Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность основных макроэкономических параметров и методов их обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы макроэкономических параметров;
- раскрыть сущность системы национальных счетов;
- проанализировать динамику основных макроэкономических показателей в РФ за последние годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты основных макроэкономических параметров 6
1.1. Понятие системы национальных счетов 6
1.2. Основные макроэкономические показатели 8
Глава 2. Анализ основных макроэкономических показателей в РФ и методы их регулирования 15
2.1. Совокупный спрос 15
2.2. Совокупное предложение 16
2.3. Общая характеристика государственной макроэкономической политики в 2011 г 18
2.4. Анализ динамики макроэкономических показателей 23
Заключение 28
Список использованных источников 31
Так возникает понятие добавленная стоимость.
По мнению В. Анохина, добавленная стоимость (ДС) – это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.5
А. Воропаев считает, что добавленная стоимость – это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой прибыли.
Эти величины добавленной стоимости при суммировании их по всем отраслям и производствам и дают итоговые показатели ВВП, свободные от повторного счета.
В СНС в состав добавленной стоимости включаются амортизация, заработная плата, прибыли корпораций и не корпоративных предприятий, полученная ими рента, процент на ссудный капитал, а также так называемые чистые налоги на товары, услуги и импорт за вычетом государственных субсидий на производство этих товаров и услуг, к чистому экспорту – экспорт товаров и услуг за вычетом их импорта. При расчете сумм счетов и самого ВВП чистые налоги или чистый экспорт часто добавляют отдельной строкой для того, чтобы разные счета или подсчитанные разными способами ВВП сходились, так как не во всех расчетах учитываются косвенные налоги, субсидии и сальдо внешней торговли товарами и услугами.
ВВП как измеритель валового годового объема производства имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов. Уменьшив величину ВВП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить еще один микроэкономический показатель – чистый национальный продукт (ЧНП).
С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу. Капитал, предпринимательскую способность, с помощью которых создан этот ЧНП. Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».
Как считает В. Остапенко, национальный доход (НД) – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.
Это – чистый «заработанный доход» общества, этим и определяется важность НД как микроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.
В практике различают произведенный и использованный НД. Произведенный НД – это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД – это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении и т.п.) и внешнеторгового сальдо.
В российской практике до сих пор применяется разбивка на два фонда:
В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от национального дохода.
С помощью показателей валового продукта можно измерить объем годового (квартального, месячного) выпуска товаров и услуг в экономике. Эта общая, сводная величина валового продукта интересует, во-первых, с точки зрения того, из чего она складывается, и, во-вторых, на что она расходуется, т.е. если ВВП России в 2011 г. составил 53274 трлн. руб., то, что он включает и на что израсходована эта сумма.
Следовательно, ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:
Анализ показателя ВВП, исчисленный первым методом (по отраслям), позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП.
В соответствии со вторым методом расчета ВВП (по расходам) он включает следующие статьи:
1. Конечные потребительские расходы домашних хозяйств. Это товары повседневного спроса, предметы потребления длительного пользования, расходы на потребительские услуги и др.
2. Конечные расходы
органов государственного
3. Конечные расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Это расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам.
4. Валовое накопление основного капитала, которое состоит из так называемых чистых капиталовложений, т.е. финансируемых не за счет амортизационных отчислений.
5. Изменения в запасах
материальных оборотных
6. Чистый экспорт товаров
и услуг, рассчитанный во
Расчет ВВП по доходам отражает первичные, т.е. не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда, валовую прибыль, а также чистые налоги.
ГЛАВА 2. Анализ основных макроэкономических показателей в РФ и методы их регулирования
Совокупный спрос — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребителями внутри страны при любом уровне цен (рис. 1).
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами:
Рис. 1. Кривая совокупного спроса.
Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок приво
Совокупное предложение — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
1) кейнсианский (горизонтальный) отрезок,
2) классический (вертикальный) отрезок,
3) промежуточный (отклоняющийся вверх) (рис. 2).
Кейнсианский отрезок означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен.
Классический отрезок означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг.
Рис. 2. Кривая совокупного предложения
Промежуточный отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.
2.3. Общая характеристика государственной макроэкономической политики в 2011 г.
Макроэкономическая политика государства — действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на фискальную политику, монетарную политику, политику зарплата-цены и внешнеэкономическую политику.
Правительство проводит свою политику, опираясь на прогнозы экономистов, которые строятся на основе разных моделей. Государство в лице правительства осуществляет регулирование экономического развития страны.
В силу сильного влияния рынка на экономическую систему, современную экономику можно отнести к рыночной.
Рынок не в состоянии предоставить правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности, осуществлять производство общественных благ и минимизацию трансакционных издержек, компенсировать внешние издержки, стабилизировать экономику. Задачи, с которыми не справляется рынок, берет на себя государство в лице правительства.
Принимая законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов, правительство устанавливает правила их взаимодействия, в том числе запрещая ограничение конкуренции. Регулируя темпы инфляции и уровень безработицы, правительство поддерживает макроэкономическую стабильность, которая обеспечивает устойчивое развитие экономики.
Благодаря экономическому росту доходы хозяйствующих субъектов возрастают, что позволяет увеличить сбор налогов. Часть средств, полученных от налоговых поступлений, направляется на поддержку социально незащищенного населения, то есть тех, кто не может сам о себе позаботиться. Перераспределением доходов правительство занимается в рамках социальной политики.
Ни в одной стране мира рыночный механизм никак не ограничивает загрязнение окружающей среды, поэтому эту функцию берет на себя государство.
Одна из важных задач государства - производство общественных благ. Рынку не всегда выгодно заниматься их производством, так как они не оплачиваются потребителем напрямую. Для удобства пользователей они финансируются правительством. Источником финансирования общественных благ выступают налоги6.
Политика правительственного регулирования экономики начала развиваться особенно быстро в Соединенных штатах Америки после Великой экономической депрессии 1929- 1933 гг. Первым экономистом, который разработал и предложил систему мер государственного регулирования, стал Дж. Кейнс (1883 - 1946).
Теперь рассмотрим примеры государственного регулирования экономики в разных странах.
Начнем с государственного планирования. Под ним подразумевается планирование уровней доходов, расходов, цен, объемов производства, занятости в рамках государственного и частного сектора.
Такое планирование может быть директивным и индикативным. Суть его сводится к установлению обязательных для исполнения планов предприятиям государственного сектора экономики и планов рекомендательного порядка для частного сектора.