Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:54, курсовая работа
В конечном счете, цель государственной поддержки населения заключается в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой. Действительно, не зависимо от демографических, экономических и социальных различий все члены общества нуждаются в еде, жилье, медицинском обслуживании и пр. Конечно, масштабы этих потребностей достаточно сильно варьируются, как и возможности их удовлетворения. Известно, что в структуре расходов бюджетов малообеспеченных семей преобладают расходы на питание, в то время как богатые в большей мере занимаются своим культурным развитием.
Введение………………………………………………………………………………….
3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………
5
2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….
8
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников ……….…………
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
2. Уровень и качество жизни населения ………………………………………………. |
8 |
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь………………………… |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
38 |
Список использованных источников ……….…………………………………………. |
41 |
Приложение А…………………………………………………………………………… |
42 |
Введение
Человеческое общество крайне неоднородно. Кроме объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные, работники органов управления и организаций, которые финансируются из государственного бюджета).
В конечном счете, цель государственной поддержки населения заключается в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой. Действительно, не зависимо от демографических, экономических и социальных различий все члены общества нуждаются в еде, жилье, медицинском обслуживании и пр. Конечно, масштабы этих потребностей достаточно сильно варьируются, как и возможности их удовлетворения. Известно, что в структуре расходов бюджетов малообеспеченных семей преобладают расходы на питание, в то время как богатые в большей мере занимаются своим культурным развитием.
Поскольку общество состоит из экономически сильных и слабых людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика. Социальная политика является не только элементом государственной политики, но прежде всего важным инструментом развития сильного, процветающего общества.
Кризисное состояние мировой финансовой и экономической системы затронуло в разной степени и в различных формах большим стран мира, в том числе Республику Беларусь, глубоко интегрированную в общеевропейские и мировые процессы. В этих условиях белорусская модель социально-экономического развития продолжает успешно сочетать в себе преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой населения. Главной целью социальной политики Беларуси на современном этапе является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создавать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита является исключительно адресной и направлена на конкретные самые незащищенные группы и слои населения. Функции социальной политики, реализуемой в Республике Беларусь в нынешних условиях, сводятся к двум основополагающим направлениям: стимулирование направленности активности граждан; обеспечение стабильности в обществе.
Решение социальных вопросов является основополагающим направлением деятельности белорусского государства. Это утверждение подтверждается тем огромным пристальным вниманием, уделяемым социальной политике всеми структурами власти, начиная с президента Республики Беларусь. Решение основных приоритетных задач социальной политики белорусского государства в условиях мирового финансового кризиса – актуальная тема как для государства в целом, так и для каждого отдельно взятого его гражданина.
Цель данной курсовой работы - углубленное изучение сущности социальной политики государства, выделение особенностей социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач была изучена многочисленная литература отечественных и зарубежных авторов. Приоритетными были материалы белорусской периодической печати, а также официальных интернет-источников – официального сайта Президента Республики Беларусь и официального сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь.
1. Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства
Главным инструментом реализации парадигмы приоритетного решения социальных проблем во всем мире является социальная политика.
Социальная политика - 1) проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления система мероприятий и акций, направленных на достижение целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе; 2) комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий [6].
Объектом социальной политики - в широком смысле - являются все без исключения граждане страны (домохозяйства). В узком смысле - граждане (домохозяйства), не способные в силу определенных причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и частном секторах экономики, профсоюзные и другие общественные организации, а также другие структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики. Данные субъекты разделяются на резидентных (чья деятельность на территории страны определена ее конституцией и другими законами) и нерезидентных (иностранные работодатели, обязанные соблюдать социальные законы страны, в которой работают) [6,8].
Создание условий развития всех членов общества, предоставление им социальных прав реализуются через механизм социальной политики, проводимой государством и прочими участвующими субъектами. Универсальными долгосрочными целями социальной политики являются:
Социальная политика выполняет две универсальные задачи:
Одним из приоритетов социального развития является сохранение социальной стабильности - возможности реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем. Выделяют 2 модели поддержания социальной стабильности:
Государство, предприятия и домохозяйства выполняют экономические и социальные функции. Также в выполнении этих функций участвуют властные государственные структуры и неправительственные организации. При этом между ними происходят разделение социальных функций:
1) государство определяет цели социального развития и их реализацию; предоставляет социальные гарантии домохозяйствам и гражданам;
2) законодательные органы вырабатывают общую стратегию социального развития общества и конкретные решения в области социальной защиты населения и определения минимального уровня социальных гарантий с учетом реальных экономических возможностей государства, утверждают социальные расходы государственного бюджета;
3) исполнительная власть занимается поиском реальных возможностей для обеспечения законодательно утвержденных мероприятий в области социального развития, конкретизирует порядок выплат, готовит нормативную базу, определяющую деятельность социальных организаций [2, c. 288].
Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной социально ориентированной политики являются:
Основными направлениями социальной политики являются:
-формирование системы
- создание эффективной системы здравоохранения,
укрепление
ее потенциала для обеспечения каждого
гражданина доступной и качественной
медико-санитарной помощью;
- сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения;
- создание экономических, социальных,
культурных и нравственно-
правовых условий для гармоничного развития
личности [4, c. 8-9].
Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализуемого.
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
2. Уровень и качество жизни населения
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном намерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых, благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов, поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.
Для оценки уровня жизни населения были разработаны Методологические положения по статистике [11, c.49, 16].
Согласно этим положениям, система оценки уровня жизни включает три группы показателей:
Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь