Особенности рынка товаров с эластичным спросом на примере предметов роскоши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Спрос - это платежеспособная потребность. Ее определяют как количество товаров и услуг, которую хотят и могут приобрести покупатели по определенной цене за определенный период. Спрос обычно рассматривают с точки зрения выгодности цены, т.е. спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Поэтому целесообразно рассматривать спрос с количественной позиции.

Файлы: 1 файл

ЭССЕ Особенности рынка товаров с эластичным спросом.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

«Особенности  рынка товаров с эластичным спросом

 на примере  предметов роскоши»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Сущность спроса составляют только те производные потребности людей, которые можно измерить деньгами. Помимо этих целей существуют и такие, которые нельзя измерить деньгами. Речь идет прежде всего об общественных потребностях людей.

      Спрос - это платежеспособная потребность. Ее определяют как количество товаров и услуг, которую хотят и могут приобрести покупатели по определенной цене за определенный период. Спрос обычно рассматривают с точки зрения выгодности цены, т.е. спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Поэтому целесообразно рассматривать спрос с количественной позиции.

      Закон спроса отражает существенный причинно-следственная связь между изменением цены и изменением спроса при прочих равных условиях. Действие закона спроса и закономерности поведения потребителей можно объяснить с помощью двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффект замещения.        Эффект дохода показывает, как изменятся реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены на яблоки с 3 грн. до 1 грн. за 1 кг на свой постоянный недельный доход 60 грн. потребитель сможет приобрести не 20, а 60 кг яблок. Если потребитель решил сохранить свое потребление на прежнем уровне, то на «высвобождены» деньги он сможет приобрести дополнительное количество других продуктов (груш, винограда, помидоров, мяса и т.п.). Снижение цены товара сделало потребителя богаче и позволило ему расширить объем спроса. Собственно в этом и заключается сущность эффекта дохода. Товар, спрос на который увеличивается с ростом дохода при прочих равных условиях, называют нормальным товаром. При этом важно отметить, что даже после прекращения роста спроса потребителя при дальнейшем снижении цены количество покупок на рынке постоянно расти, ведь люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности, приобретая товары.

Эффект замещения характеризует  взаимосвязь между ценами товаров  и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки (как в нашем примере) при неизменных ценах на другие товары означает их относительное удешевление  по сравнению с другими фруктами (виноградом, сливы и т.д.). Если снижение цены одного товара уменьшает спрос на другой товар, то оба товары называют взаимозаменяемыми, т.е. субститута. Предположим, что снижается цена на фруктовые сиропы. Согласно закону спроса потребитель будет покупать больше фруктовых сиропов. А поскольку потребитель считает лучше употреблять фруктовые сиропы с минеральной водой, то он будет покупать больше минеральной воды. Когда снижение цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар, такие товары называют

      Типы спроса. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - это количество товаров, которые конкретный потребитель сможет приобрести за различными возможными ценами на определенном рынке за определенный период. Однако в условиях конкуренции на рынке есть много потребителей. А это означает, что мы должны перейти от индивидуального спроса к рыночной. Рыночный спрос. Это - совокупный спрос всех покупателей на определенном рынке за определенный период. В основе рыночного спроса лежит индивидуальный спрос, а следовательно, он определяется факторами, которые влияют на требования отдельных потребителей. Объем рыночного спроса зависит не только от цены товара, но и от доходов потребителей, их вкусов, ожиданий, цен на субститутни и комплементарной товары, количества потребителей и т.п. Рыночный спрос определяют по данным индивидуального спроса добавлением количества спроса каждого потребителя по разным возможным ценам.

     Детерминанты спроса. Спрос динамичный. Он постоянно изменяется под воздействием многих факторов, а именно: экономических - изменения реальных потребностей, реальных денежных доходов населения, цен на взаимодополняющие (комплементарной) товары, на товары-заменители (субститут); социальных - уровня общечеловеческой культуры, субкультуры, традиций и обычаев, экономической и политической культуры и т.д.; психографичних - принадлежности к определенному общественного класса, образа жизни (вкусов и предпочтений традиционалистов, Жизнелюб, эстетов), типа личности (зажигательная, склонна поступать «как все», авторитарная натура); демографических - изменения в структуре населения ( по половому-возрастному признаку, размеру семьи, этапом жизненного цикла семьи, родом занятий, образованием и т.д.).

