Особенности развития валютного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В современном мире ни одна страна не может функционировать без взаимодействия с другими государствами. Россия все больше интегрируется в мировую экономику. После вступления России в Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития вопросы, связанные с валютно-финансовыми отношениями, для России становится все более актуальными.

Файлы: 1 файл

особенности развития валютного рынка России.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

До финансового кризиса развитие валютного рынка шло во многом стихийным путем. ЦБ РФ проводил в  целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности КБ, усложнению инфраструктуры валютного рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного рынка в ключевой сегмент российского финансового рынка. Вместе с тем слабостью такой политики был недостаточный контроль и надзор со стороны БР за операциями КБ на валютном рынке.

После финансового кризиса пересмотреть свою валютную политику на рынке БР заставила крайне тяжелая ситуация, которая сложилась после августовского  финансового кризиса. Объемы операций на ММВБ упали до 30 млн. долларов в  день. На межбанковском рынке операции с валютой не проводились: банки  не доверяли друг другу. Колебания курса  от одной торговой сессии до другой составляли от 9 до 18 руб., что объясняется  резким сокращением предложения  валюты на рынке. Экспортеры и импортеры  теряли ориентацию в своей внешнеэкономической  деятельности. Экспортеры отказывались переводить валютную выручку из-за ненадежности российских банков. Банки  же не желали продавать валюту, опасаясь дальнейшего падения курса рубля.

Критическая ситуация на рынке потребовала  от ЦБ жестких и неординарных действий. Прежде всего БР отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке.

Во-первых, БР пошел на девальвацию  рубля, отказавшись от валютного  коридора. После трехкратного снижения курса рубля изменилось соотношение  между текущим курсом рубля на валютном рынке и реальным – паритетом  покупательной способности. Текущий  курс рубля на валютном рынке понизился  в большей степени, чем снизилась  его покупательная способность  на внутреннем рынке. Благодаря девальвации  изменились условия торговли – соотношение  экспортных и импортных цен. Внешнеторговые операции стали более выгодны  для импортеров.

Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. – июня 1999 г. БР ввел более десятка  ограничений на операции, связанные  с валютными операциями КБ. Так, 16 сентября 1998 г. введено требование обязательной продажи 50%-ной экспортной валютной выручки только на межбанковских  валютных биржах. До этого экспортеры  могли продавать установленную часть валютной выручки как на межбанковском рынке, так и на биржевом. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать факт продажи установленной экспортной выручки.

Действия БР после финансового  кризиса августа 1998 г. оцениваются  по-разному его участниками. Тем  не менее нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:

-обеспеченно относительное равновесие  спроса и предложения на валютном     рынке и устранена угроза неконтролируемых  изменений курса рубля. За     девять месяцев 1999 г. курс доллара  на валютном рынке повысился  на 25%     при инфляции в  32,4%;

- созданы условия для поддержания  уровня валютных резервов и     мобилизации валютных средств для обслуживания внешнего долга.

- усилена роль валютного рынка  в обслуживании внешнеторговых  связей.     В настоящее  время около 60% операций на  биржевом рынке непосредственно     связаны с обслуживанием операций  по экспорту и импорту ;

- ограничены спекулятивные возможности  КБ;

- ужесточен контроль за бегством капитала из страны.

 

Нынешняя ситуация на валютном рынке  требует либерализации валютного  законодательства. С 2007 года начнет действовать  новый закон о валютном контроле. Новый законопроект одобрил в  ноябре 2003 Совет Федерации. При требуемом  большинстве в 90 голосов "за" проголосовали 103 сенатора. Закон должен быть подписан президентом России и вступит  в силу через полгода после  официального опубликования. Считается, что документ носит либеральный  характер. В нем, в частности, максимально  исключена возможность ввода  ограничений на валютном рынке со стороны Центробанка или правительства. В ходе рассмотрения законопроекта  в Госдуме из него были исключены  почти все текущие и часть  капитальных операций, по которым кабинет министров или Центробанк РФмогут вводить ограничения. Фактически у монетарных властей осталось два - правда, очень мощных - рычага воздействия на трансграничные потоки капитала. Во-первых, в законе закреплено право Центробанка потребовать от инвесторов при вывозе средств за рубеж зарезервировать до 100% вывозимого объема на срок до двух месяцев. Во-вторых, при ввозе капитала допускается возможность депонирования до 20% средств на срок до одного года. Таким образом, срок действия всех ограничительных норм - 1 января 2007 г. После этой даты все ограничения утратят силу, если, конечно, законодатели не сочтут необходимым вновь подправить закон. Но пока вероятность этого не рассматривается даже чисто гипотетически. Снятие ограничительных мер на валютные операции капитального характера и означает полную свободную конвертируемость.

2.2 Институты валютного рынка

 

Валютный рынок – это многогранная сфера, которая имеет свою собственную  структуру. В этой структуре одно из главенствующих и значимых мест занимают финансовые институты валютного  рынка. Финансовые институты валютного  рынка – это финансовые учреждения, осуществляющие финансовые операции на валютном рынке, к таким институтам можно отнести все банки, которые  заключают валютные сделки. Таким  образом, все изменения валютного  курса зависят от заключаемых  сделок финансовыми институтами  валютного рынка, которые занимаются движением валютных средств в  международном экономическом пространстве. Среди институтов валютного рынка  можно выделить центральные банки  государств, которые разрабатывают  политику осуществления торговли валютой  и валютными ценностями, и от которых  зависит кредитно-денежная политика самого государства в целом. Данные институты валютного рынка обладают самыми большими валютными резервами, поэтому очень важно, чтобы максимально  результативно осуществлялся контроль над данными валютными средства. Все финансовые институты валютного  рынка мира образует единую систему  институтов, которые осуществляют круговорот валютных средств на международной  экономической арене, поэтому требуется  слаженность всех действий, осуществляемых данными институтами валютного  рынка.

