Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель нашей работы – анализ особенностей моделей макроэкономического равновесия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие макроэкономического равновесия;
выделить признаки, условия, виды макроэкономического равновесия;
рассмотреть различные модели макроэкономического равновесия;
проанализировать особенности экономического равновесия в современной России.
Введение
1. Понятие общего экономического равновесия в теоретических концепциях 1.1 Классическая теория макроэкономического равновесия ……………..
1.2 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»………………
1.3 Кейнсианская модель общего равновесия…………………………….
2. Основные условия достижения макроэкономического равновесия
1.1 Понятие, признаки и условия достижения равновесия
1.2 Виды макроэкономического равновесия
3. Особенности макроэкономического равновесия в современной России
31 Роль государства в достижении макроэкономического равновесия
3.2 Роль социальной сферы в достижении макроэкономического равновесия
Заключение
Список использованной литературы
Под влиянием научно-технического прогресса, повышения эффективности производственных ресурсов рыночная экономика превращается в динамически не устойчивую, в которой равновесие выступает лишь как момент, короткая фаза в воспроизводственном процессе, проявляющаяся в виде кризиса — насильственного (стихийного) достижения пропорциональности.
Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом— практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях [2, с.161].
Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.
Вместе
с тем несмотря на невозможность
практического решения проблемы
макроэкономического равновесия не
только в рыночной, но и директивно-плановой
системе, экономическая наука
Таким образом
рассмотрев теоретические аспекты
макроэкономического
под макроэкономическим равновесием понимается сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков; как соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения между членами общества;
к основным
типам макроэкономического
экономическая наука различает статическое и динамическое равновесие, разница между которыми заключается в статичности или динамике изменения основных пропорций в экономике;
можно выделить
три типа динамического равновесия:
при растущей производительности ресурсов;
при их неизменной производительности;
при снижающейся
3.
Особенности
3.1 Роль государства в достижении макроэкономического равновесия
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены [2, с.183].
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами
потолка, регулируемыми государством,
мы сталкиваемся чаще. К примеру, в
России в качестве цен потолка
можно рассматривать
Цены
потолка занижены по сравнению с
равновесной ценой и
Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.
Так или
иначе, но фирмы, вступающие в дело,
должны считаться с уровнем цены,
сложившимся на основе взаимодействия
спроса и предложения и, возможно,
скорректированным путем
Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.
ФАС уже
несколько месяцев ведет
После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи-95 и Аи-92 уже опустилась ниже 20 рублей. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.
Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начнут их предоставлять с 2009 года [15].
Отмечается, что в диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.
В данный момент для стабилизации российского авторынка самое главное – поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки [10].
Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.
В 2009 году АВТОВАЗ рассчитывает занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планирует реализовать в 2009 году на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 года АВТОВАЗ рассчитывает занять 30% российского рынка легковых автомобилей.
Борис Алешин добавил, что в прошлом году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 году [14].
Как видим,
олигополистическая ситуация на рынке,
когда присутствует ярко выраженный
лидер, позволяет компании диктовать
собственные условия в
Тоже самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2008 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт [14].
В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом двигателя больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в целом структура российского рынка по этому параметру находится в промежуточном положении между европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки объемом до 1,2 литра, тогда как в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6% [15].
3.2 Роль социальной сферы в
достижении
Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
В январе в России было продано 116 500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки, включая легкие коммерческие, что значительно меньше чем в прошлом году (за январь 2008 – 174488 шт., за декабрь 2008 – 210293 шт.) Это следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним из российских дилеров [10].
Расти в таких условиях не удалось никому. Лучший результат из десятки лидеров показала Honda, сократившая продажи всего на 2%, худший – Hyundai. Данные по остальным производителям представлены в таблице 3.1.
Информация о работе Особенности моделей макроэкономического равновесия