       Главными среди рассмотренных показателей является вкусы, или предпочтения потребителей; количество потребителей на рынке; денежные доходы потребителей; цены на взаимосвязанные товары, ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Следовательно, в реальной экономической жизни спрос изменяется под влиянием не только ценовых, но и неценовых факторов. Однако покупатель интересуется прежде всего ценой товара, который привлек его внимание, сравнивая свои желания со своими возможностями (доходом). Это означает, что спрос на определенный продукт зависит от цен на товары (или услуги) и от части дохода, выделенной на потребление.

Изменение величины спроса и изменения  в спросе. Анализируя спрос, следует  различать эти явления. Изменение  величины спроса - это движение по кривой спроса 77 при изменении цены при одинаковых условиях, то есть переход от одной комбинации «цена - количество товара» к другой. Такой сдвиг может определяться любым фактором из категории «другие», которые до этого оставались константами. Важными неценовых факторов, под воздействием которых могут происходить изменения в спросе, а следовательно, изменения в исходном положении кривой спроса Я, является доход, вкусы и предпочтения, пены на взаимосвязанные товары (субститута и комплементары), ожидания, количество и структура потребителей и т.п. . Изменение рассмотренных факторов может как увеличивать, так и уменьшать спрос. Это будет зависеть от того, насколько благоприятными (или неблагоприятными) будут изменения конкретного неценовой фактора для конкретного товара. Благоприятные изменения неценовых факторов для определенного товара всегда увеличивают спрос и перемешивают кривую спроса Я вправо, из начальной позиции в позицию Я,.

      Эластичность спроса. Эластичность является степенью реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменилась одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1 процент.

Эластичность спроса - это мера реакции спроса на изменение какого-либо конкретного фактора, который влияет на величину спроса. Различают эластичность спроса по цене (или ценовую эластичность спроса), эластичность спроса по доходу и т.д. Эластичность спроса по цене показывает, как изменился спрос на товар при изменении его цены на 1 процент.

Показатель ценовой эластичности для всех товаров, как правило, является отрицательное величиной, поскольку при снижении цены товара спрос растет. Однако для оценки эластичности в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением коэффициента эластичности (как положительным числом), не принимая во внимание знак «-». Допустим, то снижение цены на товар на 7 процентов обусловило рост спроса на него на 14 процентов.

       Различают три основные виды эластичности спроса: относительно эластичный спрос, единичный спрос и относительно нееластичний спрос: если коэффициент эластичности спроса больше 1, спрос является относительно эластичный спрос.

 Это означает, что изменение  цены привела к значительно  большей количественного изменения  спроса; если коэффициент эластичности спроса равен 1, - это единичный спрос (ЕПы = 1). В этом случае изменение цены привела к такой же количественного изменения спроса; если коэффициент эластичности спроса меньше чем 1, спрос относительно нееластичний (? 77ц <1). Это означает, что изменение цены обусловило меньшую количественную изменение спроса. Факторы эластичности спроса. Ввиду того, что спрос на любой товар зависит от предпочтений потребителей, ценовая эластичность спроса определяется многими экономическими, социальными и психологическими факторами, которые формируют потребности человека. Главными среди них являются следующие.

Значимость товара. Спрос на товары первой необходимости характеризуется  низкой ценовой эластичностью, тогда  как спрос на предметы роскоши - высокой  ценовой эластичностью. Хлеб всеми признан как предмет первой необходимости. Поэтому повышение цен не приведет к существенному уменьшению потребления на этот продукт. Другой пример: никто не отказывается от медицинской помощи из-за того, что выросла плата за медицинские услуги. Яхта бриллиант, дополнительный костюм - это предметы роскоши, от которых можно безболезненно отказаться. Однако для отдельных людей престижная модель автомобиля является необходимостью, ради которой они жертвуют многими товарами первой необходимости. Следовательно, включение продукта к категории товаров первой необходимости или к категории предметов роскоши определяется не внутренними свойствами товара, а тем, которому продукта предпочитает потребитель.

     Доступность товаров-заменителей. Товары, имеющие заменителей, отличаются более эластичным спросом, поскольку потребители имеют возможность использовать один товар вместо другого. Спрос, например, мыло, шампунь и т.п. относительно нееластичний. Однако спрос на отдельный вид мыла будет значительно более эластичными.

