Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность основных макроэкономических параметров и методов их обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы макроэкономических параметров;
- раскрыть сущность системы национальных счетов;
- проанализировать динамику основных макроэкономических показателей в РФ за последние годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты основных макроэкономических параметров 6
1.1. Понятие системы национальных счетов 6
1.2. Основные макроэкономические показатели 8
Глава 2. Анализ основных макроэкономических показателей в РФ и методы их регулирования 15
2.1. Совокупный спрос 15
2.2. Совокупное предложение 16
2.3. Общая характеристика государственной макроэкономической политики в 2011 г 18
2.4. Анализ динамики макроэкономических показателей 23
Заключение 28
Список использованных источников 31
Директивное планирование предполагает обязательное исполнение планов.
Индикативное планирование разрабатывание государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ.
Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.
Под экономической целью понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач.
За весь период развития общества, помимо основных целей макроэкономической политики, выдвигалось достаточно большое количество других, дополнительных целей: экономический рост; экономическая эффективность, обеспеченность, полная занятость, стабильный уровень цен, справедливое распределение доходов, торговый баланс.
Оценка результативности деятельности экономики на основе реализации поставленных целей осуществляется с помощью расчета макроэкономических показателей.
Основными макроэкономическими показателями являются следующие: ВВП, ВНП, ЧНП, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, национальное богатство.
Одной из центральных категорий макроэкономики является уровень цен (Р). В макроэкономике существует показатель, характеризующий уровень изменения цен. Он подсчитывается как отношение суммы цен потребительских товаров текущего периода к сумме цен потребительских товаров предшествующего периода: IP=SP1/SP0.7
Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.
Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (анти циклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач: обеспечение устойчивого роста экономики; повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса; обеспечение высокой занятости; обеспечение социальной защищенности; обеспечение экономической свободы; обеспечение общеэкономической безопасности; достижение оптимального платежного баланса.
Макроэкономическая
политика государства
Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата-цены; внешнеэкономическую политику.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.
Фискальная политика
связана с денежно-кредитной
Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности.
Фискальная политика-это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.
Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Политика зарплаты-цены
подразумевает ограничения
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
Внешнеэкономическая политика - политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
2.4. Анализ динамики макроэкономических показателей
Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.
В середине 2008 года конъюнктура мировых товарных рынков стала ухудшаться. Так, цена на нефть марки Urals в декабре 2008 г. снизилась по сравнению с июлем 2008 г. в 3,3 раза, в том числе к уровню ноября 2008 г. - на 23,2 процента. Падению мировых цен на нефть способствовал рост опасений относительно замедления роста мировой экономики, проблемы с ликвидностью на мировых финансовых рынках и существенное укрепление доллара.
Профицит федерального бюджета в 2008 году составил, по предварительным данным Минфина России 4,0% ВВП против 5,4% ВВП годом ранее. При этом доходы бюджета составили 21,7 ВВП против 23,5% ВВП в 2007 году, а расходы бюджета – 17,69% ВВП против 18,1% ВВП за двенадцать месяцев предыдущего года.
По состоянию на 1 января 2009 года объем Резервного фонда составил 4027,64 млрд. руб., что эквивалентно 137,09 млрд. долл. Объем Фонда национального благосостояния составил 2584,49 млрд. руб., или 87,97 млрд. в долларовом эквиваленте.
Т.о., совокупный объем указанных фондов увеличился за 2008 год на 71,8% в рублевом эквиваленте (15,5% ВВП), или 225,05 млрд. в долларовом эквиваленте.8
Совокупный объем государственн
Зависимость российской экономики от экономики США сегодня очень велика.
Нынешний кризис, возможно, станет удачным моментом для того, чтобы переломить ситуацию. Для того чтобы снизить зависимость от мировой экономической конъюнктуры России сейчас нужны шаги и экономического и политического характера.
Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет лишь 1% (для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии - 30%). Экспорт сформирован на 60% энергоносителями (нефть, нефтепродукты, газ), на 15% - металлургической продукцией. Товары с высокой степенью переработки занимают незначительную долю: машины и оборудование.
Основная роль при этом должна быть отведена отечественному машиностроению. На основе использования инновационного потенциала ВПК представляется реальным выработать механизм ускоренного развития машиностроительного комплекса, продукции двойного назначения, диверсификации чисто военного производства, создания банка данных новейших технологий для использования на коммерческих началах в секторах, выпускающих продукцию потребительского назначения.
Существует также проблема трудовых ресурсов, квалификации кадров и науки, которая переросла в первоочередную, и даже не столько в количественную, сколько в качественную. Поэтому нужна комплексная государственная программа, содержащая институциональные, медицинские, социальные, экономические целевые ориентиры и меры по их достижению, с тем чтобы не только сохранить, но и расширить воспроизводство физически и духовно здорового, высококвалифицированного человеческого потенциала, способного отвечать требованиям времени. Следует принять неотложные меры по повышению регулирующих функций государства, направленных на восстановление научно-технического и интеллектуального потенциала страны, опираясь на внутренние источники развития.
Последние мероприятия правительства, связанные с формированием институтов развития (особых экономических зон, инвестиционного фонда, Банка развития, корпораций), разработкой и осуществлением национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и сельскохозяйственного производства, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. должны стать основой поворота к новому экономическому курсу в стране.
На 1 апреля 2009 объем Резервного фонда составил 4,117 трлн. рублей, Фонда национального благосостояния — 2,584 трлн. рублей. Только в марте 2009 года, говорится в отчете Минфина, опубликованном 10 апреля, “на обеспечение сбалансированности федерального бюджета” из Резервного фонда израсходовано 600 млрд. рублей. А к 16 апреля Резервный фонд похудел уже на 940 млрд. рублей. Такими темпами можно разорить фонд и к концу нынешнего года, а не то что следующего.9 А ведь еще в марте глава Минфина говорил, что средств фонда хватит на 2,5 года — аж до середины 2011-го. В последнее время именно Минфин “радует” всех нас самыми пессимистичными прогнозами. То Кудрин прогнозирует, что хорошие условия для России настанут лет через 50, то его зам напоминает, что деньги кончатся скоро.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшее значение в развитии национальной экономике имеет измерение результатов общественного производства. Это измерение дает возможность проследить состояние национальной экономики, изменения в ее развитии, определить уровень благосостояния общества, сравнить достигнутые результаты, сопоставить с уровнем развития отдельных стран мирового сообщества, установить долю национального производства в общемировом производстве.
С целью измерения результатов развития национальной экономики используется система национальных счетов. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование произведенного продукта в масштабе страны. СНС как элемент национального счетоводства – это вид балансовых построений в форме определенного набора таблиц и счетов, цель которой – получение полной и достаточной картины экономической деятельности государства за определенный период времени. В практике отечественной статистики она стала использоваться в конце 80-х годов в связи с развитием многообразия форм собственности и необходимостью международных сопоставлений, т. к. эта система принята ООН и используется в большинстве стран мира.