Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенностей и закономерностей инфляционных процессов в Российской Федерации, определение теоретических и практических подходов к реализации эффективной антиинфляционной государственной политики.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

• классифицировать основные теории инфляции, провести сравнительный анализ предлагаемых мер антиинфляционного регулирования;

• исследовать социально-экономическую природу инфляционных процессов в Российской Федерации;

• рассмотреть российский опыт реализации антиинфляционной политики в период с 2000 по 2012 годы;

• предложить рекомендации по повышению эффективности проводимых антиинфляционных мероприятий.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики.
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия.
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики.
2. Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции.
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства.
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен
и доходов.
3. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры.
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ.
3.2 Перспективы антиинфляционной политики на 2012-2013 года.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры.

 

3.1 Этапы формирования  антиинфляционной политики в РФ

 

Исторически инфляция в  экономике Российской Федерации  возникла еще в 50-х начале 60-х годов  и связана с резким падением эффективности  общественного производства. Однако она носила скрытый характер и  проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями  и тысячами процентов в год.

Условно в Российской Федерации можно выделить четыре раз­личных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это  период гиперинфляции или почти  полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфля­ции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Переход к рыночному  механизму хозяйства, где спрос  определяет через уровень цены размеры  производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в  1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%.[8] Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем  распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских  цен. Снятие контроля за ценами  сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.[9]

В 1993 г. цены на потребительские  товары увеличились в годо­вом исчислении на 884%. Гиперинфляция потре­бовала денежные знаки бо­лее высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены но­вые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

 

· ограничение эмиссии  денег Центральным Банком РФ;

 

· сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования  государственных расходов;

 

· сдерживание колебания  курса рубля по отношению к  иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа  роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку  не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость  обменного курса рубля, сыграла  важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г, включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

Главной причиной конечного  провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование  и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые  монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса  в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.[10]

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста  цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста  потребительских цен были более  чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

 

3.2 Перспективы антиинфляционной политики на 2012-2013 года.

 

Инфляция является одной  из наиболее важных проблем российской экономики. Ее актуальность в современных условиях обусловлена необходимостью нового осмысления сущности, причин возникновения, факторов влияющих на уровень и интенсивность темпов инфляции, механизма ее развития. Важно также выявить ее особенности и основные направления антиинфляционной политики в России.

Долгожданное вступление России во Всемирную торговую организацию в 2011 году на сегодняшний день не произвело сильного влияния на экономику страны, однако это может быть связано с более длительным периодом (низкими темпами) развития экономических процессов. Поэтому следует быть готовыми к получению, как позитивного, так и негативного экономического эффекта, который может проявиться в виде нарушения макроэкономических пропорций, повышения уровня инфляции, неконкурентоспособности российских товаров по отношению к импортным и т.д. Рыночный механизм хозяйствования может сразу не справиться с последствиями, причиненными данным процессом.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему как денежно-кредитной, так и экономической политики в целом. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Повышение уровня инфляции может произойти резко и внезапно, то есть, не будучи спрогнозированным. Неожиданность негативного воздействия оборачивается тяжёлыми последствиями для экономики любого государства, особенно для неподготовленных стран. В то же время борьба с инфляционным процессом и его последствиями занимает достаточно длительный период, и как правило протекает весьма сложно и непредсказуемо. [2]

Инфляция свойственна  любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно- кредитной политики. На сегодняшний день уровень инфляции в России за 2012 год составил 6,58 %, в месячной динамике наблюдаются колебания от 0,10 % (за август) до 1,23 % (за июль).

Динамику инфляции за 1991-2012 годы можно рассмотреть по статистическим данным, приведённым в таблице 1. В первом полугодии 2012 г. инфляция в России снизилась до 4,3% в июне относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5–6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Цены на потребительском рынке формировались в условиях спросовых ограничений, сдержанной динамики цен производителей промышленной продукции для потребительского рынка, на продукцию сельского хозяйства, в целом благоприятной конъюнктуры мирового аграрного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. - Уровень инфляции в России, выраженный в % относительно предыдущего периода [4]

 

Годы

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

За год

2012

0.5

0.37

0.58

0.31

0.52

0.89

1.23

0.10

0.55

0.46

0.34

0.54

6.58

2011

2.37

0.78

0.62

0.43

0.48

0.23

-0.01

-0.24

-0.04

0.48

0.42

0.44

6.10

2010

1.64

0.86

0.63

0.29

0.50

0.39

0.36

0.55

0.84

0.50

0.81

1.08

8.78

2009

2.37

1.65

1.31

0.69

0.57

0.60

0.63

0.00

-0.03

0.00

0.29

0.41

8.80

2008

2.31

1.20

1.20

1.42

1.35

0.97

0.51

0.36

0.80

0.91

0.83

0.69

13.28

2007

1.68

1.11

0.59

0.57

0.63

0.95

0.87

0.09

0.79

1.64

1.23

1.13

11.87

2006

2.43

1.66

0.82

0.35

0.48

0.28

0.67

0.19

0.09

0.28

0.63

0.79

9.00

2005

2.62

1.23

1.34

1.12

0.80

0.64

0.46

-0.14

0.25

0.55

0.74

0.82

10.91

2004

1.75

0.99

0.75

0.99

0.74

0.78

0.92

0.42

0.43

1.14

1.11

1.14

11.74

2003

2.4

1.63

1.05

1.02

0.80

0.80

0.71

-0.41

0.34

1.00

0.96

1.10

11.99

2002

3.09

1.16

1.08

1.16

1.69

0.53

0.72

0.09

0.40

1.07

1.61

1.54

15.06

2001

2.8

2.3

1.9

1.8

1.8

1.6

0.5

0.00

0.6

1.1

1.4

1.6

18.8

2000

2.3

1.0

0.6

0.9

1.8

2.6

1.8

1.0

1.3

2.1

1.5

1.6

20.1

1999

8.4

4.1

2.8

3.0

2.2

1.9

2.8

1.2

1.5

1.4

1.2

1.3

36.6

1998

1.5

0.9

0.6

0.4

0.5

0.1

0.2

3.7

38.4

4.5

5.7

11.6

84.5

1997

2.3

1.5

1.4

1.0

0.9

1.1

0.9

-0.1

-0.3

0.2

0.6

1.0

11.0

1996

4.1

2.8

2.8

2.2

1.6

1.2

0.7

-0.2

0.3

1.2

1.9

1.4

21.8

1995

17.8

11.0

8.9

8.5

7.9

6.7

5.4

4.6

4.5

4.7

4.6

3.2

131.6

1994

17.9

10.8

7.4

8.5

6.9

6.0

5.3

4.6

8.0

15.0

14.6

16.4

214.8

1993

25.8

24.7

20.1

18.7

18.1

19.9

22.4

26.0

23.0

19.5

16.4

12.5

840.0

1992

245.3

38.0

29.9

21.7

11.9

19.1

10.6

8.6

11.5

22.9

26.1

25.2

2508.8

1991

6.2

4.8

6.3

63.5

3.0

1.2

0.6

0.5

1.1

3.5

8.9

12.1

160.4

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика