Особенности формирования доходов домашних хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:05, дипломная работа

Описание работы

Домашние хозяйства являются одним из главных субъектов экономики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельного хозяйства, но и всего населения страны в целом. Так как домохозяйство представляет важный субъект экономики, так же как и коммерческие предприятия и государство, то они задействованы во всех макрорегулирующих процессах. К активной экономической деятельности домашнего хозяйства приводят тяжёлое материальное положение и экономический кризис

Содержание работы

Введение
. Состав и структура доходов домашних хозяйств
.1 Классификация доходов домашних хозяйств
.2 Роль социальных трансфертов в формировании доходов
.3 Дифференциация доходов
. Уровень качества жизни населения
.1 Формирование доходов населения
.2 Доходы домашних хозяйств в современной России
.3 Понятие и показатели уровня жизни населения
. Государственная политика доходов населения
.1 Регулирование доходов населения
.2 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

391678.rtf

— 957.49 Кб (Скачать файл)

Следует учесть, что разница в уровне потребления может не зависеть от факторов, которые относятся к внутренним свойствам труда работника и его качеств. К таким факторам в первую очередь можно отнести: соотношение количества работающих в семье и иждивенцев, размер семьи, состояние здоровья, а так же географические и климатические условия.

Основной функцией государства в распределении доходов является уменьшение этих различий и обеспечение более благоприятными условиями материальной жизни населения. Формой реализации такой цели становится распределение трансфертных выплат, услуг и продуктов и конечно же государственные программы по стабилизации доходов. В различных странах имеют место государственные программы по стабилизации доходов и порядок их формирования различен.

Одна часть средств оговоренных выше программ образуется за счёт государственного бюджета и используется централизованно. Остальные средства составляют прибыль от предприятий и фондов.

Через государственный бюджет и каналы государственных программ оказывается помощь в удовлетворении потребностей и воспитании юных членов общества, обеспечение нетрудоспособных, содержание престарелых и (отчасти) получения образования. Показатель удовлетворения данных потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем развитием экономики и ценностными установками, которые сложились в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

В первом направлении часть поступлений, которые получают население, зависит от труда, так же в их состав входят и размеры удовлетворённых потребностей.

Во втором направлении выплаты, проводимые государством, не имеют никакой связи с трудом этого работника, в счёт данных выплат входит размер потребностей, на которые направляются выплаты на удовлетворение этих потребностей. Данные выплаты включают в себя: выплаты на специализированное лечение, пособия на детей многодетным семьям, матерям-одиночкам, на специализированное лечение и дотации государства на содержание детей в детских учреждениях. Размер такой дотации в первую очередь зависит от уровня доходов родителей и количества детей.

Третье направление характеризуется тем, что основная часть выплат, выступающих в форме льгот и услуг, направляется населению только в натуральной форме и поступают населению через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Часть этих распределяемых средств образует так называемые дополнительные доходы. Данные доходы не проходят через бюджет семьи и соответственно нельзя ими распоряжаться по своему усмотрению. Эти доходы полностью определяются возможностями, а так же интересами общества на конкретный момент, а распределяются они без учёта индивидуального труда. Но не все трудящиеся становятся потребителями части государственной помощи, ими становятся только те, кто имеет в этом потребность. Так, например, больше всего обращаются к бесплатной медицине, та часть населения, которая имеет серьёзные заболевания и не в силах самостоятельно оплатить услуги, предоставляемые медициной. А услуги школьных учреждений не могут оплачивать те семьи, которые являются многодетными.

Государственные выплаты всех выше рассмотренных программ помощи сформированы так, чтобы как можно больше уравновесить уровни доходов, которые вызваны не различиями в труде, а как раз причинами, вызванными вне самого процесса труда. Эти выплаты также способствуют удовлетворению целого ряда потребностей, которые наиболее важны для формирования способностей населения к труду, доступного здравоохранения и достойного пенсионного обеспечения. Государственная политика в этом отношении должна быть особенно активной, поскольку эта форма распределения доходов целиком затрагивает интересы каждого его члена и общества в целом.

