Особенности банковской системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбора темы курсовой работы связана с видением значительной роли банков в современной российской экономике, проблем функционирования кредитно-банковской системы в рыночных условиях ввиду необходимости контроля уровня инфляции, курса рубля по отношению к иностранной валюте и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу.
Целью данной работы - рассмотрение основных черт и особенностей функционирования банковской системы России на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
Проследить исторический путь развития банковской системы.
Описать сущность и принципы функционирования банковской системы.
Разграничить роль и функции Центрального банка и коммерческих банков.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1.Сущность банковской системы РФ. 4
1.1 Сущность и принципы организации банковской системы в России 4
1.2 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы 7
Глава 2. Исторические этапы формирования 10
2.1 Становление и развитие банковской системы РФ 10
2.2 Развитие банковского сектора за 2009г 12
Глава 3. Общая структура, принципы организации и особенности функционирования. 20
3.1 Функции Центрального банка 20
3.2Коммерческие банки 21
Заключение. 27
Библиографический список: 29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

К политическим факторам относятся те решения органов  власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

принципы денежно-кредитной  политики;

заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;

основные направления совершенствования налогообложения;

реализуемые на практике Принципы развития национального  хозяйства и его отдельных  отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности  государства и бизнеса перед  обществом.

    В  мировой практике страны ранжируются по критерию политического риска. Чем выше этот показатель, тем менее стабильна социально-экономическая ситуация в стране. Странам с высоким рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

Формы и методы правового регулирования хозяйственной  деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.

Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.[8,С.39-44]

Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые  приводят к сбоям в платежных  системах, могут быть разделены на:

природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с  другими государствами, военные  конфликты), которые приводят к необходимости  существенного пересмотра условий  взаимодействия банков и их клиентов;

экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение  правил расчетов, изменение системы  налогообложения, введение ограничений  на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые  приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т.п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов, введение в действие Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.

Под внутренними  факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы  как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются  субъектами банковской системы: Центральным  банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными с моментами: [12,С.26-28]

ролью и авторитетом  Центрального банка в банковской системе;

компетенцией  руководителей банков и квалификацией  банковских     работников;

уровнем межбанковской  конкуренции и ее характером;

степенью осознания  банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;

сложившимися  банковскими правилами и обычаями. 
 

Глава 2. Исторические этапы формирования.

  • 2.1 Становление  и развитие банковской  системы РФ
  •  

           Для понимания сущности и роли в рыночной экономике современных банков необходимо проследить их эволюцию. Исторически банки возникли как частные, коммерческие учреждения, представляющие внешнее обрамление рынка. Зачатки банковского дела появились еще в рабовладельческом обществе из практики хранения денег храмами и меняльного дела. В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции, подобные функциям банков: комиссионные операции по покупке и продаже, осуществление платежей за счет клиентов, выдачу кредитов, выполнение функций поручителя и доверенного лица при совершении различных актов и сделок. После открытия Америки и начала бурного расцвета торговли в Западной Европе в конце XVI начале XVII веков возникли могущественные торговые дома. Современные принципы банковского дела начали складываться в XVII веке в Англии, а затем и в других странах по мере развития капитализма. Банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых стран, а банковское дело особой сферой приложения капитала и предпринимательства.[9,С.28-32]

         В России первые банковские учреждения появились значительно позже – в середине XVIII века. До появления собственно банков, еще в 1733 г. монетная контора в Петербурге стала выдавать денежные ссуды и тем самым явилась предшественницей российских банков. В отличие от Европы, в которой первыми были организованы частные банки, в России вначале были образованы крупные государственные – Дворянский, имевший свои конторы в Москве и Петербурге, и Купеческий(1754 г.), а частные коммерческие появились только к концу XIX века. Главными операциями банков было предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог их имений, исходя из числа крепостных. Начав с кредитования дворянства, банки стали распространять свои операции на внешнюю торговлю, а позднее начинают и кредитование промышленности. Однако казенные банки за сто лет своего развития в  России крайне слабо способствовали развитию промышленности и торговли.

          К 60-м годам XIX в. финансовая система России находилась в состоянии глубокого кризиса. Растущий госдолг, инфляция, дефицит платежного баланса. Для решения этих проблем в 1860 г. создается действующий на коммерческих началах Государственный банк Российской империи, а затем в период 1863-1866 гг. при содействии государства создаются первые частные коммерческие банки. В 1864 г. открылся в Санкт-Петербурге первый акционерный коммерческий банк - «Петербургский частный», в правление которого вошел чиновник Минфина К.А.Гирс. За 10 лет с 1863 г. в стране было создано 42 банка. Подписка на акции банков достигла значительных размеров и вызывала ажиотажный спрос населения. Возросшая конкуренция толкала банки на рискованные операции. С целью предотвращения банкротства в 1872 г. был принят закон о банках, который в законодательном порядке закрепил общие правила создания и функционирования акционерных коммерческих банков. Но, несмотря на это, к 1878 г. обанкротилось или самоликвидировалось 10 коммерческих банков.