3.Функционирование валютного рынка  в Российской Федерации

3.1 Валютное регулирование и  валютный контроль

Валютное законодательство РФ, а  именно федеральный закон о валютном регулировании и контроле (от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ), ставит своей целью  обеспечение единой государственной  валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка  РФ, ее устойчивости. Валютная система  России функционирует в рамках, установленных  законодательством.

 

Валютное регулирование осуществляется следующими органами: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы могут издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые  являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

 

В соответствии с законом валютными  операциями признаются:

 

приобретение или отчуждение резидентом у резидента на законных основаниях валютных ценностей и использование  их как средство платежа

приобретение и отчуждение резидентом у нерезидента, резидентом в пользу нерезидента, нерезидентом в пользу резидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, а также  их использование как средство платежа

приобретение и отчуждение нерезидентом у нерезидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг  и их использование как средство платежа

ввоз и вывоз с таможенной территории РФ валюты РФ, валютных ценностей  и внутренних ценных бумаг.

перевод валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг  со счета на счет одного и того же лица: открытого на территории РФ на открытый за пределами территории РФ; открытого за пределами территории РФ на открытый на территории РФ.

Валютный контроль

Валютный контроль осуществляется с целью соответствия законодательству условий проведения валютных операций. Органы, осуществляющие валютный контроль в РФ: Центральный банк РФ, федеральная  служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, банки, подотчетные ЦБ РФ, территориальные органы федеральной  службы финансово-бюджетного надзора, таможенные органы являются агентами, осуществляющими валютный контроль.

 

Обязанности агентов, осуществляющих валютный контроль:

 

контроль над соблюдением резидентами  и нерезидентами норм валютного  законодательства РФ

предоставление информации органам  валютного контроля о валютных операциях  с их участием в установленном  порядке.

В рамках свои полномочий агенты валютного  контроля могут проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов  резидентами и нерезидентами; проверять  полноту и достоверность учета  валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов; запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций.

 

Валютные ограничения представляют собой одну из мер валютного контроля. Согласно действующему законодательству валютные ограничения не устанавливаются  на совершение валютных операций между  резидентами и нерезидентами.

 

В рамках валютного регулирования  и контроля РФ необходимо рассмотреть  термин «валюта баланса». Валюта баланса  представляет собой итоговую сумму  по всем составляющим платежного баланса  РФ. Одной из функций валютного  контроля, а также установленных  в определенный момент времени валютных ограничений является поддержание  устойчивости платежного баланса, положительного значения валюты баланса.

3.2 Роль ЦБ РФ в регулировании  валютных отношений

Органами валютного контроля в  Российской Федерации являются Центральный  банк РФ и правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, могут осуществлять функции  валютного контроля. К агентам  валютного контроля в настоящее  время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление  валютных операций. Уполномоченные банки  являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции  издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

 

Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами  и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных  актов, регулирующих осуществление  валютных операций, и выполнение резидентами  обязательств перед государством в  иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном  порядке средств в иностранной  валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров  и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

 

Государственный таможенный комитет  как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного  кодекса Российской Федерации, а  иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через  таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

 

Главная задача Банка России как  основного органа валютного регулирования  состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления  юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции  уполномоченных банков как агентов  валютного контроля, ответственность  за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов  валютного контроля. Его требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической  деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию спецсчетов по определённым видам валютных операций.

 

В настоящее время ЦБР выпустил следующие три нормативных акта в соответствии с новым законом  «О валютном регулировании и валютном контроле»:

 

-  Указание ЦБР от 30 марта  2004 г. N 1410-У «О критериях, которым  должен удовлетворять банк за  пределами территории Российской  Федерации для обеспечения исполнения  обязательства нерезидента перед  резидентом» (при наличии обеспечения  резервирование по валютной операции  не применяется; упомянутые критерии  основаны на данных Moody’s, Standard and Poor’s, Fitch Ratings, Bankers’ Almanac);

 

-  Указание ЦБР от 30 марта  2004 г. N 1411-У «Об открытии физическими  лицами -резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации»;

 

-  Указание ЦБР от 30 марта  2004 г. N 1412-У «Об установлении суммы  перевода физическим лицом –  резидентом из Российской Федерации  без открытия банковских счетов» (максимальная сумма перевода – 5000 долл. в день).

 

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России. Уполномоченными  называют коммерческие банки, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте, включая  банки с участием иностранного капитала и банки, капитал которых полностью  принадлежит иностранным участникам. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций действующему валютному законодательству и представляют в ЦБ РФ отчетность о проводимых валютных операциях по установленным формам. С заявкой на получение лицензии на операции в иностранной валюте могут обращаться коммерческие банки, функционирующие не менее года, т. е. закончившие полный финансовый год и подготовившие официальный годовой отчет.

 

Таким образом, в соответствии с  новым законом «О валютном контроле и валютном регулировании» полномочия ЦБ РФ сильно ограничены, в основном установлением резервных требований, введением спецсчетов и требованием предварительной регистрации для определённых видов операций.

Информация о работе Особенности развития валютного рынка России