Основные теории межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

В повседневной жизни мы совершаем огромное множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том.
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей; читаем книги и смотрим телевизор. Все это - акты социального взаимодействия.
Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения, но и по сей день, эта проблема остается актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Сущность социального взаимодействия
1.1. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения….4
1.2. Микроуровень и макроуровень……………………………………………7
Глава 2. Основные теории межличностного взаимодействия……………….8
2.1. Джордж Хоуманс «Взаимодействие как обмен»…………….…………..9
2.2. Джордж Геберт Мид «Символический интеракционизм»………………9
2.3. Эрвин Гоффман «Управление впечатлениями»…...……………….……10
2.4. Зигмунд Фрейд «Психоаналитическая теория»..……..……..….…….….11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………….….15

Файлы: 1 файл

рефератик.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Зигмунд  Фрейд «Психоаналитическая теория»

 

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт. Согласно теории Фрейда, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются там потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидера, а вернее тем, что люди отождествляют их могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития.

Регрессия проходит главным  образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттл исследовал некоторые  группы, образовавшиеся в Гарвардском  университете. Они состояли из студентов  мужского и женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, их возглавляли аспиранты или члены профессорско-преподавательского состава. Эти группы встречались в назначенное время, но у них не было четкого плана деятельности. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданий способствовало укреплению власти лидеров групп. Здесь действовали законы джунглей. В какой-то мере эти группы напоминали семьи в примитивных обществах: их члены семьи принимали на себя роли "отца", "матери" и "ребенка"; "родители" должны были "улаживать" проблемы и конфликты, происходившие в жизни "детей". "Улаживание" ситуации иногда требуется, например, когда руководитель на предприятии подвергает нападкам коллегу только за то, что она напоминает ему нелюбимую сестру или когда студентка плохо успевает по какому-то предмету, потому что ей не удается очаровать преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В нескольких учебниках  социологии я прочитала много теорий межличностного взаимодействия, прочитав книгу Н. Смелзера, я полностью согласилась с его взглядом на теории. Он описал лишь четыре из множества теорий межличностного взаимодействия, предложенных многими учеными. В ходе своей работы в основном я ссылаюсь на работу Смелзера.

В процессе моего исследования, я узнала очень много нового и интересного, мне пришлось затратить большие усилия. Таким образом, по итогам моей работы я пришла к таким выводам:

1. Простейшей моделью  социального явления служит взаимодействие  двух индивидов.

2. Во всяком явлении  взаимодействия имеются четыре  элемента:

1) индивиды,

2) их акты, действия,

3) проводники,

4) общая основа для  контакта.

3. Социологи изучают  процесс взаимодействия на двух  уровнях: микро - и макроуровне.

4. Существует три типологии  взаимодействия в зависимости  от выбора системообразующих  признаков:

1) количество и качество  участников взаимодействия;

2) характер актов, совершаемых  участниками взаимодействия;

3) природа проводников  взаимодействия.

5. Разработан целый  ряд социологических концепций,  которые описывают и объясняют  механизмы социального взаимодействия. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли поступки человека в прошлом. В соответствии с концепцией символического интеракционизма социальная жизнь зависит от нaшeй способности воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Концепция управления впечатлениями (драматургического интеракционизма) утверждает, что регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. По теории Зигмунда Фрейда в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт, люди применяют понятия, усвоенные в раннем детстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов на Дону: изд-во "Феникс", 2011. - 352 с.

2. Козлова О.Н. Социология. - М.: Изд-во Омега-Л, 2012. - 320 с.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация "Логос", Екатеринбург: "Деловая книга", 2010. - 382 с.

4. Кравченко А.И., Анурин  В.Ф. - СПб.: Изд-во Питер, 2012. - 432 с.

5. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2010. - 688 с.

6. Сорокин П.А. Система  социологии. Т.1. Социальная аналитика:  Учение о строении простейшего  (родового) социального явления. - М.: Наука, 2010. - 447 с.

7. Сорокин П.А. Общедоступный  учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 2009. - 560 с.

8. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2011 - 344 с.

1 Фролов С. С. Социология. С. 120-121.

2 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С. 142-259.

3 Кравченко А. И. Социология. С. 179.

4 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С. 179

5 Кравченко А. И. Социология. С. 182

6 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С.261.

7 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. С.292-294.

8 Смелзер Н. Социология. С. 133




Информация о работе Основные теории межличностного взаимодействия