Основные этапы становления экономической науки, направления и школы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:04, реферат

Описание работы

Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих принципах и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли. Теоретическая и прикладная экономика — это своеобразный синтез, но не всех экономических наук, а тех их направлений, которые особенно актуальны для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В русском языке для названия этой науки можно использовать и более короткий термин — "экономика", или, как принято на Западе, "экономикс".

Содержание работы

Введение
1. Основные этапы становления экономической науки
2. Современные направления и школы экономической теории
2.1 Неоклассический синтез. Слияние двух подходов
2.2 Современное Кейнсианство
2.3 Либеральное направление в экономической теории
2.4 Институционализм
3. Значение изучения экономики
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

основные этапы становления экономической науки, направления и школы..docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

В экономической жизни  общества мы повсюду наблюдаем явления, органически связанные между  собой. Если при этом одна переменная величина зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной величины, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о  функциональной связи между ценой  и спросом. В данном случае спрос  зависит от цены. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос — зависимой переменной, или функцией. Можно выразиться кратко: спрос есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь чем выше спрос, тем (при  прочих равных условиях) выше цена. В  таком случае мы говорим, что цена есть функция спроса.

Выражение "при прочих равных условиях", часто встречающееся в наших рассуждениях, не случайно. Ведь в реальной жизни спрос, например, зависит от множества переменных, и не только от цены (от дохода потребителей, ожидания инфляции, цен на другие товары и т.д.). Следовательно, если мы хотим выяснить воздействие на спрос только одного фактора, нам нужно позаботиться о "чистоте эксперимента", что и означает принцип "при прочих равных условиях".

Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы индукции и дедукции. Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих  положений к частным определениям.

Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной  экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических  явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике или химии. "Газы расширяются при нагревании" — здесь абсурден нормативный анализ.

Нормативный подход основан  на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или  недопустимо. Например, утверждения  "неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо" или "мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы" — типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

 

Заключение

 

В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: "Проблемы экономической организации общества — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно".

 

Литература

 

1. Барр, Раймон. Политическая экономия: В 2 т.: Пер. с фр.-М.:Междунар.отношения,2004.-22 см.

2. Курс экономической теории: [Учеб.пособие ]/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой; МГИМО МИД РФ.-Киров:Б.и.,2004.-624 с.

3. Маршалл, Альфред. Принципы экономической науки:[В 3т.:Пер.с англ./Вступ. ст. Дж.М. Кейнса, с.5-44]. - М.: Прогресс. Фирма "Универс", 1993. (Для научных библиотек. Экономическая мысль Запада) Перевод изд.: Principles og economics/Alfred Marshall(The Macmillan Т.1.press). 1.- 1993. - 415 с.

4. Экономика: Учеб. для экономич. академий, вузов и факультетов/Под ред. А.С. Булатова.-М.: Бек,2005.-604 с.

5. Экономика: Учебник по курсу "Экономическая теория" / [С.А. Бартенев, И.И. Большакова, А.С. Булатов и др.];Под ред. А.С. Булатова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во"Бек",1997.-786 с.


Информация о работе Основные этапы становления экономической науки, направления и школы.