Особенности инфляционного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автору бы хотелось раскрыть сущность явления инфляции, изложить взгляды различных экономических школ на вопросы, касающиеся этой серьезной проблемы большинства современных государств, привести и охарактеризовать основные причины возникновения инфляции и методы борьбы с ней, а также выделить особенности инфляционного процесса в России и сделать вывод о возможностях применения различных антиинфляционных стратегий в конкретных социально-экономических условиях нашей страны.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и причины инфляции в России
1.1 Понятие инфляции
1.2 Инфляция спроса
1.3 Инфляция издержек и структурная инфляция
1.4 Импортируемая инфляция и инфляционные ожидания
2. Инфляции в России
2.1 Особенности инфляции в России
2.2 Состояние экономики России в 2004-2005 годах
3. Перспективные направления антиинфляционной политики в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

Посткризисный 2010 год показал, что экономическая модель развития России меняется. Сырьевая экономика и зависимость от мировых цен на энергоресурсы – такой была экономика России од кризиса.

С восстановлением мировой экономики и ростом цен на нефть многие эксперты ожидали высоких показателей роста российской экономики в 2010 году. Однако этого не произошло. Темпы роста были достаточно умеренными. Это говорит о том, что прежних факторов роста уже недостаточно.

3. Перспективные  направления антиинфляционной политики  в России

На данный момент особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

- сокращению количества  взимаемых налогов;

- отказу от использования  инфляции как источника финансирования  бюджета. С этой целью необходимо  регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

- пересмотру налоговых  платежей, включаемых в издержки  производства, которые стимулируют  рост цен -- отчислений в пенсионный  фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

- изменению методики  налогообложения;

- ликвидации государственной  задолженности перед отраслями  и сферами народного хозяйства;

- регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное  регулирование валютного и финансового  рынков, а также совершенствование  механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство»  капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству. Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики.

Большое значение для  сдерживания инфляции может иметь  перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России).

Успешное осуществление  антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

В настоящее время  проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией  будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары.[9]

Для снижения инфляции принимаются  меры, направленные на стабилизацию продовольственных  рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров, меры по стимулированию конкуренции. С  учетом снижения цен на зерно и другие товары на мировых рынках в текущем году, во II полугодии прогнозируется снижение роста внутренних цен на продукты до 2% против 8,9% год назад.

Вместе с тем, в 2008 г. в инфляции повысилась монетарная составляющая в связи высоким ростом денежного предложения в прошлом году и высокими инфляционными ожиданиями.

В среднесрочной перспективе  на снижение инфляции нацелена комплексная  программа, включающая в себя две  группы мер.

Во-первых, меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, и мер по сдерживанию роста издержек, в том числе путем создания новых рыночных инструментов ограничения роста тарифов естественных монополий в условиях расширения масштабов дерегулирования и борьбы с рынками олигополии и развития конкурентной среды (на рынках нефтепродуктов, других материальных ресурсов). Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе необходимо ограничить как рост денежной массы, так и обеспечить повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции - обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек.

Во-вторых, меры бюджетной  и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции путем ограничения роста денежной массы, стимулирования сбережений населения и регулирования спроса.

В результате проведения антиинфляционной политики целевая  инфляция в 2009 г. снизится до 7,0-8,5%, в 2010 г. - до 5,5-7%. В 2011 г. инфляция снижается до 5-6,8%. Снижению инфляции будет способствовать прогнозируемое (в рамках 2 основного варианта) падение мировых цен на нефть в 2009-2011 гг.

Предполагается, что в  результате принятых мер и снижения темпов роста потребительского спроса и денежного предложения монетарная составляющая инфляции понизится. Более резкое подавление инфляции методами денежно-кредитной политики ограничено угрозой падения темпов роста потребления и инвестиций, и тем самым экономического роста в целом.

Помимо основных краткосрочных  и долгосрочных мер, которые будут  приниматься правительством для  борьбы с инфляцией, аналитики предлагают дополнительные инструменты регулирования  уровня инфляции:

1. Выдавать кредиты  исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановление доверия  к государственным облигациям. Исследования  показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности  банковского сектора путем снижения  затрат, ранняя санация и банкротство  неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Центральному банку  очень важно удерживать намеченную  траекторию обменного курса и  инфляции. Ценообразование предприятий  ориентированно на интуитивный  обменный курс, который будет,  по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами  формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.

5. Поощрение конкуренции  и отмена правил, ограничивающих  развитие рынка. Решительные сдвиги  в создании благоприятных условий  для ведения бизнеса, привлечение  инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Подводя итог, отметим, что  антиинфляционная политика находится  в настоящее время на таком  этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия  инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.

 

Заключение

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обеспечением денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит: обесценивание денег по отношению к золоту; обесценивание денег по отношению к товару; обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом, что является одним из факторов социально-экономической стабилизации страны.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической  динамики за последние годы, можно  сделать вывод, что в целом  совокупное влияние причин, порождающих  инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. То связано, прежде всего, с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких денежных ограничений;

- меры по стабилизации  валютного курса; 

- отказ от покрытия  дефицита федерального бюджета  прямыми кредитами Банка России  и переход к государственных  заимствованиям на рынке ценных  бумаг; 

- принятие Правительством  Российской Федерации ряда решений,

ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь  отраслей - естественных монополистов.

Все они, будучи направленными  на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию, как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Но, несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.  В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Список используемой литературы

 

1. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Экономическая теория: Учебник  для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г.

2. А.С. Булатов Экономика  Москва экономистъ 2004

3. Словарь банковско-биржевой  лексики. М.: МаксОР, 2001г.

Информация о работе Особенности инфляционного процесса в России