Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа
Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливал необходимость формирования рынка труда, который является следствием, производным продуктом становления рыночных отношений в основных сферах и отраслях экономики. Прежде чем в России станет возможным создание рынка труда современного типа, должны быть, как минимум, осуществлены определённые условия, в частности:
- разгосударствление и приватизация собственности, установление многообразия форм собственности и их юридического и экономического равноправия, утверждение частной собственности на средства производства как главной основы рыночных отношений в сфере труда и, в конечном счёте, формирования рынка труда;
1. Введение
2. Понятие, объект, функции и виды рынка труда.
3. Понятия трудовых ресурсов, занятости и безработицы.
4. Факторы, регулирующие рынок труда.
5. Государственное регулирование рынка труда.
6. Современная стадия формирования рынка труда в Российской Федерации.
7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Российской Федерации в период с 2003г. по 2005 г.
8. Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации.
9. Заключение
10. Список литературы
- в области развития региональных рынков труда разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения; обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;
- проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения;
- обеспечение наиболее полной сбалансированности
профессионально-
- осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;
- расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда;
- разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;
- развитие малого бизнеса в сфере услуг
(с учетом региональной специфики) с целью
создания условий для трудоустройства
незанятого населения; разработка местных
программ и развитие местных инициатив
по поддержанию занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы;
- расширение региональных банков вакансий
за счет более полного представления работодателями
данных о свободных рабочих местах в территориальные
органы службы занятости;
- в области регулирования трудовой миграции совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;
- создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
- достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда;
- совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах; создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России;
- в области содействия занятости граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
внедрение эффективных механизмов профилирования
безработных граждан, предусматривающих
разделение категорий зарегистрированных
безработных на половозрастные, социально-профессиональные
группы, группы, различающиеся по степени
активности и методам поиска работы;
- реализация принципа адресности в работе
служб занятости, ориентированного на
слабо защищенные категории населения:
инвалидов, многодетных и одиноких родителей,
воспитывающих несовершеннолетних детей
и детей-инвалидов, лиц предпенсионного
возраста, несовершеннолетних в возрасте
от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, вынужденных
переселенцев и др.;
- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам; обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
- разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;
- развитие клубной работы по социально-трудовой
адаптации безработных граждан, имеющих
длительный перерыв в работе или не имеющих
опыта работы; в области финансирования
мероприятий по содействию занятости
населения
консолидация финансовых средств для
реализации мероприятий по содействию
занятости населения и повышению эффективности
их использования;
- координация действий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
объединений работодателей и профсоюзов
по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых
на осуществление мер, связанных с регулированием
рынка труда и содействием занятости;
- совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;
- повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности;
- совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с
учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации; привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению;
- в области повышения эффективности деятельности
органов службы занятости усиление оперативной
работы органов службы занятости с гражданами,
подлежащими увольнению, в целях содействия
их занятости;
развитие системы информационного обеспечения
органов службы занятости, обеспечение
доступности информации для клиентов
органов службы занятости;
- совершенствование
технологии работы органов службы занятости
по предоставлению услуг незанятыми без
работным гражданам; введение для работодателей
платных услуг, предоставляемых государственными
учреждениями службы занятости.
9. Заключение.
Первостепенная проблема нашей экономики на пути реформ – это формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.
Уровень формирования российского рынка труда определяется прежде всего степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения. Современная российская экономика идёт по пути перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Регулирующая роль государства
должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических
приоритетов и приоритетов
Приложение.
Таблица 1.
Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости населения в период 1992-2001 годах.
1992 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
Численность трудоспособного населения, млн. человек |
83,7 |
84,2 |
84,3 |
84,8 |
85,5 |
86,3 |
87 |
87,4 |
Валовой внутренний продукт, млрд. рублей, до 1998 года – трлн. рублей |
19 |
1540 |
2146 |
2479 |
2741 |
4767 |
7402 |
9041 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе в организациях негосуд. форм собственности и индивидуальном секторе, тысяч человек |
72071 |
66409 |
65950 |
64693 |
63812 |
63963 |
64327 |
65000 |
Таблица 2. Основные показатели занятости населения в перспективе до 2010 года.
