Основные положения «теории народонаселения» Мальтуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Выдвинутая Мальтусом «теория народонаселения», изложена им в работе “Опыт о законе народонаселения …”, вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году. Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит “улучшение жизни человечества”. Стоит отметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.

Файлы: 1 файл

теория экономики.docx

— 47.94 Кб (Скачать файл)

 

Вообще в российский экономике очень трудно провести четкую грань между структурной и циклической безработицей. Если в развитых странах основу безработицы составляют ее фрикционный и структурный подвиды, то для России основная проблема - циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще).

 

3. Пожалуй, только сезонная  безработица является естественной  и нормальной, как в развитых  странах, так и в России. Сезонная  безработица обычно отождествляется  и возникает в результате сезонных  колебаний спроса и предложения  труда. Повышение спроса на  труд вызывает сезонные изменения  в уровне производства и занятости  и часто ассоциируется с климатическими  колебаниями, строительством, туристическими  зонами. Уровень предложения труда  может меняться в связи с  наплывом выпускников школ и  высших учебных заведений в  летние месяцы, что часто непосредственно  вызывает увеличение безработицы.  Сезонная безработица редко представляет  собой серьезную проблему для  экономики страны в целом, однако  она может создать весьма неприятные  и чувствительные проблемы для  некоторых регионов и обществ,  которые тесно связаны с сезонным  бизнесом.

 

Естественный уровень  безработицы

 

Экономисты рассматривают  фрикционную и структурную безработицу  как неизбежную, поэтому полная занятость  населения имеет место при  наличии в стране только этих двух форм безработицы. При полной занятости в производстве занято несколько менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы.

 

Полной занятостью является такой уровень занятости, когда  в экономике имеется только фрикционная  и структурная безработица.

 

Естественный уровень  безработицы не может оставаться величиной неизменной, установленной  раз и навсегда, хотя, по мнению западных экономистов, она колеблется в пределах 4 - 6%. В годы второй мировой войны, когда государство искусственно сдерживало рост фрикционной безработицы, вводя сверхурочные работы или запрет на увольнения, уровень естественной безработицы сокращался. В периоды  бурных структурных перестроек естественный уровень безработицы растет за счет увеличения структурной безработицы.

 

4. циклическая безработица  (иногда ее называют безработицей  недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. В отличии от фрикционной и структурной безработицы, когда проблема заключается в несоответствии рабочих мест наличной рабочей силе, циклическая безработица возникает из - за недостатка рабочих мест в целом. Циклическая бнзработица тесно связана с движением экономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии - возрастает. В месте с тем безработица недостаточного спроса может возникать не только по причине цикличного экономичного развития, но и в результате хронического экономического застоя, что принято называть «долговременной стагнацией».

 

Особенности циклической  безработицы (по сравнению с фрикционной  и структурной безработицей) сводятся, во- первых, к наличию существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом. Во - вторых. Как и фрикционная безработица, циклическая безработица также широко распространяется в масштабах всей экономики. Наконец, в-третьих, продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы.

 

Для борьбы с циклической  безработицей необходимо придерживаться определенных программ государственной  политики, обеспечивающих стабильные и здоровые темпы экономического роста. Кроме того, возможно осуществление  общегосударственных проектов, таких  как строительство автомагистралей, развитие и модернизация городского хозяйства в периоды депрессии, ведущих к повышению совокупного  спроса.

 

Комбинация выше указанных  факторов безработицы формирует  ее общий уровень в стране. Вместе с тем за общей цифрой стоят  реальные люди со своим социальным статусом, реальные регионы и отрасли. Наконец, общий уровень безработицы - это всего лишь статистический показатель, который может отличаться от реального положения на рынке  труда. В связи с этим понятие  безработицы следует конкретизировать, используя различные критерии.

 

Особую проблему при разработке политики занятости составляет достоверность  определения количества безработных. Вопрос о том, кого следует считать  безработными, до сих пор обсуждается  как теоретиками, так и практиками. Сегодня практически все страны используют методику МОТ для определения  численности безработных. Эта методика базируется на трех критериях «безработного  состояния»: отсутствие работы или  самозанятости; готовность и способность работать в данное время; осуществление практических шагов по поиску работы. Но вот дальше возникают разногласия в толковании этих критериев: в самом деле, можно ли считать безработным вынужденно частично занятого; какова должна быть продолжительность состояния «без работы, чтобы отнести человека к категории безработных? Как правило, каждое государство вырабатывает свои собственные уточнения статуса безработных.

 

В России определить реальный уровень безработицы еще сложнее  не только из - за разногласий в ее понимании. Отсутствие нормальной информационной базы, недостаточная оперативность служб занятости, да и просто недоверие части населения этим службам порождает множество затруднений в определении безработицы. Так, чтобы получить статус безработного, человек должен зарегистрироваться в службе занятости. Излишне говорить, что далеко не все реально безработные идут в службу занятости, а многие, особенно в сельских районах, вообще не знают о существовании подобных служб. Но и это еще не все. От обращения и регистрации в службе занятости до получения статуса безработного нужно пройти проверку на соответствие некоторым условиям: человек должен искать работу в течении одной - четырех недель до обращения в службу, иметь работу в течении трех из предыдущих двенадцати месяцев, быть уволенным по собственному желанию, не иметь других источников доходов. Эти достаточно жесткие условия дополняются еще тем, что уже признанные безработными граждане не должны отклонять предложения служб занятости о трудоустройстве, а и без того мизерное пособие по безработице сокращается по мере «стажа» безработицы. Только следующие факторы могут заставить массу безработных обратиться в службу занятости:

 

- надежда найти новую  работу;

 

- высокий уровень пособия  по безработице, обеспечивающий  нормальное существование;

 

- информированность населения  о деятельности служб занятости; 

 

- соответствие всем условиям (документально подтвержденное), необходимым  для получения статуса безработного.

 

 Все эти факторы  работают в сторону преуменьшения  реальной безработицы в стране.

 

Таким образом, регистрационный  подход к определению безработицы  не дает достоверных результатов. Необходимо разрабатывать другие методы оценки безработицы, например на основе выборочного обследования или экспертных выводов. Одновременно следует предоставлять населению полную информацию об их правах на рынке труда, пропагандировать деятельность служб занятости.

 

Безработица в России выходит  на первое место в ряду макроэкономических проблем.

 

Пути минимизации безработицы

 

В целом политика содействия занятости и защиты от безработицы  основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к  российским условиям.

 

Основные направления  политики занятости, дают не только структурную, но и историко-логическую картину  эволюции политики занятости. В самом  деле, активной политики занятости  должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной  поддержки безработных (так называемая пассивная политика). Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив  социальную защиту безработных, правительство  может идти дальше, - сначала к  стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста  занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями, активизация  поиска работы со стороны безработных  и вывод части наемных работников с рынка труда.

 

В современных тяжелых  для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в  политике занятости, не пытаясь слепо  копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства на осуществление политики занятости.

 

К активным методам регулирования  занятости относятся следующие  меры:

 

- общее оздоровление экономического  климата в стране, стимулирование  инвестиционной активности, стабилизация  и в дальнейшем достижение  экономического роста;

 

- создание условий для  развития и расширения занятости  в негосударственных секторах  экономики, в том числе поддержка  малого бизнеса и самозанятости;

 

- обеспечение профессионального  обучения, переподготовки и консультирования  в целях формирования рациональной  структуры занятости.

 

Очевидно, что реализация этих задач - дело будущего. В настоящее  же время основная тактическая задача в области занятости - приостановить  рост безработицы, одновременно обеспечивая  безработным приемлемые социальные гарантии.

 

Безработица России

 

Уровень безработицы к  началу 21 века, несколько ниже средне всероссийских показателей, но примерно 1,5 раза превосходит уровень безработицы  в США, Канаде. Японии. Общая численность  безработных определяемая по методологии мот за 1992-98 увеличилась примерно в 2,3 раза и начала снижаться в 2002 составив примерно 6,15 млн. человек или 8,6% экономически активного населения. Удельный вес женщин среди без работных составил 46%;уровень безработных среди молодежи до20 лет превысил 23%, а молодежи в возрасте 20 - 24 лет - 13%. Несмотря на снижение безработицы и рост занятости, средний период поиска работы остался на уровне 8,6 млн. около 40% безработных ищут работу более года, сохранялась и значительная материальная дифференциация по уровню безработицы - в 2002г ее максимальный уровень (Республика Ингушетия) превосходил минимальное значение (Москва) в 16 раз. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Характеризовалась постоянным ростом до 1997 года и существенным сокращением их числа в 1997 - 2000 годах. С 2001 этот показатель повысился, составив в 2002 году 1.3 млн. человек или 1,7 экономически активного населения. По сравнению с 2001 зарегистрированная безработица выросла на 17,3%, тогда как доля официально зарегистрированных в общей их численности продолжает оставаться на низком уровне (около 21%). Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004 г.

 

Выстраивание отношений  работодателя со своими сотрудниками - проблема многогранная. И во многом она зависит от напряженности  на рынке труда.

 

В целом в России вырисовывается следующая любопытная картина о  временных периодах поиска работы.

 

Среднее время поиска работы безработными в ноябре 2004 года составило 8,5 месяцев и увеличилось по сравнению  с ноябрем 2003 года на 0,3 месяца.

 

Стаж пребывания в состоянии  застойной безработицы (1год и  более) имели 38,4 безработных. В ноябре 2003г - 30,7

 

Доля застойной безработицы  среди сельских жителей существенно  выше - около 47. среди безработных  городских жителей доля застойной  безработицы составила 34. Экономика  и жизнь. Издательский дом «экономическая газета». Март 2005. №11.

 

В связи со всем сказанным резонно возникает вопрос, как смотрится Россия по сравнению с другими странами. Ответ простой, смотря с чем сравнив.

 

Причины незанятости (безработицы), в процентах

 

1. Перемена места жительства - 4%

 

2. Выход на пенсию или  в отставку - 5%

 

3. Окончание срока временной  сезонной работы - 10%

 

4. По состоянию здоровья, личным причинам - 13%

 

5. Сокращение персонала  - 28%

 

6. Увольнение по собственному  желанию - 33%

 

7. Другое - 7%

 

Задачи государства

 

Социально ориентированная  экономическая политика предполагает создание условий для развития реального  сектора, прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей населения; расширение инвестиций, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей  силы. Гарантирующих работу и современную профессию. Такая политика способна смягчить проблемы безработицы и смежные социальные проблемы среди которых основными являются - падение доходов и уровня жизни, социальное неравенство. В свою очередь преодоление негативных тенденций на рынке труда - условие перспективного развития трудового потенциала, служащего важнейшим фактором устойчивого экономического роста.

 

Количество безработных  в Нижегородской области и  Н.Новгороде

 

 

Всего в Нижегородской  области в 2005 году уровень безработицы  на регистрируемом рынке труда составил 0,79%, что на 0,2 п.п. меньше, чем в 2004 году. При этом наиболее высокий  уровень безработицы отмечен  в Арзамасском (2,61%), Вадском (2,17%), Воскресенском (2,1%), Краснобаковском (2,27%), Сергачском (2,91%) и Лукояновском (3,6%) районах области. www.regnum.ru

 

Численность граждан, состоящих  на учете в службе занятости, составила 21092 человека, из них 19042 - безработные , 17153 гражданам назначено пособие  по безработице. Численность лиц, проходящих обучение по направлению службы занятости, составила 2497 человек, услуги по профессиональной ориентации получили более 20 тыс. граждан. В общественных работах участвовали 2353 человека. По сравнению с 2004 годом количество человек, состоящих на учете в службе занятости сократилось на 18,6%. www.nta-nn.ru

 

В Нижнем Новгороде в 2005 году официальный уровень безработицы  сократился на 0,27 п.п., по сравнению  с 2004 годом и, по данным на 1 января 2006 года, составил 0,47%.

 

Как сообщается в пресс-релизе Управления федеральной государственной  службы занятости населения по Нижегородской  области, наибольший уровень безработицы - 1,06% - зарегистрирован в Сормовском районе, а наименьший - 0,24% - в Нижегородском районе Нижнего Новгорода.

 

В Ленинском районе этот показатель составляет 0,78%, в Приокском - 0,55%, в Канавинском - 0,51%, в Автозаводском - 0,43%, в Московском - 0,42% и в Советском - 0,33%.

 

По данным на 1 января, отмечено в сообщении, в Нижнем Новгороде  на учете в службе занятости состоит 4,335 тыс. человек, что на 14,7% меньше, чем  в 2004 году. Из них, безработными признаны 3,666 тыс. человек, 3,318 тыс. человек получают пособие по безработице. www.uhr.ru

Информация о работе Основные положения «теории народонаселения» Мальтуса