Основные задачи государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление мы рассматриваем как систему, которая, подобно экономическим, социальным и другим отношениям, преобразует поступающие извне ресурсы и производит «продукт» в форме определенных результатов. Результативность и эффективность государственного управления во многом зависят от правильности и своевременности политического решения, так как органы государственного управления в основном занимаются исполнением принятых решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, виды и признаки государственного управления…………………..4
2. Субъекты и объекты государственного управления…………………………9
3. Деятельность государственного управления………………………………..11
4. Основные цели и задачи государственного управления…………………...14
Заключение………………………………………………………………………18
Список источников……………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

К.Р. Введ.в спец-ть.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3. Деятельность  государственного управления    Государственными органами осуществляется множество управленческих действий, принимаются сотни и тысячи решений по самым различным вопросам жизнедеятельности людей. Одни из них - по вопросам общегосударственным, затрагивающим интересы больших социальных групп, другие - по вопросам организационного характера, относящимся                       к компетенции отдельных административных, хозяйственных и прочих структур. Первая группа решений относится к политическим, а вторая                 к административно-управленческим, хозяйственно-организаторским                     и прочим. Управленческая деятельность, связанная непосредственно                                       с решением проблем политического характера, обозначается понятием «политическое руководство». Это наиболее высокий уровень государственного управления обществом в целом. Оно должно учитывать интересы всеобщие государственные, национальные, больших социальных групп (классов и др.). Политическое руководство - это руководство объединенной деятельностью значительной части членов общества                    по осуществлению интересов и целей государственного масштаба.  Политическое руководство должно быть направлено на урегулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов и обеспечение единства общества и целостности государства. Направляющий фактор                     в политическом руководстве - концептуальная (основополагающая) идея,                в абстрактной форме отражающая объективные потребности                     общества-государства и обосновывающая его коренные интересы. Разработка этой идеи, конкретизация ее в программе деятельности государства составляют сущность рациональности политического руководства.   Политическое руководство не функционирует вне исполнительных органов власти, а реализуется посредством их деятельности, иначе говоря, через административное управление. Это - нижестоящий, по сравнению                    с политическим руководством, уровень управления. Его непосредственным субъектом являются исполнительно-распорядительные органы (аппараты) государственной власти и управления (так называемые силовые, административно-организационные, организационно-хозяйственные, учебно-воспитательные и др.), а объектом - конкретные коллективы людей, занятых в различных сферах экономической, социально-политической, культурной, военной и пр. деятельностях.          Содержание административного управления составляет организационно-исполнительская деятельность по реализации функций государства, включающая:           - организационно-регламентирующую        - организационно-хозяйственную         - организационно-социальную         - организационно-культурную и другие виды управленческой деятельности. Организационная, распорядительная и контролирующая деятельности органов исполнительной власти, подчиненные решению конкретных проблем в различных областях общественной жизни населения, и образуют административное государственное управление. Действие субъекта административного управления служит осуществлению государственной политики в отдельных областях государственной                        и общественной жизни; оно охватывает в каждом конкретном акте своим влиянием лишь определенную часть жизнедеятельности общества, а не целое. В отличие от политического руководства, административное управление всецело регламентируется правовыми нормами. Его нормативная база - административное право. В административном управлении имеет существенное значение технологический аспект. А многие виды административной деятельности являются технологическим управлением              (в смысле неполитического). Например, кадровая работа внутри государственных предприятий и учреждений, регулирование финансовых          и других материальных ресурсов и пр. [5.]       Полной противоположности политического руководства                                   и административного управления в реальной жизни нет, поскольку это два уровня одного и того же государственного управления. Политические решения для своей реализации требуют действия аппаратов административного управления. В свою очередь деятельность последних осуществляется на основе принципов и в рамках норм, закрепленных                      в политике государства. Более того, главные органы государственной власти выполняют функции политические, совмещая их с некоторыми наиболее важными функциями административного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные цели и задачи государственного управления   Основополагающая цель государственного управления - обеспечение оптимальной организации и структурирования, создание квалифицированного персонала управления, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления.       Существует ряд критериев классификации подобных целей, однако главным из них является общее и специфическое содержание управленческой деятельности. Соответственно выделяются следующие цели государственного управления:                   - социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений          - политические цели, т. е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека          - обеспечительные цели, т. е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния        - организационно-правовые цели, т. е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований. [7.]          Основные задачи государственного управления     С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления.        1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан,               их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов.                    В этом случае речь идет о так называемом «обеспечительном», «созидающем», «положительном» управлении. Государство осуществляет управление организациями (публичными структурами), которые играют                  в жизни общества важную социально-культурную роль и выполняют общественно-полезные функции (например, управление в сфере оказания социальной помощи, управление в сфере здравоохранения и образования). Деятельность управляемых организаций и учреждений направлена                         на воспитание и обучение людей, удовлетворение их интересов, повышение благосостояния. Эта задача государственного управления преимущественно осуществляется специальными органами управления в области управления социально-культурной жизни и хозяйственного строительства. Здесь                   не применяется государственное принуждение и не осуществляется юрисдикционная функция.         2. Обеспечение общественного порядка и безопасности. Решение данной задачи направлено на защиту правопорядка, самого государства                  и граждан от угрожающей опасности: это, например, борьба с эпидемиями, наводнениями, беспорядками, нарушением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, контроль за промышленной деятельностью, способной причинить вред людям и окружающей природной среде. Для решения этой задачи создаются специальные органы государственного управления, которые наделяются специальными полномочиями. Эта задача решается посредством применения мер административного принуждения, т. е. здесь имеет место «принуждающее» («правоохранительное») государственное управление.    3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций. В данном случае речь идет об особой государственной поддержке некоторых отраслей экономики, отдельных производств, развития предпринимательства, народных промыслов, об особых мерах внимания и заботы в отношении тех регионов страны, в которых сложилась сложная ситуация, а также о некоторых муниципальных образованиях; сюда относится поддержка конкретных областей науки, культуры и экономики, создание новых культурных учреждений (театров, библиотек). Типичными инструментами такого вида государственного управления являются план, субсидии, дотации.  4. Создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения. Эта задача государственного управления выделяется особо, ибо от качественного функционирования механизма налогообложения, сбора налогов зависит благосостояние всего общества. Решение этой задачи направлено на укрепление финансовой основы государства. Поэтому органы государственного управления в данном случае могут применять не только регулирующие механизмы, но и меры государственного принуждения.        5. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы). Эта задача особенно важна потому, что именно государственные служащие практически выполняют функции государственного управления, имея для этого необходимые полномочия.      К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства                и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое                          и социальное воздействие. Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как). По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации. [5.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, государственное  управление - это объективно необходимая, обусловленная природой государства и спецификой человеческого общества как единого организма, целенаправленная, рациональная деятельность, обеспечивающая бытие и прогресс общества. Она не исключает стихийную саморегуляцию общественного организма. Последняя в жизнедеятельности политической системы не играет ведущей роли, хотя и ограничивает сферу рационального воздействия на общественные процессы.    Все стороны существования и деятельности человека, общества                     и государства создают благоприятный и рациональный образ жизни, только будучи сведенными в целостную, динамичную, гармоничную систему. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность, экономичность и безопасность общественной жизни придает именно система государственного управления. Только она,                    в совокупности с другими объектами административно – правового регулирования, обладает единством законных полномочий организации                  и регулирования.

Институт государственного управления служит интересам практической и эффективной реализации задач, стоящих перед государством. Одной из таких задач является управление безопасностью страны. Государство является основным субъектом обеспечения безопасности                    и осуществляет свои функции в этой области через специально сформированные для этих целей, взаимосвязанные и наделенные властными полномочиями органы, которые регулярно преобразуются с целью наибольшей эффективности их работы. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разработана и постоянно совершенствуется система правовых норм, которая определяет приоритетные задачи деятельности государства               в этой сфере, а также регламентирует механизм контроля и надзора                        за деятельностью органов, посредством которых осуществляется государственное управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

1. Александрова З.О. Настольная книга государственного служащего.  
-М.: НОРМА, 2005.

2. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Учебное пособие.  
-М.: Юрид. лит., 2000.

3. Бахрак Д.Н. Административное право. –М.: 1993.

4. Глазунова Н.И. Государственное управление. Учебник для вузов.  
-М.: Муниципальный мир, 2004.

5. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления.  
-М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003.

6. Ременников В.В. Разработка управленческих решений.  
-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. Теория права и государства: Учебник/ Под. ред. Проф. В.В. Лазарева. 
 М.: Право и Закон, 1996.

8. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. – М.: ЭКМОС, 2007.

9. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс.  
-М.: Юрист, 2001.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основные задачи государственного управления