         Банковские крахи вскрыли недостатки всей системы частного коммерческого кредита. Поэтому в 1883 г. был принят новый закон о банках, обеспечивающий права кредиторов и усиливающий ответственность директоров банков. В последующие годы вплоть до 1917 г. благодаря контролю и поддержке государства система частных коммерческих банков крепла.

         Концу XIXв. в России вводится золотой монометаллизм, и государственный банк становится эмиссионным банком со 100 филиалами. Кроме Государственного банка, кредитная система царской России до 1917 г. включала акционерные коммерческие банки, общество взаимного кредита, городские банки, ипотечные банки, кредитные кооперативы. Степень концентрации банков была в России самой высокой в мире. Банки активно привлекали иностранный капитал, в основном французский. К 1917 г. иностранный капитал превысил половину всего банковского капитала.

         Важной особенностью банковской системы России было существование государственных сберегательных касс. Правительство использовало вклады в эти кассы как денежное обеспечение государственных облигаций и закладных листов государственных земельных банков. Заслуживает внимания и тесная связь банков с Минфином, чиновники которого становились руководителями крупнейших банков.

         Банковская система к 1914 г. смогла стать важнейшим фактором развития полноценной рыночной экономики.[3,С.23-28]

         В ходе Октябрьской революции 1917 г. Государственный банк был захвачен большевиками, причем это был один из самых первых их актов. Затем декретом ВЦИК были национализированы акционерные коммерческие банки. В январе 1918 г. взамен Государственного банка создается Народный банк РСФСР, в который постепенно входят национализированные коммерческие банки. Ликвидируются ипотечные банки, городские банки, общества взаимного кредита. Частично сохранилась лишь кредитная кооперация. Натурализация хозяйства и свертывание денежных отношений привели к прекращению деятельности Народного банка РСФСР. Он был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление Народного Комиссариата финансов. Лишь новая экономическая политика потребовала возродить заново в 1921 г. банковскую систему

        Отход от новой экономической политики к “командной экономике” завершился проведением кредитной реформы 1930-1932 гг., которая сформировала банковскую систему, просуществовавшую практически до 1991 г. Ее главной характеристикой являлась полная государственная монополия на банковские денежные операции; частный финансово-коммерческий бизнес стал запретным и переместился в теневую сферу. Высший уровень монополизма государственного банка привел к тому, что республиканские и местные банки являлись отделениями центрального государственного банка страны.[11,С.12-15]

         Госбанк был подчинен правительству и Минфину, возникла бесконтрольная финансово-банковская олигархия, державшая в тайне баланс центрального банка, платежный баланс, золотой запас, выпуск денег в обращение, распределение и использование денежных средств, размер внутреннего и внешнего государственного долга.

        Уже в первые годы “перестройки” обнаружилось, что огосударствленная и централизованная банковская система не позволяет проводить эффективную денежно-кредитную политику, стимулирующую развитие в стране денежно-товарных отношений. В итоге в 1987 г. наряду с Госбанком СССР были учреждены специализированные банки для обслуживания отдельных отраслей и сфер экономики. Но эта попытка спасти централизованную общегосударственную банковскую систему была безуспешной. В условиях, когда банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция заменяется принудительным распределением средств, зачастую не реальных, а фиктивных.

         Сложившаяся в условиях советской административной экономической системы банковская система к началу 90-х гг. пришла в полное несоответствие с объективной потребностью перехода страны к нормальной рыночной экономике. В конце 1990 г. были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности». С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков. Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа «реформой банковской системы начала 90-х годов». 

    2.2 Развитие банковского сектора за 2009г. 

        Изучение  явления государственной собственности  на банки в России и сравнительной  эффективности банковских учреждений  разного типа должно базироваться  на методологически четком представлении  об объекте анализа, т. е. о находящихся под контролем государства банках. Без этого есть риск ошибиться при составлении выборки для проведения эконометрических исследований. Вместе с тем в средствах массовой информации и в экспертных материалах по-прежнему отмечается терминологическая пестрота при описании государственной собственности на банки, что приводит к разнобою в оценках масштабов этого явления и дезориентирует как специалистов, так и людей, имеющих полномочия для принятия решений. В подобных исследованиях обязателен учет национально-культурной специфики, потому что в такой стране, как Россия, государственная собственность может принимать формы, не свойственные развитой рыночной экономике.

    Прошел год  с момента вступления в силу Федерального закона от 27.10.08 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Закон). С принятием Закона Агентство по страхованию вкладов стало одним из антикризисных инструментов Правительства и Банка России в банковской сфере. Оно было призвано взять на себя решение проблем банков, банкротство которых оказало бы сильное негативное влияние на ситуацию как в целом по России, так и в отдельных регионах. Таким образом, помимо выполнения функций страховщика банковских вкладов и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, Агентство стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков, входящих в систему страхования вкладов.

    Причиной принятия Закона стал глобальный финансово-экономический кризис и начавшийся во второй половине 2008 г. кризис ликвидности банковской системы России. От государства требовались решительные действия по предотвращению коллапса банковской системы и прекращению паники среди кредиторов.

    Информация о работе Особенности банковской системы в России