Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей, принципов и функций механизма государственного регулирования экономики, в обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику.
Основными задачами являются:
- анализ существующих концепций государственного регулирования экономики;
- выявление сфер государственного вмешательства;
- определение объекта и предмета государственного регулирования экономики;
-определение сущности механизма государственного регулирования рыночной экономики, его целей и функций;
- анализ особенностей государственного воздействия на экономику в условиях современной Украины.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1 Теоретические подходы к определению роли государства в экономике
1.2 Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики
1.3 Цели, функции и особенности механизма государственного регулирования экономики
2. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной Украины
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

Вполне очевидно, что такое  многообразие и противоречивость теоретических  концепций экономической роли государства  в рыночной экономике связано  со сложностью изучаемых явлений, многообразием  экономической жизни, различием  и противоречивостью экономических  интересов тех социальных слоёв  и целых государств, которые отражают существующие концепции. Поскольку  не существует общепринятой концепции  и достаточно единообразного научного аппарата даже в тех странах, которые  имеют длительный опыт рыночного  развития, то понятно, что использование  любой из концепций государствами  с формирующейся рыночной экономикой, своеобразной технической, технологической, институциональной средой, невозможно без существенных доработок и адаптации к конкретным социально-экономическим условиям.

1.2 Необходимость и сферы  государственного вмешательства  в экономику. Объект и предмет  государственного регулирования  экономики

Фактор государства и  государственные интересы непременно присутствуют в формировании рыночной экономики на всех этапах ее существования  и развития. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику  обусловливается наличием следующих  причин:

1. Присутствие сбоев в  механизме функционирования рыночного  хозяйства, в качестве которых  можно назвать:

долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которое Дж. Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости;

классическая теория рынка  утверждает, что после любого нарушения  равновесия начинают действовать механизмы  приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается  новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут  устанавливаться такие соотношения  между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает  порочный круг, то есть воспроизводство  кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное  равновесие может быть усугублено кумулятивными  процессами;

экономический рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, происходит отмирание старых отраслей, возникают новые отрасли –  носители научно-технического прогресса. Рыночный механизм способствует этим изменениям. Однако их осуществление  может затянуться, надолго нарушить равновесие, вызвать серьёзные проблемы с занятостью, платежным балансом. Без эффективной государственной  политики могут возникнуть кризисные  явления с кумулятивным эффектом;

одно из слабых мест механизма  рыночной экономики – обеспечение  рациональных территориальных пропорций  размещения капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс  концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях  за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых  регионах хуже условия заработка  и инвестиций. Платежеспособный спрос  в этих регионах сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к  капиталовложениям, несмотря на относительно низкие заработную плату и цену на землю. Концентрация производства, услуг, капитала и населения в городских агломерациях выгодна с частнохозяйственной точки зрения, но для народного хозяйства в целом не всегда целесообразна. Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирующих мер едва ли возможно;

количественный рост во многих сферах промышленности и строительства  связан с безвозвратным расходованием  невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. В  интересах будущих поколений  может быть целесообразна переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Рыночный механизм без  разработки программ развития экономики  или отдельных её сфер, не в состоянии  обеспечить такую переориентацию.

«Провалы» рынка состоят  также в том, что рынок «не  видит» социальных проблем как таковых, он не приспособлен для их решения. Еще одной проблемой является наличие естественных монополий  и необходимость воздействия  на их поведение.

2.Необходимость эффективного  удовлетворения потребностей в  общественных благах. Это – внешняя  и внутренняя безопасность, функционирование  центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, получение среднего и высшего образования, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям.

3. Необходимость выравнивания  внешних эффектов. Рациональные  народнохозяйственные решения должны  приниматься исходя из учета  общей пользы и общих затрат  для всего народного хозяйства.  Решения отдельных хозяйственных  субъектов, как правило, учитывают  лишь непосредственно касающиеся  их выгоды и затраты[11].

Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное  регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырёх сферах:

1. Поддержка конкурентной  среды. Государство должно создать  общеэкономические, правовые и  социальные условия, разработать  и внедрить правила, обеспечивающие  действенное функционирование конкуренции;  контролировать выполнение этих  правил, не подрывая основ социально-экономической  системы, то есть не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности.

2. Обеспечение общеэкономической  стабильности. Вследствие специфики  координации экономических решений  и действий система рыночного  хозяйства допускает нарушения  внутренней стабильности народного  хозяйства, сильные колебания  коңюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных коңюнктурных колебаний.

3. Социальная обеспеченность  и сбалансированность. В современном  обществе необходима защита интересов  лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи.

4. Преодоление кризисов  на микроуровне. Сбои рыночного  механизма могут происходить  и на отдельных рынках товаров  и услуг. В этих случаях государство  должно активно вмешиваться в  хозяйственные процессы на местах, например снижать налоги с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой, не допускать краха фирм, от которых зависит благосостояние и занятость в регионе.

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными  организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям[12].

Объекты государственного регулирования  – условия, процессы, отношения, элементы и секторы народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно  или не обеспечивает вообще. Объекты  государственного регулирования экономики  различаются по уровню решаемых задач:

-фирмы

-отрасли

-регионы

-секторы экономики (промышленность, услуги, инфраструктура, сельское хозяйство)

-общехозяйственные процессы  и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость,  цены, НИОКР)

-глобальные процессы (социальные  отношения, экология)

-внешнеэкономические связи

-наднациональные и мирохозяйственные  отношения (интеграционные процессы, участие в международных экономических  организациях, экономико-политические  связи).

