Особенности переходной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать основные концепции переходной экономики и ее особенности в современной России.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие основные вопросы: сущность переходной экономики, концепции переходной экономики, особенности переходной экономики в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 Понятие, сущность и закономерности переходной экономики……….5
2 Концепция переходной экономики …………………………………….8
2.1 Концепция градуализма………………………………………………..8
2.2 «Шоковая терапия»…………………………………………………...10
3 Особенности переходной экономики в России………………….........13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19

Файлы: 1 файл

Концепции перехода к рыночной экономике в России.docx

— 39.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1 Понятие, сущность и закономерности переходной экономики……….5

2 Концепция переходной экономики …………………………………….8

2.1 Концепция градуализма………………………………………………..8

2.2 «Шоковая терапия»…………………………………………………...10

3 Особенности переходной экономики в России………………….........13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В конце 80-х начале 90-х годов 27 постсоциалистических государств начали переход от плановой экономике к рыночной. Исследование этих процессов западными транзитологами и отечественными экономистами формирует особое направление экономической науки, в настоящее время уже четко идентифицированное как теория переходной экономики.

Связь между теоретическими концепциями и политикой социально-экономических преобразований, пожалуй, весьма отчетливо проявилась в период трансформации экономики России. Кейнс, заключая свою «Общую теорию», обратил внимание на значимость и влияние идей экономических и политических мыслителей. С известной долей сарказма он писал, что «люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад». По словам Кейнса, идеи имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром.

Российский вариант совмещения в одном или нескольких лицах носителей теоретических идей и практических реформаторов на ключевых постах в правительстве продемонстрировал не просто значение исходных концепций, по и чрезвычайную сложность, точнее сказать, невозможность их прямой трансформации в жизнь. В переходной экономике более, чем где-либо, обнаружилось непредсказуемое влияние идей не только истинных, но и ложных. Это влияние особенно пагубно, когда экономические идеи воспринимаются в виде упрощенной схемы, реализуются без учета реальных условий, знания особенностей экономического порядка, психологии участников, просчета вероятных последствий.

Значение теоретических обоснований экономической политики в условиях переходной экономики неизмеримо возросло.

За сравнительно короткий период реформирования отечественной экономики в нашей стране возникла фактически новая экономическая наука, ставшая полной противоположностью экономической науке эпохи планово-централизованной экономики. Это касается не только экономической теории, но и прикладных и отраслевых дисциплин.

Обслуживающая узкопрагматические цели планово-централизованной системы хозяйства, экономическая наука прошлых лет, как известно, не отличалась разнообразием взглядов по основным проблемам. Она исходила из незыблемости существовавших производственных отношений, унитарной формы собственности на средства производства, строгой регламентации хозяйственной деятельности на микроуровне со стороны государства и т. п.

Для современной экономической мысли в России характерно общее признание рыночной экономики в качестве вектора и цели общественного развития. В то же время по проблемам переходного периода высказываются различные точки зрения, существуют различные концепции, зачастую просто исключающие друг друга. Это относится не только к стратегическим концепциям развития страны, но и к рекомендациям экономистов по преодолению текущего кризиса.

Цель данной работы – проанализировать основные концепции переходной экономики и ее особенности в современной России.

Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие основные вопросы: сущность переходной экономики, концепции переходной экономики, особенности переходной экономики в России.

 

 

 

 

 

1 Понятие, сущность  и закономерности переходной  экономики

 

Переходная, трансформационная экономика предполагает движение от одного ее состояния к другому. Причем эти состояния, по всей вероятности, должны характеризоваться определенной устойчивостью в длительном историческом периоде. В то же время переходной экономике в целом должна быть свойственна неустойчивость, подвижность. Очевидно, при этом необходимо признать некоторые существенные изменения в самом основании общества, в системе принципов и факторов, когда одни из них начинают утрачивать ведущую роль и отходят на задний план, а другие усиливают свою значимость и влияние в социально-экономических процессах.

Происходящие преобразования в экономических отношениях требуют трансформации и в элементах производительных сил, и системе организационных отношений производства, и системе социально-правовых отношений, и структуре государственной власти.

Исторически рыночная экономика всегда вырастала из традиционного общества постепенно, проходя ряд промежуточных форм. К переходным экономикам традиционного типа относят поэтому те страны, которые идут к рыночной цивилизации от традиционной. С институтами рыночной экономики здесь длительное время сосуществуют институты патриархального общества.

Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют еще периодом постсоциалистической трансформации (на Западе обычно используют термин «посткоммунистическая трансформация»). Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В этом ряду экономическая трансформация занимает одно из центральных мест, поскольку успехи и неудачи экономических реформ в огромной степени определяют общественно-политическую ситуацию в целом.

Рассмотрим определение переходного периода подробнее. Под исторически непродолжительным периодом времени понимается период в 10–15, максимум 20 лет, который, по мнению большинства ученых, требуется для формирования рыночных и демократических институтов. Такое мнение основано главным образом на прогнозах социально-экономического и политического развития. Его подтверждает практика постсоциалистической трансформации в небольших странах Восточной Европы. В наиболее развитых из этих стран – Венгрии, Польше и Чехии – экономическая трансформация действительно завершится в ближайшие годы, так что весь переходный период займет примерно 10 лет. В России, где реформы идут значительно труднее, переходный период займет более длительный срок, вероятно, до конца первого десятилетия XXI в.

Для всех постсоциалистических стран несложно установить то время, когда начался переходный период. Обычно начало трансформации связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых, некоммунистических политических сил. Таким образом, началом трансформации является смена политического строя. Приход новой власти обычно сопровождается началом глубоких социально-экономических реформ.

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся:

1. Неустойчивость. Классическая политическая экономия, К. Маркс, Н. Кондратьев исходят из устойчивости экономической системы, маржинализм ставит ее в центр внимания экономической теории, изучающей зрелое состояние рыночной экономической системы: «Переходные процессы... являются неравновесными, их характеризует нелинейность, стохастический, вероятностный характер развития». Объективность неустойчивого характера переходной экономики обусловлена ее нецелостностью. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку она характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений.

2. Альтернативный характер  развития. Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, потому что в состояние неустойчивости экономика попадает вследствие требований («вызова») экономических, политических, природных и других факторов, которые требуют «ответа». Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти они представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого».

3. Появление и функционирование  особых переходных форм, например, денежная рента в период перехода  от феодализма к капитализму, индикативное планирование при  переходе к постиндустриальному  обществу, коллективно-долевая собственность  на землю в РФ.

4. Особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

5. Историчность, т.е. преходящий  характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого  развития экономической системы.

 

 

 

2 Концепция переходной  экономики

 

2.1 Концепция градуализма

 

Как следует из самого названия, концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, шаг за шагом. Но не только это отличает данную концепцию. Источником рыночных преобразований градуализм видит государство. Согласно этой концепции именно государство, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики рыночными отношениями. Наконец, еще одной отличительной чертой градуалистского подхода является стремление смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

Классический образец градуалистской политики – Венгрия. Здесь рыночные преобразования начались еще в конце 60-х годов, хотя тогда они и не предполагали смены общественно-политического строя. В течение двадцати лет, вплоть до конца 80-х годов, венгерское руководство постепенно расширяло поле для свободного ценообразования и частного предпринимательства. Коммерческие условия деятельности шаг за шагом вводились и в государственном секторе. Накопление потенциала рыночных реформ позволило новому венгерскому руководству после смены политического режима на рубеже 80-х и 90-х годов ускорить преобразования путем платной приватизации и создания сильного банковского сектора. В последние годы в Венгрии успешно проводятся программы реформирования предприятий и привлечения иностранного капитала.

Венгерский опыт нельзя оценивать однозначно. Отмечая последовательность и продуманность преобразований в этой стране, для чего были объективные внешние и внутренние условия, приходится признать, что медленные реформы обусловили длительный период застоя в венгерской экономике. Так, экономический рост здесь прекратился еще в 1986 г. и возобновился только почти десять лет спустя – в середине 90-х годов. Венгерское государство несет высокие социальные расходы, которые часто превышают финансовые возможности бюджета. Поэтому выдающийся венгерский ученый Янош Корнай назвал Венгрию «преждевременно родившимся государством всеобщего благосостояния». Бремя высоких социальных расходов провоцирует инфляцию и заставляет венгерское правительство периодически принимать программы жесткой экономии.

Другой пример реализации градуалистского подхода – Китай. Хотя эта страна, как мы уже писали, относится не к постсоциалистическому, а к посттоталитарному типу, опыт китайских реформ настолько удачен, что служит образцом для подражания для многих российских специалистов, критически относящихся к экономическому курсу российского правительства.

Действительно, с начала 80-х годов Китаю удается поддерживать высокие темпы развития и одновременно проводить экономические реформы. Благодаря быстрому росту экономики – до 10% в год – Китай вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы догонит передовые страны Запада. Принцип китайских реформ можно охарактеризовать словом «прагматизм». Китайское руководство не препятствует рыночным отношениям там где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым.

Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ экономические механизмы работают плохо.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х годов позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок более крупным предпринимательским структурам, обладающим капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграли привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

Нетрудно увидеть, что реформы в Китае во многом напоминают советский НЭП. Но в Китае реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, высокой национальной и культурной однородности общества, идеологического прагматизма руководства страны.

Эти обстоятельства наряду с вышеупомянутым высоким развитием предпринимательства делают китайский опыт уникальным и трудно воспроизводимым в любой другой стране.

 

2.2 «Шоковая терапия»

 

Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории. Монетаризм часто называют Чикагской школой, потому что эта теория в основном разработана в Чикаго американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок – это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства – поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаристской доктрины.

Информация о работе Особенности переходной экономики в России