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность населения, млн. человек |
144 |
143,3 |
142,6 |
141,9 |
141,3 |
140,7 |
140,1 |
139,5 |
138,8 |
Численность экономически активного населения (ЭАН): млн. человек |
71 |
71,4 |
71,6 |
72 |
72,2 |
72,5 |
72,8 |
73,1 |
73,4 |
в % к 2001 году |
100,1 |
100,7 |
101 |
101,6 |
101,8 |
102,3 |
102,7 |
103,1 |
103,5 |
Общая численность занятых, млн. человек |
65,6 |
66,1 |
66,5 |
67 |
67,4 |
67,9 |
68,3 |
68,8 |
69,2 |
Уровень занятости, в % к ЭАН |
92,5 |
93,1 |
93,6 |
99,2 |
94,6 |
95,2 |
95,7 |
96,3 |
96,8 |
Численность занятых в трудоспособном возрасте, млн. человек |
61,5 |
61,9 |
62,2 |
62,6 |
62,8 |
63 |
63,4 |
63,8 |
64,1 |
в % к 2001 году |
100,5 |
101,1 |
101,6 |
102,3 |
102,6 |
102,9 |
103,6 |
104,3 |
104,7 |
Удельный вес в общей численности занятых |
93,7 |
93,6 |
93,5 |
93,4 |
93,2 |
93,1 |
92,9 |
92,8 |
92,7 |
Общая численность безработных, млн. человек |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
в % к 2001 году |
94,7 |
93 |
89,5 |
87,7 |
84,2 |
80,7 |
78,9 |
75,4 |
73,7 |
Уровень безработицы, в % |
7,6 |
7,4 |
7,1 |
6,9 |
6,6 |
6,3 |
6,2 |
5,9 |
5,7 |
Численность безработных в трудоспособном возрасте, млн. человек |
4,9 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,1 |
4 |
3,9 |
3,8 |
в % к 2001 году |
94,7 |
93 |
89,5 |
87,7 |
84,2 |
80,7 |
78,9 |
75,6 |
73,7 |
Таблица 3.
Структура
общей безработицы в России
по основным социально-
Группы |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Доля различных групп в общей численности безработных, % | |||||||||
По полу | |||||||||
Мужчины |
52,3 |
53 |
53,9 |
53,9 |
54,4 |
54,2 |
53,8 |
52,8 |
54 |
Женщины |
47,7 |
47 |
46,1 |
46,1 |
45,6 |
45,8 |
46,2 |
47,2 |
46 |
По типу поселения | |||||||||
Город |
83,2 |
82,8 |
81,6 |
79,3 |
78,3 |
76,1 |
76,5 |
77,3 |
75,9 |
Село |
16,8 |
17,2 |
18,4 |
20,7 |
21,7 |
23,9 |
23,5 |
22,7 |
24,1 |
По возрасту | |||||||||
Молодежь |
35,8 |
33,8 |
28,8 |
29,4 |
28,3 |
26,6 |
26,1 |
23,4 |
24,3 |
лица активного возраста |
49,2 |
54,5 |
60,6 |
61,6 |
62,1 |
63,5 |
63,6 |
63,6 |
63,4 |
лица пред-пенсионного возраста |
8,1 |
6,9 |
7,1 |
5,9 |
6,5 |
6,9 |
7,4 |
8,4 |
8,1 |
лица пенсионного возраста |
6,9 |
4,8 |
3,5 |
3,1 |
3,1 |
3 |
2,9 |
4,6 |
4,2 |
Уровень безработицы, % | |||||||||
По полу | |||||||||
Мужчины |
5,2 |
8,3 |
10 |
13,5 |
13 |
10,4 | |||
Женщины |
5,2 |
7,9 |
9,3 |
11,5 |
12,9 |
12,8 |
9,6 | ||
По типу поселения | |||||||||
Город |
5,6 |
6,4 |
8,6 |
9,8 |
99 |
11,7 |
13,1 |
12,7 |
96 |
Село |
3,7 |
4,3 |
6,3 |
8,4 |
8,9 |
12,3 |
13,5 |
13,8 |
11,6 |
По возрасту | |||||||||
Молодежь |
12,9 |
13,6 |
16,1 |
18,6 |
19,1 |
23,3 |
26,8 |
23,2 |
19,6 |
лица активного возраста |
3,9 |
4,8 |
7,1 |
8,3 |
8,5 |
10,5 |
11,8 |
11,8 |
9,1 |
лица предпенсионного возраста |
2,9 |
3,2 |
5,1 |
5,6 |
6,2 |
7,9 |
8,8 |
9,6 |
6,6 |
лица пенсионного возраста |
5,4 |
4,6 |
5,3 |
5,7 |
6 |
7,2 |
8,7 |
10,2 |
8,5 |
Информация о работе Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации