П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике "Экономика" пишет: "Экономика - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей".
В западных учебниках по экономической теории достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны.
Все определения предмета
экономической теории раскрывают его
с разных сторон, ибо в них за
основу берутся многообразные
Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории:
Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории:
• присутствует поведенческий аспект,
• подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов,
• выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом).
Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических.
Экономическая теория является
основой экономической
Экономическая политика - это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития.
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских "Законах Ману" (IV - III в. до н. э) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 - 479 г. г. до н. э) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов.
Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 - 345 г. г. до н. э), Платона (427 - 347 г. г. до н. э), Аристотеля (384 - 322 г. г. до н. э) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения:
• идея о полезности как основе ценности благ,
• оценка стоимости продукта также и трудом,
• рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.
Термин "экономия" (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. "Ойкос" - дом, хозяйство; "номос" - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие "экономия" используется в другом значении, оно замещено термином "экономика", используемым в следующих значениях:
a) хозяйство (страны, района, группы стран);
b) научная дисциплина, изучающая хозяйство;
c) исторически определенная
совокупность экономических
Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина.
Христианство совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд - необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.
Информация о работе Основные этапы становления экономической науки, направления и школы.