Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение модели олигополии и её проявление в современной экономике России.
На основании поставленной цели выделим задачи работы:
― рассмотреть общее понятие олигополии;
― изучить вопрос основных моделей олигополии;
Введение
Глава 1.Общая характеристика олигополии
1.1 Отличия олигополии
1.2 Основные теории олигополии
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии
2.1 Основные олигополистические рынки
2.1.1 Черная металлургия
2.1.2 Нефтяная промышленность
2.1.3 Автомобильная промышленность
2.2 Особенности Российского рынка олигополии
Заключение
Список литературы
Пусть изначально фирма выбрала цену Р1 и объем производства Q1. Изменение цены может быть в двух направлениях - повышения или понижения. Соответственно, мы можем наблюдать и две разные ситуации на рынке в связи с этим:
Если фирма снизит цену
на свой товар, а конкуренты последуют
ее примеру, то рассматриваемый нами
производитель может
Если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше Р1 линия спроса фирмы пойдет по отрезку линии D2.
Единая кривая спроса, которая учитывает оба сценария развития, окажется с изломом в точке 1. На графике она выделена жирным поверх пунктирных линий спроса D1 и D2.
Предполагая, что конкуренты
будут вести себя рационально, фирма
будет воздерживаться от изменения
первоначальной цены Р1. И только значительное
изменение затрат может склонить
фирму к изменению цены. Это
объясняется формой кривой предельного
дохода фирмы (эта кривая проходит через
точки 2345). Ломаной линии спроса соответствует
разрывная ломаная линия
Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.
Критики модели ломаной кривой
спроса правы в том, что эта
модель не может быть основной, а
тем более общей моделью
3) Сговор и картели.
Картелем называют группу
Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.
В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш — продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.
В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию. Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.
Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.
Принимая решение, лидер
стремится сделать его
"Игра по правилам".
Данная форма олигополии
Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.
Сложнее обстоит дело с
нескоординированной
Народная поговорка, однако, гласит, что корову всегда покупают с рогами. Не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии оборотной (и совершенно неотъемлемой!) стороной достоинств крупных фирм? И, может быть, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической?
Глава 2. Особенности Российского рынка олигополии
Российский рынок как
переходный и постплановый имеет
ряд особенностей, в первую очередь
связанных с советский прошлым.
Экономическая обособленность от других
государств, нерыночный способ ведения
хозяйства, большой перевес в
сторону производства средств производства
и ВПК над производством
Крупнейшие компании по объему реализации продукции за Январь 2010
компания |
Газпром |
ЛукОйл |
Сургут-нефтегаз |
ТНК |
Сибнефть |
Русал |
V реализ. Млн.$ |
19571,0 |
15449,0 |
6407,07 |
6075,4 |
4776,7 |
3960 |
По мнению журнала "Эксперт",
в нашей стране крупный бизнес
по-прежнему обеспечивает более высокую
рентабельность и производительность
труда нежели средний и малый.
Крупные предприятия устойчивее
по отношению к так называемым
неэкономическим проблемам, которые
существуют в нашей стране. Это
и высокий уровень
Рост рентабельности отраслей промышленности за 2010 год | |
Отрасль |
Рентабельность в % |
Нефтегазовая промышленность |
18,5 |
Промышленность драгоценных металлов и алмазов |
15,5 |
Табачная промышленность |
15,5 |
Пищевая промышленность |
9 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
7 |
Черная металлургия |
6 |
Машиностроение |
5,5 |
Электроэнергетика |
5,5 |
Химическая промышленность |
5 |
Цвет. Мет. |
3 |
Угольная промышленность |
1 |
Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как например в производстве строительных материалов 400 тыс. рубл в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба . Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (про-сть 1600 тыс руб/чел).
2.1 Основные олигополистические рынки
2.1.1 Черная металлургия
Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.
Крупнейшие компании черной металлургии
место |
Компания |
Объем реализации в млн. $ |
1 |
ММК |
1928,4 |
2 |
Северсталь |
1923,6 |
3 |
Новолипецкий мет. Комбинат |
1699,5 |
4 |
Евразхолдинг |
1589,2 |
5 |
Трубная мет. Компания |
959,5 |
6 |
Кузнецкий мет. комбинат |
714,3 |
7 |
Мечел |
593 |
Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.
Особенности рынка
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.
2.1.2 Нефтяная промышленность
В данный момент является определяюшей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год.