Основные модели олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение модели олигополии и её проявление в современной экономике России.
На основании поставленной цели выделим задачи работы:
― рассмотреть общее понятие олигополии;
― изучить вопрос основных моделей олигополии;

Содержание работы

Введение
Глава 1.Общая характеристика олигополии
1.1 Отличия олигополии
1.2 Основные теории олигополии
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии
2.1 Основные олигополистические рынки
2.1.1 Черная металлургия
2.1.2 Нефтяная промышленность
2.1.3 Автомобильная промышленность
2.2 Особенности Российского рынка олигополии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основные модели олигополии.docx

— 70.40 Кб (Скачать файл)

АНО Колледж управления, права и информационных технологий МЭСИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Основные модели олигополии

( по дисциплине “Микроэкономика  ”)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Выполнила:                                                                                                                                      

студентка I курса

                                                                                 гр. Ф-14

Олейникова Белла  Олеговна

Проверил

Пичугин Александр  Викторович

 

 

Москва 2010

Содержание

Введение

Глава 1.Общая характеристика олигополии

    1. Отличия олигополии
    2. Основные теории олигополии

Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии

2.1 Основные олигополистические  рынки

2.1.1 Черная металлургия

2.1.2 Нефтяная промышленность

2.1.3 Автомобильная промышленность

2.2 Особенности Российского  рынка олигополии

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими  фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным

 

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы  могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом  количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они  либо их соперники изменят цены или  выпускаемый объем продаж, то последствия  скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в  ответ на изменения установленных  им цены, объема выпуска или изменения  деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Поэтому актуальность данного вопроса сегодня довольно велика.

 

Целью данной работы является изучение модели олигополии и её проявление в современной экономике России.

 

На основании поставленной цели выделим задачи работы:

 

―   рассмотреть общее  понятие олигополии;

 

―   изучить вопрос основных моделей олигополии;

 

―   раскрыть проблемы и  перспективы развития олигополистического  рынка в России

Глава 1.Общая характеристика олигополии

 

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими  фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные  отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют  именно такую структуру.

Наиболее заметная черта  олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10ю). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции, наряду с крупными часто  действует немало мелких фирм (и  здесь, как и при монополистической  конкуренции может проявить себя патиентной стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих  компаний приходится столь большая  часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих  компаний) определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более  половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается  ниже, то отрасль считают действующей  в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка  имеют и качественные отличия  друг от друга.

Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный  размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Большая доля в выпуске  продукции обеспечивает фирмам-олигополистам  значительную степень контроля над  рынком. Уже каждая из фирм в отдельности  достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить  выпуск продукции, это приведет к  повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе  приблизится к той, которой обладает монополия.

Существует много моделей  олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.

Огромную роль при определении  модели олигополии играет характер взаимоотношений  между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность  олигополии. При всех других типах  рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической  конкуренции на рынке действует  такое множество фирм, что особенности  поведения каждой из фирм-конкурентов  не поддаются учету. А при монополии  конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение  каждого из немногочисленного круга  фирм-олигополистов сказывается  на всех остальных и на отрасли  в целом самым непосредственным образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Отличия олигополии

Отличия, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура, немногочисленны  и более реалистичны по сравнению  с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной конкуренции  или монополии.

1. Влияние понятия однородности  продукции. Если в модели совершенной  конкуренции однородность продукции,  выпускаемой (продаваемой) разными  экономическими агентами, является  одним из важнейших допущений,  а неоднородность, или дифференциация, продукции является определяющим  допущением в модели монополистической  конкуренции, то в случае олигополии  продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В первом  случае говорят о классической, или однородной, олигополии, во втором  о неоднородной, или дифференцированной, олигополии. В теории удобнее  рассматривать однородную олигополию, но если в действительности  отрасль выпускает дифференцированную  продукцию (множество субститутов), мы можем в аналитических целях  рассматривать это множество  субститутов как однородный агрегированный  продукт.

Олигополия называется классической (или однородной), если фирмы в  отрасли выпускают однородную продукцию, и дифференцированной (или неоднородной), если фирмы в отрасли производят неоднородную продукцию.

2. Немногочисленность продавцов,  которым противостоит множество  мелких покупателей. Это значит, что покупатели на рынке олигополии  являются ценополучателями, поведение  отдельного индивида не влияет  на рыночные цены. С другой  стороны, сами олигополисты являются  ценоискателями, поведение каждого  из них оказывает ощутимое  влияние на цены, которые могут  получить за свою продукцию  соперники.

3. Возможности входа в  отрасль (на рынок) варьируют  в широких пределах: от полностью  блокированного входа (как в  модели монополии) до

относительно свободного. Возможность регулировать вход, равно  как и необходимость учитывать  при принятии решений возможную  реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные теории  олигополии

 

В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Целью таких теорий является определение равновесной  цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. Что же касается отрасли, целью  выступает определение таких  характеристик рыночной структуры, как количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных  теорий и исследований отдельных  ситуаций. Они способствуют более  глубокому пониманию проблем  олигополии.

1) Модель Курно. Впервые  попытка объяснить поведение  олигополии была предпринята  французом А. Курно в 1838 г.  Его модель основывалась на  следующих предпосылках:

• на рынке присутствуют только две фирмы;

• каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем  производства конкурента постоянными.

Допустим, что на рынке  действуют две фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х  цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма  У. Однако что будет делать фирма  У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать  собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос  есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис 1,1 показано, как сместится график спроса на продукцию  фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять  продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться  соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с  Q0 до Q1,Q2.

 

 

Рис 1.1 Модель Курно.

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при  расширении производства фирмой У: D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно  начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой  ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

Объединив оба графика, получим  кривые реакции обеих фирм на поведение  друг друга. На рис. 1,2 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы  У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в  точке пересечения кривых реакций  обеих фирм. В этой точке предположения  фирм совпадают с их реальными  действиями.

Рис. 1,2 Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение  фирмой цены определенным образом. Когда  фирма У выходит на рынок и  отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и  объем производства. Однако фирма  Х может занять активную позицию  и, значительно снизив цену, не допустить  фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.

«Ценовая война» снижает  прибыли обеих сторон. Поскольку  решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания  договориться о фиксации цен, разделе  рынка с целью ограничения  конкуренции и обеспечения высоких  прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное  законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.

Так как ценовая конкуренция  не выгодна никому, каждая фирма  была бы готова держать более высокую  цену при условии, что ее конкурент  поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма  не сделает этого из опасения, что  конкуренты воспримут подобный шаг  как начало ценовой войны. Повышение  цен также не привлекательно, так  как конкуренты могут и не последовать  примеру фирмы.

2) Модель ломаной кривой  спроса. Одной из наиболее простых  моделей этого класса является  модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи,  а также Р. Хитчем и К.  Холлом в 1939 г. для объяснения  относительной стабильности цен  на продукты олигополистических  отраслей по сравнению с товарами  конкурентных отраслей.

Рис. 2.1 Модель изогнутой  кривой спроса: D1,MR1 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Р0 ;D2 MR2— кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Р0

 

При условиях данной модели поведения фирма будет иметь  две разные линии спроса при различном  поведении фирм-конкурентов: линию D1 - если конкуренты последуют за изменениями  цен данной фирмы и линию D2 - если они не отреагируют на ее изменения  цен. Линии D1 и D2 пересекаются в точке 1 (которое соответствует определенный объем выпуска продукции - Q1 и  уровень цен - Р1).

Информация о работе Основные модели олигополии