Число объектов государственного регулирования экономики чрезвычайно  велико, главные из них:

·          экономический цикл, хозяйственная коңюнктура

·          отраслевая и региональная структура

·          накопление капитала

·          денежное обращение

·          занятость

·          условия конкуренции

·          цены

·          научно-технический прогресс, обеспечиваемый НИОКР и подготовкой кадров

·          состояние платежного баланса и национальная конкурентоспособность.

К тому же объектом государственного регулирования экономики являются социальные отношения, окружающая среда, а также отношения между субъектами – объединениями предпринимателей и профсоюзами, условия конкуренции, положение мелких и средних фирм, крестьянства, внешнеэкономические  связи[13].

Главный предмет государственного воздействия в долгосрочном аспекте  – рост национального богатства  и национального имущества, в  среднесрочном аспекте – экономический  цикл, в краткосрочном аспекте  – хозяйственная коңюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этому предмету состоит в том, чтобы во время кризиса и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов, а в период крутого подъема – сдерживать экономический рост, не допуская «перегрева» экономики. С этой целью создаются дополнительные финансовые стимулы для частного капитала, увеличиваются государственные расходы, регулируется процентная ставка[14].

1.3 Цели, функции и особенности  механизма государственного регулирования  экономики

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует  и цели, которые оно ставит перед  собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального  процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью  государственного регулирования экономики  является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование  существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к  изменяющимся условиям. Наиболее общими целями являются:

I. Обеспечение экономической  стабильности, выравнивание долгосрочных  циклических и краткосрочных  коңюнктурных колебаний.

II. Обеспечение рамочных  условий функционирования народного  хозяйства.

III. Обеспечение социальной  стабильности. К этой группе целей  относится социальная обеспеченность  различных слоёв населения общественными  благами.

IV. Координация хозяйственной  деятельности. Она заключается в  обеспечении информацией о коңюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства и в разработке мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

V. Поддержка конкурентной  среды.

VI. Управление государственным  сектором в экономике. Данная  цель заключается в управлении  государственными предприятиями,  управлении государственной собственностью.

Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся  в тесной взаимосвязи между собой[15].

Непосредственно с определением целей государственного регулирования  экономики связаны функции его  механизма. Функции одновременно несут  в себе черты объективного, вытекающего  из сущности механизма государственного регулирования экономики, и субъективного, вытекающего из целеполагания людей.

Одним из важнейших направлений  является правовое обеспечение экономической  деятельности, в особенности поддержка  права собственности. Эта функция  государства сводится к разработке законодательных и нормативных  документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных  её субъектов. Посредством этой функции  государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано  контролировать выполнение установленных  законодательных и нормативных  документов[16].

В. Ойкен писал, что современный индустриальный мир в процессе своего развития не может сам по себе создать пригодный хозяйственный порядок. Он требует определенных принципов, определенной хозяйственной конституции. Проблемы аграрной, торговой, кредитной, антимонопольной политики, налогообложения являются частями одного большого вопроса – как сформировать национальный и международный общий порядок хозяйства, как выработать соответствующие правила игры[17].

Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Рынок  в состоянии выявить и удовлетворить  лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем  государство может гарантировать  лишь такой уровень потребления  общественных благ, который позволяют  в данный момент времени ресурсы  государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается  на негосударственные организации.

Государство, используя административные и экономические меры, оказывает  активное влияние на поддержание  конкурентного порядка. Антимонопольное  законодательство включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму  и недобросовестной конкуренции. Государство, определяя правила, по которым совершаются  деловые операции экономических  агентов, одновременно регулирует и  отдельные стороны их функционирования, оказывая поддержку или устраняя те или иные сферы деятельности отдельных  индивидов или институтов, то есть корректирует процессы самоорганизации. Это объясняется тем, что эволюции во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение  и способствует эффективному использованию  ресурсов. По сути дела, поддерживая  конкуренцию, государство с ее помощью  организовывает выполнение экономикой своей основной задачи – производства необходимых благ и услуг для  удовлетворения потребностей населения. Тем самым всюду, где это возможно, государство запускает процессы самоорганизации, которые позволяют  экономике реализовывать свою функцию  в обществе[18]. К мерам государственного регулирования экономики относится  и поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет  стабилизационную функцию. Правительство  использует бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную политику для предотвращения, торможения экономического спада, для  сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты, для  закрепления и поддержания показателей  функционирования экономики на определенном уровне. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики  требует чрезвычайных мер, предусмотренных  программой стабилизации и оздоровления экономики.

Велика роль перераспределительной функции механизма государственного регулирования экономики, то есть перераспределения государством совокупного общественного продукта с учетом интересов различных социальных групп. Объективность данной функции прямо связана с ролью государства как института, призванного обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы распределения доходов, в их числе государственная закупка товаров и услуг, государственный кредит, налоговое перераспределение доходов, социальные выплаты и программы, государственные субсидии.

Информация о работе Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной Украины