Основные задачи государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление мы рассматриваем как систему, которая, подобно экономическим, социальным и другим отношениям, преобразует поступающие извне ресурсы и производит «продукт» в форме определенных результатов. Результативность и эффективность государственного управления во многом зависят от правильности и своевременности политического решения, так как органы государственного управления в основном занимаются исполнением принятых решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, виды и признаки государственного управления…………………..4
2. Субъекты и объекты государственного управления…………………………9
3. Деятельность государственного управления………………………………..11
4. Основные цели и задачи государственного управления…………………...14
Заключение………………………………………………………………………18
Список источников……………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

К.Р. Введ.в спец-ть.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

3833214 Бокарев Евгений Анатольевич

 
 

(№ личного дела, фамилия,  имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ЗФЭИ

курс

3

группа

     
     
 

081100.62 Государственное  и муниципальное управление  
(на базе ВПО)

(код и наименование  направления подготовки/специальности)


 
     
 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Введение в  специальность

 
     
 

На тему

Основные задачи государственного управления

 
   

(№ варианта и/или  наименование темы)

 
     
     
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

Ст. преподаватель

     

В.Н. Изобилина

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 
 

 

 

Архангельск 2013

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, виды и признаки государственного управления…………………..4

2. Субъекты и объекты государственного управления…………………………9

3. Деятельность государственного управления………………………………..11

4. Основные цели и задачи государственного управления…………………...14

Заключение………………………………………………………………………18

Список источников……………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение          Государственное управление мы рассматриваем как систему, которая, подобно экономическим, социальным и другим отношениям, преобразует поступающие извне ресурсы и производит «продукт» в форме определенных результатов. Результативность и эффективность государственного управления во многом зависят от правильности и своевременности политического решения, так как органы государственного управления                         в основном занимаются исполнением принятых решений. Очень важно, особенно в транзитных обществах, где на государство возлагается большая социальная ответственность, чтобы органы государственной власти приняли легитимное участие в разработке и принятии политических решений. Государственное управление отличается от других видов управления, прежде всего тем, что осуществляется при помощи государственной власти                                            и государственными органами. Приоритетную роль здесь играет политическое руководство, политика, являющаяся концентрированным выражением общественных интересов социальных групп и граждан. Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима                           без управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние.        И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия, прямых и обратных связей. Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем. Государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов                          за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни. Оно всегда осуществляется специальными органами, состоящими               из штатных профессионалов – государственных служащих.

 

1. Понятие, виды и признаки государственного управления    К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием,                        ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества               и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих  в определенном объеме функции государственного управления (для чего государство делегирует им необходимые полномочия).    Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих                               и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов                         и объектов управления.  Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования        и возможного изменения.[2.]        Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства               и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.).          Более конкретно это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях                     и сферах социально культурного, хозяйственного и административно политического строительства.         Видами государственного управления являются:    1. Внутреннее государственное управление, осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы,  
т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов.    2. Внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда                 и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации.         3. Внутриорганизационное государственное управление осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися                             к исполнительным органам государственной власти.   Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права, то тогда говорят              о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени. Если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о частноправовом управлении. [4.]        Государственное управление имеет следующие признаки:    1. Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной                       и представительной власти по форме, методам и содержанию. 2. Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление). Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).       3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности). Государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулирование посредством управленческих регулятивных и контрольно надзорных процедур.

4. Государственное управление — это непрерывная, постоянная                       и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности. В процессе государственного управления решаются задачи и осуществляются функции государства и обеспечиваются как интересы государства, так и конституционные права и свободы граждан.    5. Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ                 и образуют систему органов государственного управления.

6. Государственное управление отвечает принципу законности,                       то есть деятельность органов исполнительной власти основывается                                на положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции.  7. Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений.       В большей мере распространены вертикальные отношения, т.е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. В последние годы появились новые формы организации  горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров.         8. Государственное управление основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Организационная деятельность органов государственного управления включает исполнение как внешних, так и внутренних административных функций. Внутриорганизационная деятельность осуществляется также законодательными органами, судами, прокуратурой, создавая при этом необходимые условия для реализации непосредственных функций самих этих органов (законотворчество, правосудие, осуществление прокурорского надзора). [8.]            9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, то есть обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего» управления (например, назначение административных наказаний, применение мер административного предупреждения или административного пресечения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъекты и объекты государственного управления

В правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти,                       и, таким образом, участвующий в процессе управления. Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих            ее субъектов управления. Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность.   Каждый субъект управления:         - выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы;          - является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;           - имеет присущие ему определенные функции;      - обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компонент;    - занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.    В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какого-либо определенного объекта, устанавливаются преференции (предпочтения)                для него, предоставляются государственные инвестиции. Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом. [1.]   Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления. Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор».        Объекты управления:          - самоактивны, т.е. способны к самодвижению на основе внутренних побудительных причин 

- обладают целенаправленностью, т.е. с одной стороны государственное управление должно учитывать эти цели в своей деятельности, и, с другой стороны, влиять на формирование этих целей  - адаптивны – они способны приспосабливаться к окружающим условиям, в том числе к управляющим воздействиям государства   - способны к самоуправлению        - зависимы от объективных условий общественной жизнедеятельности. Степень развитости указанных свойств определяет меру воздействия государства на объекты управления. Чем более развиты управляемые объекты, тем мягче может быть государственное управление.  Классификация объектов управления по уровням.   Первый уровень – человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общественной деятельности (социальные роли).  Второй уровень – коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности). Третий уровень – общество в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей (формы общественных отношений).       По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.

Информация о работе Основные задачи государственного управления