Полное выравнивание доходов населения с помощью слишком активного вмешательства государства может привести к снижению деловой активности общества, и как следствие понижению эффективности производства. Но с обратной стороны, если государство будет сокращать свою роль в регулировании доходов, то это может привести к чрезмерной дифференциации доходов населения, снижению эффективности производства, социальной напряжённости и соответственно к обострению социальных конфликтов. Регулирование государства социальных отношений в обществе связанно с уменьшением противоречий между справедливостью и социальной эффективностью. В сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам, но, тем не менее, тесно взаимосвязанных лежит конфликт между эффективностью и социальной справедливостью.

 

.2 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России

 

Основную часть доходов домохозяйств формируют перспективное развитие финансовых мер.

Во-первых, предлагается отказаться от установления минимальной заработной платы как единой для всей России абсолютной величины, выраженной в рублях, и перейти к установлению минимальной заработной платы в процентах к региональному минимальному потребительскому бюджету (РМПБ) работника в трудоспособном возрасте, который будет компенсировать не только минимальные физиологические потребности, но и более высокий уровень материального, этического и другие потребления. Этот региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ) должен исчисляться как по всем субъектам Российской Федерации, так и по определенным природноклиматическим зонам страны, что, должно стать средством в преодолении резкой территориальной дифференциации доходов населения. В ряде депрессивных регионах, основой расчетов регионального МРОТ могут стать региональные оптимальные потребительские бюджеты, составленный с учетом требований более высокого уровня жизни.

Во-вторых, значительное увеличение заработной платы в бюджетной сфере явилось бы мощным толчком к старту процесса повышения оплаты по труду, который бы неизбежно привел к поднятию заработной платы на предприятиях и организациях всех форм собственности. Основные идеи, позволяющие повысить доходы занятых в отраслях социально-культурной сферы, заключается, наряду с переходом к отраслевым системам оплаты труда работников всей бюджетной сферы, в отражении в системе оплаты труда территориальных различий в уровне жизни регионов, проведении систематизации и унификации стимулирующих выплат к основной тарифной сетке в рамках отрасли социальной сферы, то есть достижение единого подхода к применению выплаты надтарифной части оплаты труда в рамках одной отрасли, в стремление к дифференциации источников финансирования. Принцип применения отраслевых систем оплаты труда, прежде всего, связан с дифференциацией заработной платы в зависимости от отрасли социальной сферы, сложности выполняемой работы, уровня образования, квалификации и специального стажа работников. Перечисленные рекомендации следует дополнить предложением о дополнительной оплате труда руководителей предприятий бюджетной сферы, на основе перевода работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров для повышения качества управления.

В-третьих, в исследовании рассматривается переход на прогрессивную форму оплаты наемного персонала, как система минимальной заработной платы за один час времени для любых категорий наемных работников. С одной стороны, она обеспечит возможность установить почасовую ставку оплаты труда в размере не ниже соответствующего прожиточного минимума, с другой - позволит предпринимателям более рационально использовать рабочую силу, что создало бы стимулы к повышению производительности труда.

В-четвертых, необходимо обеспечить жесткую взаимосвязь уровня оплаты труда работников, государственных служащих, руководителей всех уровней от производственных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий. Для работников бюджетной сферы предлагается реализовать введение «рамочных» должностных окладов, то есть определенный диапазон в виде процентного отклонения от оклада. Целесообразно также принятие ряда нормативных документов с рекомендациями об организации системы заработной платы на предприятиях и организациях, для более эффективного использования надбавок и доплат, а также и «рамочного» подхода. В качестве критерия можно использовать такие показатели как квалификация работника, выполнение сложных ответственных работ, совмещение профессий, сверхнормативные нагрузки, конечные итоги деятельности предприятия. Здесь необходимо отметить о низкой доли оплаты труда в себестоимости производимой продукции. В России этот показатель составляет лишь 20-25%. Если осуществить меры по регламентированию увеличению этой величины, возможно в два раза, то это не только повысит материальное положение работника, но и реально заинтересует работающего в результате своей деятельности.

Домашнее хозяйство обладает и предпринимательским потенциалом, реализация которого формирует определенные виды первичных доходов домохозяйств. В системе государственной поддержки малого предпринимательства, в диссертационном исследовании предлагается:

особое внимание уделить задаче улучшения начальных, стартовых условий создания семейных предприятий, стержнем которой является становление института собственности, который является источником формирования мотивов экономической активности;

разработать упрощенные процедуры ликвидации неудачно начатого или несостоявшегося бизнеса;

обеспечить поддержку наиболее важных сфер предпринимательской активности по принципу приоритетности определенных секторов экономики, в том числе созданием благоприятных условий предоставления кредитов; налоговые льготы, особенно мелкому рисковому капиталу; другие формы поддержки вплоть до предоставления малому бизнесу весомого места в государственных контрактах;

развитие финансовой инфраструктуры, внедрение финансовых технологий, направленных на стимулирование частного предпринимательства.

