Особенности инфляционных процессов в условиях Беларуси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Содержание инфляции как формы макроэкономического
неравновесия ……………………………………………………………………..5
2. Анализ инфляционных процессов в Беларуси. .……………………………….13
3. Основные факторы и методы подавления инфляционных
тенденций……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 155.30 Кб (Скачать файл)

Перечень  системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор  мер антиинфляционной политики. В  условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут  желаемого эффекта. Анализ, общей  динамики инфляционных процессов в  экономике Беларуси позволяет сделать  вывод о невозможности перенесения  опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой  еще не имеют законченных форм.

В связи  с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных  экономических реформ необходимо разработать  в условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее  деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации  управления. Стержнем экономической  политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса

Подавление  инфляции в долгосрочном аспекте  может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего  и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих  темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют  о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных  инвестиций зависит от институциональных  преобразований и законодательства по вопросам собственности условии  деятельности совместных и иностранных  предприятий.

Основы  долгосрочного безинфляционного развитий экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное  адекватно реагировать на колебания  рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки  инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия  и производства испытывают большие  экономические трудности, так как  высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях  оздоровления финансового состояния  предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную; а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих  институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового  рынка и т. п. В определенной степени  можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося  принципа индивидуального подхода  к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного  поведения предприятий с ориентацией  на конкуренцию, эффективность и  самообеспечение. При этом он будет  автоматически нести и большой  антиинфляционный заряд. [8, С.75-76].

Развитие  инфляционного процесса зависит  также и от реализуемой государством валютной политики.

Усиление  инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение  о девальвации, государство допускает  появление в экономике дополнительного  инфляционного импульса, который  в первую очередь проявляется  в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых  взаимосвязей переносится  и на стоимость  отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые  сырье и комплектующие. [9].

Для того чтобы построить модель антиинфляционного  регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы  современной инфляция.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно  классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое  состояние), макроэкономические (состояние  бюджета, платежного баланса, уровень  развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень  доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных  факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

В общем  виде основной причиной инфляции выступает  несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет  эффективным, если бюджетная, налоговая  и денежно-кредитная политики будут  скоординированы и иметь во главе  общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление  инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая  политика должна содействовать развитию производства.

Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего  рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний  внешнеэкономической конъюнктуры  и поможет эффективно управлять  инфляцией.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП  на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным  направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [8, С.76].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой  высокой инфляции сталкивались практически  все страны, и каждая для решения  этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема  инфляции актуальна в любое время и для любой страны. В работе было рассмотрено особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

Также более  подробно были рассмотрены основные причины инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые  правительством по снижению инфляции в стране. Все вышеперечисленные  мною ранее причины являются основными, но не единственными, которые оказывают  влияние на инфляционные процессы в  стране. Как и во всем мире у нас  в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так  и на короткий отрезок времени.

Избавиться  от инфляции невозможно, однако ее можно  сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает  на ход экономического развития целый  комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает  мотивы к трудовой деятельности, усиливает  социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов  и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается  выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни  преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме  негативных последствий, инфляция имеет  и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки  зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен  на 3-4%, сопровождаемая соответствующим  ростом денежной массы, способна стимулировать  производство. Процесс инфляции ведет  к тому, что рост массы денег  в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании  экономики, согласованное действие различных государственных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. 
Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ 
Минэкономики, 2002.

2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра- 
М, 2003.

3. Бирюкова О. Дневник успеваемости белорусской экономики // 
Белорусский рынок. 2003. №48. С. 12-13.

4. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3. С. 71-81.

5. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Белорусский рынок. 2003. № 
44. С. 9.

6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.

7. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16. 
С.19.

    8. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77

   9. Комков В., Беляцкий И., Макромодель для анализа и прогнозирования инфляции издержек / В. Комков, И. Беляцкий // Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №16. – с.19-23.

  10. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. 
Аудит. 2002. № 2. С. 4-6.

  11. Масинкевич Н. Бремя станет легче? // Национальная экономическая газета. 2002. 06 сент. С. 13.

  12. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2001. № 2. С. 26-29.

  13. Ракова Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике 
Беларусь // Проблемы экономико-математического моделирования. 2000. С. 103-115.

  14. Роль инфлятогенных факторов в нац. экономике / В.Л. Клюня // Веснiк БДУ. Серыя 3. – 2007. - №1. – с.88-93.

  15. Скуратович К. Цена продбезопасности // Белорусский рынок. 2003. 
№47. С. 8.

  16. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. 
Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. 
Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.

  17. Электронный ресурс: http://belstat.gov.by/

 


Информация о работе Особенности инфляционных процессов в условиях Беларуси»