Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В конечном счете, цель государственной поддержки населения заключается в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой. Действительно, не зависимо от демографических, экономических и социальных различий все члены общества нуждаются в еде, жилье, медицинском обслуживании и пр. Конечно, масштабы этих потребностей достаточно сильно варьируются, как и возможности их удовлетворения. Известно, что в структуре расходов бюджетов малообеспеченных семей преобладают расходы на питание, в то время как богатые в большей мере занимаются своим культурным развитием.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….
3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………

5
2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….
8
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников ……….…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ доделаная.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………….

3

  1. Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………

 

5

2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….

8

3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………

24

Заключение……………………………………………………………………………….

38

Список использованных источников ……….………………………………………….

41

Приложение А……………………………………………………………………………

42


 

 

 

Введение

 

Человеческое общество крайне неоднородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные, работники органов управления и организаций, которые финансируются из государственного бюджета).

В конечном счете, цель государственной поддержки населения заключается в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой. Действительно, не зависимо от демографических, экономических и социальных различий все члены общества нуждаются в еде, жилье, медицинском обслуживании и пр. Конечно, масштабы этих потребностей достаточно сильно варьируются, как и возможности их удовлетворения. Известно, что в структуре расходов бюджетов малообеспеченных семей преобладают расходы на питание, в то время как богатые в большей мере занимаются своим культурным развитием.

Поскольку общество состоит из экономически сильных и слабых людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика. Социальная политика является не только элементом государственной политики, но прежде всего важным инструментом развития сильного, процветающего общества.

Кризисное состояние мировой финансовой и экономической системы затронуло в разной степени и в различных формах большим стран мира, в том числе Республику Беларусь, глубоко интегрированную в общеевропейские и мировые процессы. В этих условиях белорусская модель социально-экономического развития продолжает успешно сочетать в себе преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой населения. Главной целью социальной политики Беларуси на современном этапе является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создавать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита является исключительно адресной и направлена на конкретные самые незащищенные группы и слои населения. Функции социальной политики, реализуемой в Республике Беларусь в нынешних условиях, сводятся к двум основополагающим направлениям: стимулирование направленности активности граждан; обеспечение стабильности в обществе.

Решение социальных вопросов является основополагающим направлением деятельности белорусского государства. Это утверждение подтверждается тем огромным пристальным вниманием, уделяемым социальной политике всеми структурами власти, начиная с президента Республики Беларусь. Решение основных приоритетных задач социальной политики белорусского государства в условиях мирового финансового кризиса – актуальная тема как для государства в целом, так и для каждого отдельно взятого его гражданина.

Цель данной курсовой работы - углубленное изучение сущности социальной политики государства, выделение особенностей социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.

  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность социальной политики государства;
  • показать основные принципы и направления социальной политики;
  • изучить понятия уровня и качества жизни населения;
  • проанализировать методы оценки уровня и качества жизни населения;
  • дать характеристику основным направлениям социальной политики Республики Беларусь на современном этапе;
  • выявить основные пути решения наиболее острых для белорусского государства социальных проблем.

Для решения поставленных задач была изучена многочисленная литература отечественных и зарубежных авторов. Приоритетными были материалы белорусской периодической печати, а также официальных интернет-источников – официального сайта Президента Республики Беларусь и официального сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь.

 

1. Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства

 

Главным инструментом реализации парадигмы приоритетного решения социальных проблем во всем мире является социальная политика.

Социальная политика - 1) проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления система мероприятий и акций, направленных на достижение целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе; 2) комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий [6].

Объектом социальной политики - в широком смысле - являются все без исключения граждане страны (домохозяйства). В узком смысле - граждане (домохозяйства), не способные в силу определенных причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и частном секторах экономики, профсоюзные и другие общественные организации, а также другие структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики. Данные субъекты разделяются на резидентных (чья деятельность на территории страны определена ее конституцией и другими законами) и нерезидентных (иностранные работодатели, обязанные соблюдать социальные законы страны, в которой работают) [6,8].

Создание условий развития всех членов общества, предоставление им социальных прав реализуются через механизм социальной политики, проводимой государством и прочими участвующими субъектами. Универсальными долгосрочными целями социальной политики являются:

  • развитие человеческого и социального капитала;
  • достижение общественного здоровья человека как состояния полного физического, психического и социального благополучия;
  • создание условий для экономического и научно-технического прогресса, обеспечение законности и порядка;
  • предотвращение угроз в социальной сфере, возникновения социальных конфликтов, проведение диагностики ее состояния [4, c. 7].

Социальная политика выполняет две универсальные задачи:

  1. создание такой общественной социальной системы, которая бы, опираясь на механизмы свободной рыночной экономики как базы для развития, следовала концептам социальных прав, обеспечивала бы социальную защиту для отдельных слоев населения, формировала условия для свободного развития человеческого и социального капиталов личности и обязывала рынок быть социально ориентированным;
  2. выработка такого механизма политического действия, который бы поддерживал социальный мир и пресекал стремление единичных субъектов рынка к получению сиюминутных преимуществ в ущерб стратегическому развитию всего общества.

Одним из приоритетов социального развития является сохранение социальной стабильности - возможности реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем. Выделяют 2 модели поддержания социальной стабильности:

  1. силовая модель, при которой значительная часть населения отвергает принимаемые решения и для их выполнения необходимы жесткие, силовые меры (введение цензуры, закрытие оппозиционных власти изданий, использование сил охраны правопорядка, высылка из страны неугодных или их физическое устранение);
  2. экономическая модель базируется на учете интересов различных групп населения, постоянных компромиссах между данными интересами и оценке возможных последствий принимаемых социально-экономических решений для этих групп. Основной задачей является предотвращение та ких ситуаций, когда масштабы нарушения интересов каких-либо групп приводят к необходимости реализации силовой модели.

Государство, предприятия и домохозяйства выполняют экономические и социальные функции. Также в выполнении этих функций участвуют властные государственные структуры и неправительственные организации. При этом между ними происходят разделение социальных функций:

1) государство определяет цели социального развития и их реализацию; предоставляет социальные гарантии домохозяйствам и гражданам;

2) законодательные органы вырабатывают общую стратегию социального развития общества и конкретные решения в области социальной защиты населения и определения минимального уровня социальных гарантий с учетом реальных экономических возможностей государства, утверждают социальные расходы государственного бюджета;

3) исполнительная власть занимается поиском реальных возможностей для обеспечения законодательно утвержденных мероприятий в области социального развития, конкретизирует порядок выплат, готовит нормативную базу, определяющую деятельность социальных организаций [2, c. 288].

Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной социально ориентированной политики являются:

  • принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
  • принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
  • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемы как отношения эквивалентности в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека и т.п.).

Основными направлениями социальной политики являются:

-формирование системы государственных  приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный  механизм поддержки здорового образа жизни населения;

- создание эффективной системы здравоохранения, укрепление 
ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью;

- сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения;

- создание экономических, социальных, культурных и нравственно- 
правовых условий для гармоничного развития личности [4, c. 8-9].

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализуемого.

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

  1. стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
  2. поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
  3. социальная поддержка и защита.

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

 

 

2. Уровень и качество жизни населения

 

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном намерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых, благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов, поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Для оценки уровня жизни населения были разработаны Методологические положения по статистике [11, c.49, 16].

Согласно этим положениям, система оценки уровня жизни включает три группы показателей:

  1. Показатели распределения и дифференциации по уровню доходов населения (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, коэффициент концентрации Лоренца или индекс Джини, коэффициент Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь