Особенности инфляционных процессов в условиях Беларуси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Содержание инфляции как формы макроэкономического
неравновесия ……………………………………………………………………..5
2. Анализ инфляционных процессов в Беларуси. .……………………………….13
3. Основные факторы и методы подавления инфляционных
тенденций……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 155.30 Кб (Скачать файл)

Коммунальные  услуги, которые до августа держались  в прошлогодних ценовых рамках, ближе  к началу отопительного сезона поддались  всеобщему подорожанию и прибавили  в цене. Ощутимее всего подорожал  газ – на 10%. По сравнению же с  августом прошлого года белорусы стали  платить за голубое топливо почти  на 90% дороже. Водоснабжение также  подорожало – на 5,5% по сравнению  с июлем 2011 года и на 13% по сравнением с августом 2010-го. К слову, в сентябре вода подорожала еще раз и сразу  на 25%. А вот электроэнергия и техобслуживание  в августе еще держались в  прежних ценовых рамках, хотя с 1 сентября 2011 года тарифы на техобслуживание  увеличились на 10%.

За последние  несколько месяцев белорусы настолько  привыкли к постоянному росту  цен, что их снижение  на фоне общего роста выглядит как минимум необычно. Между тем в августе были товары и услуги, которые не только не прибавили в цене, но даже подешевели. В частности, начавшийся сезон снизил ценники на фрукты и овощи. Наиболее заметным на общем фоне стало удешевление картофеля – почти на 35%. Казалось бы, хорошая новость для страны, в которой картофель является чуть ли не национальной культурой. 

Однако  этому снижению едва ли можно порадоваться, учитывая тот факт, что только за год цены на картофель в Беларуси выросли более, чем на 60%. Что же касается подешевевших в августе 2011 года фруктов, то с августа 2010-го они стали дороже.

Рост  потребительских цен в Беларуси, которые с декабря прошлого года уже выросли почти на 54%, согласно данным Белстата, стал самым высоким  за последние 10 лет. Даже в кризисном 2009 году цены росли куда менее быстрыми темпами, чем сейчас. Самый большой  рост цен – на 4,1% – наблюдался в январе 2009 года. В остальные  же месяцы года рост потребительских  цен не превышал 1%. А в 2011 году только в августе цены выросли почти на 9% – это больше, чем за весь 2009 год. 

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. составил 108,3%, с декабрем 2010 г. – 201,5%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 110,7% и 214%, на непродовольственные товары – 105,9% и 200,5%, на платные услуги – 106,3% и 156%. [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение (прирост/снижение) сводной инфляции по сравнению с 
базовой инфляцией по Республике Беларусь

(к предыдущему  месяцу; в процентах) 

 

 

Рис. 3 [17]

 

 

 

 

 

Динамика сводного и базового индексов потребительских цен 
по Республике Беларусь в 2011 году

(к декабрю  2010 г.; в процентах) 

 

 

Рис. 4 [17]

 

 

 

 

 

Динамика базового и сводного индексов потребительских  цен  
по Республике Беларусь

(в процентах) 

 

 

Предыдущий месяц = 100

Декабрь предыдущего года = 100

сводный ИПЦ

базовый ИПЦ

сводный ИПЦ

базовый ИПЦ

2010 г.

       

Январь

100,8

100,8

100,8

100,8

Февраль

100,5

100,4

101,3

101,2

Март

101,1

100,8

102,5

102,0

Апрель

100,7

100,7

103,1

102,8

Май

100,8

100,7

104,0

103,5

Июнь

100,2

100,4

104,1

103,9

Июль

100,3

100,4

104,4

104,3

Август

100,6

100,5

105,1

104,9

Сентябрь

101,6

101,7

106,8

106,7

Октябрь

101,1

101,2

107,9

107,9

Ноябрь

100,9

100,9

108,9

108,8

Декабрь

101,0

100,8

109,9

109,7

2011 г.