В курсовой работе аргументировано, что наиболее эффективные инструменты регулирования доходов домохозяйств связаны с реализацией налоговой политики. На данном основании обоснованы направления совершенствования налоговых методов воздействия на процесс формирования и использования доходов домохозяйств.

В частности, предлагается не облагать домашние хозяйства с уровнем дохода, размер которых меньше прожиточного минимума. Основным направлением такой ориентации следует считать повышение стандартного вычета из дохода работника до размера прожиточного минимума, рассчитанного как региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ), а также увеличение вычета на детей. Это может стать эффективным инструментом защиты реальных доходов малообеспеченных слоев населения и домохозяйств с низким уровнем дохода.

Необходимо возродить стимулирующую функцию налогов. Это достижимо путем использования специальных целевых налоговых льгот, предоставляемых малым предпринимателям со строго обозначенными условиями использования. Система льгот может включать:

отсрочку платежа налога с требованием обязательного использования всей или части высвобождаемой суммы на определенные цели;

льготы, предоставляемые в индивидуальном порядке, по налогообложению средств, направленных на выполнение важных целевых социальных программ, определенных государственных заказов и услуг населению.

В России фискальные действия государства в отношении пенсионных ресурсов НПФ осуществляются и «на входе» в систему, и «выходе» из нее. Это означает, что пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями (вкладчиками) в НПФ в пользу наемных работников (участников), облагаются некоторыми налогами. В последующем, выплаты также являются объектом налогообложения. Здесь целесообразно перенести налоговую нагрузку с пенсионных взносов, уплачиваемых работодателями в НПФ, на пенсионные выплаты (только с инвестиционной части), которые негосударственные пенсионные фонды впоследствии выплачивают участникам.

Предлагаемые изменения, безусловно, сократят поступления в бюджет, но одновременно это увеличит приток ресурсов в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Потенциально это позволит решить задачу повышения уровня жизни пенсионеров за счет роста доходов.

Внедрение перечисленных мероприятий в систему финансов домохозяйства целесообразно объединить в единую программу. Целостный механизм косвенной поддержки и прямого поощрения будет служить источником стимулирования труда, повышения уровня предпринимательской активности, социальной защиты и сформирует систему, в которой создаются устойчивые условия для экономического роста.

 

 

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена следующая тема - «Особенности формирования доходов домашних хозяйств». Была поставлена конкретная цель - раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В данной работе подробно описано формирование доходов домашних хозяйств.

В первой главе были перечислены все виды доходов домашних хозяйств, рассмотрены факторы, влияющие на из формирование. Была выявлена роль социальных трансфертов, выплачиваемых государством. И было доказано, что трансферты являются основной частью, составляющей доходы населения. Была разобрана такая тема, как дифференциация доходов, рассмотрены её показатели, изучен такой метод её измерения, как «кривая Лоренца и коэффициент Джинни».

Вторая глава раскрывает, каким образом доходы влияют на уровень жизни населения. Показано количество реальных располагаемых доходов населения в России за 2007-2009гг. Было выявлено, что в силу развития трансформационных процессов в экономической системе страны структура денежных доходов за 2004-2008гг.потерпела существенные изменения. Затем были показаны абсолютные и относительные показатели уровня жизни, которые характеризуют обеспеченность населения, проанализированы такие индикаторы уровня жизни как: покупательская способность, уровень экономического неравенства, и душевой валовый региональный продукт. По данным индикаторам было проведено ранжирование некоторых федеральных округов России.

В третьей главе рассмотрена тема государственной политики доходов. Было изучено, что неравенство в доходах в большей мере связанно с действием рыночного механизма. А главная деятельность государства направлена на разрешение проблемы бедности, и поддержания прожиточного минимума. Были также рассмотрены основные направления распределения средств государством, финансовые меры в политике регулирования доходов. В настоящее время в России наблюдается такая ситуация, что доходы населения колеблются от величины заработной платы до очень высоких значений, несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут.

Информация о работе Особенности формирования доходов домашних хозяйств