Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливал необходимость формирования рынка труда, который является следствием, производным продуктом становления рыночных отношений в основных сферах и отраслях экономики. Прежде чем в России станет возможным создание рынка труда современного типа, должны быть, как минимум, осуществлены определённые условия, в частности:
- разгосударствление и приватизация собственности, установление многообразия форм собственности и их юридического и экономического равноправия, утверждение частной собственности на средства производства как главной основы рыночных отношений в сфере труда и, в конечном счёте, формирования рынка труда;

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие, объект, функции и виды рынка труда.
3. Понятия трудовых ресурсов, занятости и безработицы.
4. Факторы, регулирующие рынок труда.
5. Государственное регулирование рынка труда.
6. Современная стадия формирования рынка труда в Российской Федерации.
7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Российской Федерации в период с 2003г. по 2005 г.
8. Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации.
9. Заключение
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая экономическая теория.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

- в области развития региональных рынков труда разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения; обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;

- проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения;

- обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов;  

- осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел;

- расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда;

- разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;

- развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения; разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 
- расширение региональных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости;

- в области регулирования трудовой миграции совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;

- создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

- достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда;

- совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах; создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России;

- в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; 
- реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам; обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

- разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

- развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; в области финансирования мероприятий по содействию занятости населения 
консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования; 
- координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;

- совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;

- повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности;

- совершенствование механизма  перераспределения средств федерального бюджета с

учетом ситуации на рынке  труда в субъектах Российской Федерации; привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению;

- в области повышения эффективности деятельности органов службы занятости усиление оперативной работы органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости; 
развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости; 
 - совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятыми без работным гражданам; введение для работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости.

9. Заключение.

Первостепенная проблема нашей экономики на пути реформ – это формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

Уровень формирования российского  рынка труда определяется прежде всего степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения. Современная российская экономика идёт по пути перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной  поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании  сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

 

 

Приложение.

 

Таблица 1.

 

Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости населения в период 1992-2001 годах.

 

 

1992

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Численность трудоспособного  населения, млн. человек

83,7

84,2

84,3

84,8

85,5

86,3

87

87,4

Валовой внутренний продукт, млрд. рублей, до 1998 года – трлн. рублей

19

1540

2146

2479

2741

4767

7402

9041

Среднегодовая численность  занятых в экономике, в том  числе в организациях негосуд. форм собственности и индивидуальном секторе, тысяч человек

72071

66409

65950

64693

63812

63963

64327

65000


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Основные показатели занятости населения  в перспективе до 2010 года.

 

 

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность населения, млн. человек

144

143,3

142,6

141,9

141,3

140,7

140,1

139,5

138,8

Численность экономически активного населения (ЭАН): млн. человек

71

71,4

71,6

72

72,2

72,5

72,8

73,1

73,4

в % к 2001 году

100,1

100,7

101

101,6

101,8

102,3

102,7

103,1

103,5

Общая численность занятых, млн. человек

65,6

66,1

66,5

67

67,4

67,9

68,3

68,8

69,2

Уровень занятости, в % к ЭАН

92,5

93,1

93,6

99,2

94,6

95,2

95,7

96,3

96,8

Численность занятых  в трудоспособном возрасте, млн. человек

61,5

61,9

62,2

62,6

62,8

63

63,4

63,8

64,1

в % к 2001 году

100,5

101,1

101,6

102,3

102,6

102,9

103,6

104,3

104,7

Удельный вес в общей численности занятых

93,7

93,6

93,5

93,4

93,2

93,1

92,9

92,8

92,7

Общая численность безработных, млн. человек

5,4

5,3

5,1

5

4,8

4,6

4,5

4,3

4,2

в % к 2001 году

94,7

93

89,5

87,7

84,2

80,7

78,9

75,4

73,7

Уровень безработицы, в %

7,6

7,4

7,1

6,9

6,6

6,3

6,2

5,9

5,7

Численность безработных  в трудоспособном возрасте, млн. человек

4,9

4,8

4,6

4,5

4,3

4,1

4

3,9

3,8

в % к 2001 году

94,7

93

89,5

87,7

84,2

80,7

78,9

75,6

73,7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

 

 Структура  общей безработицы в России  по основным социально-демографическим группам.

 

Группы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Доля различных групп  в общей численности безработных, %

По полу

Мужчины

52,3

53

53,9

53,9

54,4

54,2

53,8

52,8

54

Женщины

47,7

47

46,1

46,1

45,6

45,8

46,2

47,2

46

По типу поселения

Город

83,2

82,8

81,6

79,3

78,3

76,1

76,5

77,3

75,9

Село

16,8

17,2

18,4

20,7

21,7

23,9

23,5

22,7

24,1

По возрасту

Молодежь

35,8

33,8

28,8

29,4

28,3

26,6

26,1

23,4

24,3

лица активного возраста

49,2

54,5

60,6

61,6

62,1

63,5

63,6

63,6

63,4

лица пред-пенсионного возраста

8,1

6,9

7,1

5,9

6,5

6,9

7,4

8,4

8,1

лица пенсионного возраста

6,9

4,8

3,5

3,1

3,1

3

2,9

4,6

4,2

Уровень безработицы, %

По полу

Мужчины

5,2

 

8,3

 

10

 

13,5

13

10,4

Женщины

5,2

 

7,9

 

9,3

11,5

12,9

12,8

9,6

По типу поселения

Город

5,6

6,4

8,6

9,8

99

11,7

13,1

12,7

96

Село

3,7

4,3

6,3

8,4

8,9

12,3

13,5

13,8

11,6

По возрасту

Молодежь

12,9

13,6

16,1

18,6

19,1

23,3

26,8

23,2

19,6

лица активного возраста

3,9

4,8

7,1

8,3

8,5

10,5

11,8

11,8

9,1

лица предпенсионного возраста

2,9

3,2

5,1

5,6

6,2

7,9

8,8

9,6

6,6

лица пенсионного возраста

5,4

4,6

5,3

5,7

6

7,2

8,7

10,2

8,5

Информация о работе Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации