Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:49, курсовая работа
В повседневной жизни мы совершаем огромное множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том.
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей; читаем книги и смотрим телевизор. Все это - акты социального взаимодействия.
Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения, но и по сей день, эта проблема остается актуальной.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Сущность социального взаимодействия
1.1. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения….4
1.2. Микроуровень и макроуровень……………………………………………7
Глава 2. Основные теории межличностного взаимодействия……………….8
2.1. Джордж Хоуманс «Взаимодействие как обмен»…………….…………..9
2.2. Джордж Геберт Мид «Символический интеракционизм»………………9
2.3. Эрвин Гоффман «Управление впечатлениями»…...……………….……10
2.4. Зигмунд Фрейд «Психоаналитическая теория»..……..……..….…….….11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………….….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность социального взаимодействия
1.1. Понятие социального
1.2. Микроуровень и макроуровень………
Глава 2. Основные теории межличностного взаимодействия……………….8
2.1. Джордж Хоуманс «Взаимодействие как обмен»…………….…………..9
2.2. Джордж Геберт Мид «
2.3. Эрвин Гоффман «Управление впечатлениями»…...……………….……10
2.4. Зигмунд Фрейд «
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….….15
Введение
В повседневной жизни мы совершаем огромное множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том.
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей; читаем книги и смотрим телевизор. Все это - акты социального взаимодействия.
Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения, но и по сей день, эта проблема остается актуальной. Мы можем обратиться к трудам любого из классиков или современных теоретиков социологической науки, и мы убедимся, что в них значительное внимание уделяется проблеме социального взаимодействия. При рассмотрении проблемы социального взаимодействия возникает множество вопросов.
Вопрос социального взаимодействия является центральным в социологии, возникло множество социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы на двух основных уровнях исследования, на микро - и макроуровне. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для целого ряда социологических теорий.
Глава 1. Сущность социального взаимодействия
1.1. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения
"Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов"1. Это означает, что любое действие человека вызывается предшествующим действием человека и одновременно является причиной последующих действий. Например, любой человек, общаясь с друзьями, родственниками, коллегами постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразны по формам проявления.
Для возникновения социального взаимодействия необходимо чтобы были даны три основных условия. П.А. Сорокин рассматривает и анализирует три таких условия, которые он называет "элементами явления взаимодействия":
наличие двух или более индивидов, обуславливающих поведение и переживания друг друга; совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга2.
Но А.И. Кравченко еще добавил сюда четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:
4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения3.
Без этих условий явление социального взаимодействия не может произойти.
Рассмотрим все четыре условия.
1. В пустом пространстве не
может произойти никакого
2. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, иначе говоря, совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого.
3. Условия наличия
особых проводников,
Грубо говоря, вне материальных носителей информация вообще существовать не может. Если нет каких-либо проводников, выступающих переносчиками материальных носителей информации, то никакого взаимодействия не может возникнуть. Но когда проводники налицо, ни пространство, ни время не могут быть препятствием для осуществления взаимодействия. Таким образом, при наличии проводников "фактически ни пространство, ни время не являются препятствием для взаимодействия людей"4.
4. А.И. Кравченко посчитал
Для понимания сущности социального взаимодействия необходимо составить определенную типологию взаимодействия. П.А. Сорокин выделяет три главных признака, с помощью которых можно разработать соответственно три разных подхода к типологии социальных взаимодействий. Вот краткий разбор типологий:
1. Типология социальных
взаимодействий составляется в
зависимости от количества и
качества индивидов,
Критерий качества указывает
на необходимость учитывать
Поэтому Сорокин приводит перечень наиболее важных из них.
Особо следует выделять принадлежность к:
a) одной семье а’) разным семьям
b) одному государству b’) разным государствам
c) одной расе c’) разным расам
d) одной языковой группе d’) разным языковым группам
e) одному полу e’) разным полам
f) одному возрасту f’) разным возрастам
m) сходным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным, художественным, литературным вкусам и т. д.
m’) Различным по профессии, имущественному положению, религии, объему прав, политической партии и т. д.
"Сходство или различие
взаимодействующих индивидов в
одном из этих отношений имеет
громадное значение для
2. Типология социальных взаимодействий составляется в зависимости от характера актов, т.е. действий, совершаемых взаимодействующими субъектами.
3. Типология социальных
взаимодействий составляется в
зависимости от проводников.
1.2. Микроуровень и макроуровень
Социальное взаимодействие изучается и исследуется на двух основных уровнях: микроуровень и макроуровень. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие происходит в пределах малых групп. На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур. Здесь социологи проявляют интерес к изучению социальных институтов, например, крупные структуры как правительство, торговля или церковь. На макроуровне находятся крупные общественные структуры. На микроуровне изучается взаимодействие друг с другом, иногда в группах, иногда в парах. Но в любом социальном взаимодействии сочетаются элементы обоих уровней. Например, повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, которая изучается на макроуровне, где связана с рынком рабочей силы и законодательной системой.
Глава 2. Основные теории межличностного взаимодействия
В социологии существует много теорий межличностного взаимодействия. В этой главе я попытаюсь описать четыре теории. Эти основные теории Н. Смелзер кратко суммирует в таблицу8.
Теория |
Теоретик |
Основная идея |
Теория обмена |
Джордж Хоуманс |
Люди взаимодействуют
друг с другом на основе своего опыта,
взвешивая возможные |
Символический интеракционизм |
Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер |
Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают |
Управление впечатлениями |
Эрвин Гофман |
Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления |
Психоаналитическая теория |
Зигмунд Фрейд |
На межличностное |
2.1. Джордж Хоуманс «Взаимодействие как обмен»
На повседневный вопрос: "Как вы поживаете?" или "Как дела?", большинство людей отвечают: "Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство в общении. Люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга. Каждый из нас проявляет определенное усилие для получения вознаграждения, чтобы удовлетворить свою потребность. Проще говоря, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным. Подобные обменные взаимоотношения постоянно имеют место в людских взаимодействиях, и в этом заключается сущность теории Хоуманса. Согласно его теории, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли поступки человека в прошлом. Здесь можно выделить четыре принципа теории:
Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он будет повторяться. Например, если мы играем в карты и после этого выигрываем, наверное, мы снова захотим поиграть. Если каждая наша игра заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию.
Если вознаграждение зависит от каких-то условий, то человек стремится воссоздать эти условия. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения. Например, играя в карты, мы подряд выигрываем несколько раз, вероятно, уже в десятой партии мы будем меньше увлечены игрой, чем в первый. Хоуманс применяет эти принципы на все виды взаимодействия людей, таким образом можно анализировать даже его сложные виды: отношения власти, переговорный процесс и т.д.
2.2. Джордж
Геберт Мид «Символический
Другая важная теория была предложена Джорджем Гербертом Мидом, он отрицал, что поведение людей является пассивной реакцией на вознаграждение и наказание. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, сформированное на коммуникации. Он считал, что люди реагируют не только на поступки людей, но и на их намерения. По мнению Мида, люди разгадывают намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.
Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. По мнению Мида, более важную роль играет значимый жест. В этом случае человек не реагирует автоматически на воздействия извне. Он разгадывает значение поступка, прежде чем ответить на него. Когда человек придает значение чему-либо, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Символами могут быть слова, предметы, выражения лица и поступки. Символы выступают проводниками, которые в процессе длительного взаимодействия оказываются общими и понятными для нас. Это облегчает общение между людьми.
2.3.Эрвин Гоффман «Управление впечатлениями»
Эрвин Гоффман в социальном взаимодействии отводит важную роль такому виду управления впечатлениями. Он считает, что сами люди создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя как декорации окружающую обстановку для создания определенных впечатлений. Человек стремится обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или наоборот - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую человек ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Это регулирование осуществляется путем его влияния на понимание ситуации другими, т.е. он действует так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление.
Информация о работе Основные теории межличностного взаимодействия