Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и закономерностей инфляционных процессов в Российской Федерации, определение теоретических и практических подходов к реализации эффективной антиинфляционной государственной политики.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

• классифицировать основные теории инфляции, провести сравнительный анализ предлагаемых мер антиинфляционного регулирования;

• исследовать социально-экономическую природу инфляционных процессов в Российской Федерации;

• рассмотреть российский опыт реализации антиинфляционной политики в период с 2000 по 2012 годы;

• предложить рекомендации по повышению эффективности проводимых антиинфляционных мероприятий.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики.
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия.
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики.
2. Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции.
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства.
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен
и доходов.
3. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры.
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ.
3.2 Перспективы антиинфляционной политики на 2012-2013 года.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Ползущая инфляция - это инфляция, темпы роста цен  в условиях которой не превышают  10% в год. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

 

3. Галопирующая инфляция. Для нее характерен темп роста  цен от 20% до 200% в год. Это уже  серьезное напряжение для экономики,  хотя большинство сделок и  контрактов учитывает такой рост  цен. Деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.

 

4. Гиперинфляция. Для  нее характерен неограниченный  рост количества денег в обращении  и уровня цен. Современный рекорд  принадлежит Никарагуа: во время  гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000% . В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества.

Можно выделить внешние и внутренние причины инфляции. К внешним причинам относятся [2]:

 

1. Интернационализация хозяйственных связей. Так, наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Кроме того, центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении;

 

2. Падение курса национальной  денежной единицы по отношению  к валютам других стран. В  результате этого, во-первых, растут  внутренние цены на импортируемые товары, во-вторых, обмен иностранной валюты на национальную требует дополнительной денежной эмиссии;

 

3. Мировые экономические  кризисы;

 

4. Состояние платежного  баланса страны, ее валютная и  внешнеторговая политика.

Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить[3]:

 

1. Несбалансированность  государственных расходов и доходов  - т.н. дефицит государственного  бюджета. Часто этот дефицит  покрывается за счет использования  “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.

 

2. Инфляционно опасные  инвестиции - преимущественно милитаризация  экономики. Военные ассигнования  ведут к созданию дополнительного  платежеспособного спроса, а как  следствие - увеличению денежной  массы.

 

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

 

4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося  характера. Население и хозяйственные  субъекты привыкают к постоянному  повышению уровня цен. Население  требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивая тем самым маховик инфляции.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

 

1)   Снижение реальных  доходов населения (при неравномерном  росте номинальных доходов);

 

2)   обесценение  сбережений населения (повышение  процентов на вклады, как правило,  не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

 

3)   потеря у производителей  заинтересованности в создании  вещественных товаров (увеличивается  выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно  дешевых товаров);

 

4)   усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

 

5)   ограничение  продажи сельскохозяйственных продуктов  в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на  продовольствие;

 

6)   ухудшение условий  жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Если экономика страны поражена инфляцией, то ее первыми жертвами становятся потребители.

И открытая, и подавленная  инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.

Люди, зная, что цены постоянно  растут, пытаются добиться повышения  своей заработной платы, с другой стороны и производителя, предполагая рост цен на сырье, энергоресурсы, тоже увеличивают цены на свои товары. В итоге, все это еще более подстегивает инфляционные процессы.

 

1.2 Понятие и цели  антиинфляционной политики

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж­но проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

· сокращение инфляционного  потенциала

 

· предсказуемость динамики инфляции.

 

· снижение темпов инфляции

 

· стабилизация цен

 

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в  соответствие с темпа­ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

 

1.   Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

 

2.   Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[4]

 

Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая  практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

 

- сокращение правительственных  расходов, в том числе сокращение  субсидий;

 

- повышение налогов;

 

- снижение объемов  кредитования коммерческих банков;

 

- увеличение выпуска  казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;

 

- повышение социальных  расходов на нужды малообеспеченных  слоев населения;

 

- фиксация обменного  курса национальной валюты.

 

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу  стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками  могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует  не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных  факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно  уточняются, и корректируются.

 

 

 

2 Теоретические подходы  к определению механизмов регулирования  инфляции

 

2.1 Фискальная антиинфляционная  политика государства

 

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика