Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей, принципов и функций механизма государственного регулирования экономики, в обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику.
Основными задачами являются:
- анализ существующих концепций государственного регулирования экономики;
- выявление сфер государственного вмешательства;
- определение объекта и предмета государственного регулирования экономики;
-определение сущности механизма государственного регулирования рыночной экономики, его целей и функций;
- анализ особенностей государственного воздействия на экономику в условиях современной Украины.
Введение
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1 Теоретические подходы к определению роли государства в экономике
1.2 Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики
1.3 Цели, функции и особенности механизма государственного регулирования экономики
2. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной Украины
Заключение
Список использованных источников
Механизм государственного
регулирования экономики
Поскольку в системе экономических
отношений базовыми являются отношения
собственности, то следующей функцией
механизма регулирования
В современной рыночной экономике
государство является не только координатором
и контролером, но и предпринимателем.
Оно занимается государственным
предпринимательством. Под ним понимается
деятельность государственных предприятий,
выпускающих товары и услуги, необходимые
для развития национальной экономики.
Государство в качестве предпринимателя
действует, с одной стороны, как
типичный предприниматель, а с другой
– как особый «общественный» предприниматель.
В отличие от частного предпринимателя,
государство ориентируется не только
на получение прибыли, но и на предоставление
товаров, работ, услуг, обеспечивающих
функционирование экономики в целом,
включая частный капитал. Государство
ведет предпринимательскую
Государство осуществляет регулирование
не только внутренней, но и внешнеэкономической
деятельности. На усиление роли государства
во внешнеэкономической
Механизм государственного
регулирования экономики
Во-первых, такое управленческое
воздействие является избирательным,
то есть направленным на определенные
сферы, объекты и параметры
Во-вторых, объектами госрегулирования выступают: экономика в целом, отраслевые, межотраслевые и региональные формирования, предпринимательские единицы и некоммерческие организации.
В-третьих, характер такого воздействия варьируется от корректирующего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего и дополняющего его ограниченные возможности.
В-четвёртых, ожидаемый результат
задается преимущественно не жесткими
показателями, а фиксирует желательное,
соответствующее целям
В-пятых, государственное
регулирование имеет сложную
природу, проявляющуюся в многообразии
форм и средств воздействия на
экономику. Здесь, как и в других
сферах управления, действует закон
достаточного и необходимого разнообразия,
сформулированный У. Р. Эшби. Согласно
этому закону справиться с разнообразием
в управляемой системе может
только такое управляющее устройство,
которое само обладает достаточным
разнообразием. Следовательно, можно
сделать вывод о том, что с
увеличением сложности
Рассмотрение целей, функций
и особенностей государственного регулирования
позволяет оценить его место
и роль в организации социально-
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ
Роль государства в
функционировании экономики в разных
странах различается по масштабам,
формам, методам и особенностям воздействия
государства на экономику, по готовности
общества принимать и поддерживать
такое вмешательство
К настоящему времени в Украины система государственного регулирования все еще не сложилась. Есть некоторые законы по регулированию отдельных сфер экономической деятельности, но научно обоснованной, ориентированной на длительную перспективу концепции или стратегической программы государственного регулирования нет. Государственному регулированию присущ некомплексный характер, оно было ориентировано до последнего времени на решение текущих задач. Многие инструменты экономической политики украинского государства находятся в состоянии становления. Сегодня справедливо подчёркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования экономики. Слабость и порочность действующей системы связаны с утверждением криминально-бюрократического режима, недемократического по существу и нуждающегося в реформировании[20].