     Определение границ рынка. Эластичность спроса зависит от определения границ рынка. Узко определен рынок характеризуется более эластичным спросом, чем широко определен, на котором легко найти товары-субститута. Например, продукты питания - это широкая товарная категория. их спрос есть нееластичным, поскольку они не имеют заменителей. Кока-кола - значительно уже товарная категория. ее можно заменить другими безалкогольными напитками. Это означает, что спрос на кока-колу эластичными.

Временной горизонт. В краткосрочном  периоде спрос имеет тенденцию  к уменьшению эластичности, а в  долгосрочном - к возрастанию эластичности. Например, спрос на бензин со стороны  индивидуальных владельцев автомобилей  являются нееластичным. Однако ценовая эластичность спроса на бензин в долгосрочном периоде выше, чем в краткосрочном. Это объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свой потребительская корзина.

       Роскошь — источник благополучия. Будущее глобальной экономики 
исторически почти все предметы роскоши первоначально создавались в Европе и прежде всего в Италии, которая являлась центром торговли. В то время как основная часть необходимых товаров производилась самостоятельно, предметы роскоши являлись основным предметом торговли и обеспечивали высокую прибыль.

       Сегодня рынок роскоши по-прежнему остается одним из самых высокодоходных и представляет собой довольно значимый сектор экономики.

В производстве нет такой сферы, где не существовали бы элитные продукты.

Статистика показывает снижение процентного соотношения  занятых в основных производственных отраслях по отношению к общему числу работающих, тогда как число работающих в секторе производства предметов роскоши и сферы оказания услуг растет. роскошь является стимулом развития экономики различных форм.

Она способствует появлению инноваций, создает рабочие места, развивает потребительский вкус и стиль. помимо положительного влияния на экономику, имеются также негативные аспекты (такие, например, как нерациональное расходование дефицитных ресурсов, проявление знакового характера социальной дифференциации и др.). Однако для нас книга представляет безусловный интерес прежде всего, с позиций маркетинга.

       Сегодня на рынке все отчетливее проявляется тенденция готовности потребителей платить больше за дорогие товары и услуги, которые обладают для них эмоциональной значимостью и обеспечивают моральное удовлетворение.

Становится очевидно, что немарочные товары теряют свои позиции, в то время как доля производителей товаров-брендов, и в частности товаров под премиальными брендами, стремительно растет. Индивидуализация производства – производство товаров под конкретного потребителя – становится одной из ключевых ценностей бренда. На рынке выявилась общая закономерность: в товарах все сильнее повышается значение не материальной, а в услугах – материальной составляющей.

Это важно, так как в предметах роскоши всегда присутствует не материальный компонент. Более того, именно он чаще имеет основное значение.

Решающий фактор, влияющий на стоимость товара, относящегося к роскоши – это не польза от него, а связанный с ним престиж.

Предметы роскоши не только функциональны с практической точки зрения.

 Цена элитного товара  бывает непропорционально высока. При этом товар пользуется спросом. К примеру, средняя отпускная цена товаров холдинга «Гуччи» по-прежнему в четыре раза превышает себестоимость. Это происходит потому, что цена сама по себе не является аргументом для покупки предмета роскоши – она прежде всего один из элементов позиционирования.

Предметы роскоши покупают не только из практических соображений. Их покупают ради них самих. Предметы роскоши сами по себе порождают спрос, который не могут вызвать основные потребительские товары. Еще одной особенностью рынка элитных товаров является то, что только низшие его сегменты подвержены влиянию конъюнктурных колебаний, и подвержены им отчасти сильнее, чем рынок товаров широкого потребления. А высшие сегменты рынка товаров роскоши на конъюнктурные колебания практически не реагируют.

Еще одной важнейшей  особенностью товаров премиум класса является то, что их можно рассматривать как косвенные индикаторы предстоящих изменений в массовом потреблении. Исследование рынка роскоши позволяет уже сегодня заглянуть в завтрашний день.

Семантический анализ понятия  роскоши (результаты международного маркетингового исследования)

      Термин товары класса „люкс“ это русскоязычная интерпретация английского понятия „Luxury“, которое на русский язык можно перевести также „роскошь“. И английские и русские слова, а также их аналоги в большинстве европейских языков имеют в своей основе латинское слово „luxus“, которое и обозначает роскошь, люкс, люксовый.

Информация о работе Особенности рынка товаров с эластичным спросом на примере предметов роскоши