       

Январь

101,4

100,8

101,4

100,8

Февраль

102,7

101,3

104,2

102,1

Март

101,9

101,7

106,1

103,8

Апрель

104,5

105,3

110,9

109,4

Май

113,1

116,3

125,4

127,2

Июнь

108,6

110,9

136,2

141,1

Июль

103,5

104,9

141,0

148,0

Август

108,9

111,1

153,6

164,4

Сентябрь

113,6

113,2

174,5

186,1

Октябрь

108,2

108,3

188,7

201,5


Таблица 1 [17]

 

Индекс  потребительских цен на товары и  платные услуги населению за период с 8 по 15 ноября 2011 года, по оценке Национального  статистического комитета Республики Беларусь, составил 102,1%, с начала месяца к средним ценам октября 2011 г. –106,3%.

Наибольший  прирост цен с начала месяца отмечен  на алкогольные напитки (15,2%), консервы мясные (9%), масло животное (7,2%), молоко и молочные продукты (6,7%), фрукты, консервы рыбные, фруктовые и овощные, овсяные  хлопья «Геркулес», яйца куриные, муку пшеничную, кондитерские изделия, колбасу  полукопченую (5-6%), хлеб и хлебобулочные  изделия, сельдь соленую, безалкогольные напитки (3-4%), трикотажные изделия (4,7%), чулочно-носочные изделия (4,4%), бензин (3,5%), посуду (3,2%), проезд в железнодорожном  транспорте международного сообщения (67,1%), автомобильном транспорте пригородного сообщения (63,6%), городском транспорте (35,4%), оплату жилищно-коммунальных услуг (13,5%), медицинские услуги (7,5%), бытовые  услуги (6%), услуги связи (4,9%).

Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

1. Восстановить  доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за  ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать  белорусский рубль посредством:

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодательно  запретить использования кредитно-денежной  эмиссии для финансирования дефицита  бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного  и особенно долгосрочного кредитования  народного хозяйства;

4. Проводить  политику «дорогих денег» путем  активизации рынка ценных бумаг,  включения купли-продажи земли  и осуществления других мер  в целях замедления скорости  обращения рубля;

5. Либерализировать  денежно-кредитный и валютный  рынок, отказавшись от системы  множественности валютных курсов, а также практики изъятия части  валютной выручки у предприятий  по фиксированному официальному  курсу;

6. Применять  процедуры санации и банкротств  предприятий для оздоровления  экономики и повышения уровня  их конкурентоспособности;

9. Разработать  систему мер, гарантирующих внутренним  и внешним инвесторам сохранность  их вкладов и возможность беспрепятственного  получения и вывоза прибыли  из Беларуси (имеется ввиду установления  доверия к правительству. Несмотря  на принятие декрета Президента  о сохранности вкладов).

Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически  снижает эффективность экономических  регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

 

 

 

Основные факторы и методы подавления инфляционных  тенденций

 

В рыночной экономике, как свидетельствует  зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать  умеренной и управляемой. Для  борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных  мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим  элементом макроэкономического регулирования. Так как окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины. Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой - те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику - экспансии или сдерживания. Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым. Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса.

 

 

Основные направления и методы антиинфляционного регулирования  в Республике Беларусь

 

Развитие  инфляционного процесса зависит  от проводимой государством экономической  политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные  антиинфляционные меры.

Наиболее  вероятными в условиях повышения  инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или  иной мере будут направлены на компенсацию  трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [9, с.22].

Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике  республики нашла отражение в  Основных направлениях денежно-кредитной  политики. На протяжении ряда последних  лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

Так как  системной причиной инфляция стала  попытка форсированно внедрить форму  свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый  общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических  форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это  означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер  государственного воздействия на трансформационную  экономику. [8, С.74-75].

В контексте  детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов:

  • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  • Повышение взимаемых налогов на производство в одной или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  • Снижение обменного курса национальной валюты;
  • Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [9].

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в условиях Беларуси»