В течение длительного времени для Украины был характерен мобилизационный тип развития. Ему присущи противоречия между интересами государства во взаимоотношениях его с обществом, определяющее значение политических, а не экономических факторов развития. Инструментом организации систематического принуждения выступали авторитарные и тоталитарные политические системы и режимы. Мобилизационный тип развития принципиально отличается от инновационного. При первом имеет место приоритет государства над обществом, а при втором – государство и общество выступают как равноправные партнёры. Кроме того, в последнем случае государство призвано обслуживать не капитал, а общество. В процессе рыночных преобразований в Украины мобилизационный тип развития был заменен олигархическим. Для него характерно формирование политико-финансовой олигархии, роль которой становится экономически доминирующей в выработке экономического и политического курса. Для олигархического типа развития характерны сращивание собственности и власти, приоритет капитала над трудом и потребителем. Источником политического влияния стала собственность на институты государства и общества. Неизбежным результатом слабости государства стала чрезмерная коррупция и криминализация экономики. Тотальное перемещение собственности и доходов от массового потребителя и государства к немногочисленной экономической элите, финансовой олигархии лишило производство внутреннего импульса развития и обрекло экономику на стагнацию. Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса.
Поэтому основная проблема состоит в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритета труда над капиталом. Государство должно гарантировать надёжное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно подорвать базу для коррупции, взяточничества, криминала[21].
Украина характеризуется низкой формализацией контрактных отношений. Это служит источником противоречивости государственного регулирования. Неэффективность существующих контрактов между государством и регулирующими органами в Украины отражается в наличии практики перекрестного субсидирования. Покупатели регулируемых предприятий делятся на три группы: население, бюджетные организации и коммерческие потребители. Как правило, органы регулирования устанавливают наименьшие тарифы для населения, часто на уровне или даже ниже себестоимости. Тарифы для бюджетных организаций выше, но эту группу потребителей отличает крайне низкая дисциплина платежей. Самыми высокими оказываются тарифы для коммерческих потребителей. Таким образом, в большинстве случаев решается проблема доходов, выпадающих за счет первых двух групп потребителей. Но спрос коммерческих потребителей является наиболее эластичным, они проявляют большую активность в поиске альтернативных поставщиков услуг там, где это возможно. Многие предприятия строят собственные генераторы электрической энергии и водозаборы с высокой себестоимостью производства, предпочитают использовать сотовую связь для междугородних и международных переговоров вместо электросвязи...
При этом издержки предприятий
оказываются сравнимыми с регулируемыми
тарифами, а качество услуг и надёжность
поставок намного выше. Таким образом,
регулируемые фирмы теряют наиболее
выгодных клиентов, а значит, и значительную
часть дохода. Если эти тенденции
окажутся устойчивыми, то в недалёком
будущем основными
Особо нужно сказать о
задолженности бюджетных
Современное рыночное хозяйство,
как правило, строится на договорной
основе. Важнейшим инструментом планово-договорной
системы управления являются показатели
межотраслевых и
Для сохранения и умножения научного и технологического потенциала Украины требуется комплекс тщательно разработанных мероприятий. Прежде всего, необходимы разработка и реализация государственной научно-технической политики. Это одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственного управления на современном этапе. Основным критерием преобразований должны быть не формальные темпы проведения реформ, а минимизация потерь национального богатства, достижение реального улучшения жизни населения.
Уже в ближайшее время
важно скорректировать
Наиболее острой является
проблема дезинтеграции, которая проявляется
в нарушении сложившихся
Вывоз капитала из Украины в условиях политической и экономической нестабильности сложно предотвратить. Привлечь капитал в производственный сектор можно за счёт низких тарифов и цен на энергетические источники и сырье. Закон средней нормы прибыли на капитал, перелив капитала в чистом виде в Украины не действует, но у государства имеются свои рычаги: во-первых, создание стабильной политической и экономической ситуации; во-вторых, реально, а не формально контролируемые цены, а также кредиты и налоги; в-третьих, формирование устойчивого спроса в виде заказов и гарантий по реализации производственной продукции[25].
Для украинской экономики важный урок последних лет заключается в понимании необходимости для страны формирования целостной системы государственного регулирования экономики. Речь идет не о возвращении к системе директивного планирования и управления, а о том, чтобы сделать украинское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры социально-экономического развития, создающим условия и механизмы их достижения. В нынешней ситуации требуется большая степень государственного воздействия на социально-экономические процессы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование – неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.