Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:54, курсовая работа
В конечном счете, цель государственной поддержки населения заключается в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой. Действительно, не зависимо от демографических, экономических и социальных различий все члены общества нуждаются в еде, жилье, медицинском обслуживании и пр. Конечно, масштабы этих потребностей достаточно сильно варьируются, как и возможности их удовлетворения. Известно, что в структуре расходов бюджетов малообеспеченных семей преобладают расходы на питание, в то время как богатые в большей мере занимаются своим культурным развитием.
Введение………………………………………………………………………………….
3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………
5
2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….
8
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников ……….…………
- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
- многодетным, неполным семьям - приоритет
во всех видах адресной
Таким образом, отмена целого ряда льгот отдельным категориям граждан не означает, что Беларусь изменила принципам социально ориентированной политики. Такая политика по-прежнему остается приоритетной. Каждый гражданин вправе рассчитывать на помощь государства, если он не может самостоятельно справиться с жизненными трудностями, и такая помощь ему будет обязательно оказана.
Наше государство уделяет огромное внимание детям-сиротам и детям, оставшимся без опеки родителей. В Беларуси таких около 33 тысяч сирот. Из них почти 13 тысяч воспитываются в государственных учреждениях. Государство ежегодно расходует из бюджета на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 20 миллиардов бюджетных средств.
Все активнее в стране включаются механизмы
привлечения к ответственности родителей, бросивших
своих детей на произвол судьбы. Положительным
моментом подобной политики является
то, что часть таких родителей возвращается
к выполнению своих отцовских и материнских
обязанностей. Каждый год в стране перестают
функционировать два детских дома, дети
возвращаются в семьи, в привычную
среду обитания. Многие дети-сироты принимаются
в новые для них семьи. В 2008 г. на воспитание
устроено свыше 70 процентов сирот. Государство
всемерно помогает семьям, взявшим в свой
дом маленьких сирот. На протяжении последних
пяти лет неизменно увеличивались ежемесячные
выплаты на содержание детей в детских
домах семейного типа, детских деревнях,
опекунских, приемных семьях и семьях,
усыновивших детей.
Успешно реализуются государственные программы «Дети Беларуси» (2006-2010 гг.), «Профилактика детской безнадзорности» (до 2010 г.), «Предупреждение пьянства и алкоголизма» (2010 г.). Реализуется комплексно-целевая программа «Семья» (до 2010 г.)
Одним из значимых направлений социальной политики белорусского государства является поддержка семьи, материнства, детства. Несмотря, на кризис, в Беларуси продолжают обеспечиваться необходимые условия для реализации семьей ее экономической, воспитательной, культурно-психологической функций, обеспечивается право детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, духовное развитие. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению в зависимости от количества детей и наличия в семье детей-инвалидов, по оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, по оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются жилищные субсидии, многодетные семьи получают государственную поддержку для решения жилищных проблем. Сегодня в рейтинге стран, обеспечивающих благоприятные условия для материнства, Беларусь занимает высокое тридцатое место, опережая Польшу, Россию, Украину и другие соседние государства. В республике самая низкая младенческая смертность среди стран CHГ. В стране самая низкая детская смертность, что соответствует уровню самых развитых европейских государств [7, 14,15,16]. Системой государственных пособий в стране охвачены около 560 тыс. детей, что составляет 28% от их общего количества, в том числе 245 тыс. детей – в возрасте до 3 лет.
Проявляет свою заботу государство и молодежи. В республике разработаны Концепция воспитания детей и учащейся молодежи, Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, реализуются программы «Молодежь Беларуси» (2006-2010 гг.), «Молодые таланты Беларуси» (до 2010 г.), ведется комплексная работа с одаренными детьми и молодежью.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
3. Политика трудовых отношений и занятости населения. Государственная политика в области занятости населения направлена на формирование благоприятных условий для полного и эффективного участия населения в трудовой деятельности, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, социальную поддержку безработных.
Начиная с 2001 года в стране создано более 22 тыс. новых рабочих мест. С учетом имеющихся вакансий на постоянную работу трудоустроено свыше 700 тыс. человек, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено более 140 тыс. человек. Государством оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 10 тыс. безработных. В результате принятых мер уровень безработицы за прошедшее пятилетие снизился с 2,3% до 1,5%. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ и Восточной Европы.
В настоящее время уровень безработицы в Беларуси составляет около 0,9 процента экономически активного населения, что значительно ниже, чем не только в государствах Содружества, но и в большинстве самых развитых стран Европы.
Вместе с тем в этой сфере еще имеется ряд острых проблем, требующих решения. Это прежде всего безработица среди молодежи и обеспечение занятости в небольших городах.
Сегодня в стране разработана и внедрена система мониторинга и предупреждения роста безработицы.
На рынке труда предусматривается
реализовать систему мер по созданию благоприятных
условий для обеспечения занятости
населения, преодолению дефицита рабочих
мест путем повышения инвестиционной
активности за счет всех источников, снижению
напряженности и поддержанию стабильности
в сфере социально-трудовых отношений,
своевременному устранению дисбаланса
между профессионально-
4. Политика социального развития, связанная с возрастающей ролью государства в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы - в образовании, здравоохранении, культуре и др. - продукция которых представляет собой инвестиции в человеческий капитал.
Стратегической целью государственной социальной политики в области улучшения здоровья народа является создание и эффективное функционирование социального механизма поддержки и развития здорового образа жизни, становления высокого спроса наличное здоровье, формирование возможностей для его удовлетворения (по данным ВОЗ здоровье зависит на 8-10 % от уровня медицины, на 49-53% - от образа жизни). Для практической реализации данных задач необходимо: улучшать качество питания населения; обеспечить приоритетное финансирование государственных программ, направленных на укрепление здоровья населения; в каждом населенном пункте создавать условия для массовых занятий физкультурой и спортом; искоренять вредные привычки; улучшать качество окружающей среды; укрепить технический и кадровый потенциал всех уровней системы здравоохранения.
В сфере образования необходимо: создать условия для удовлетворения потребности граждан в получении образования; гармоничного развития личности и творческих способностей человека; обновлять содержание общего среднего и профессионального образования; ориентировать образовательно-воспитательный процесс во всех типах учебных заведений на выработку у учащихся навыков самостоятельного поиска знаний при одновременном учете социальных потребностей обучаемых; обеспечить непрерывность образования, создающего условия и возможности для полного развития способностей человека в любой сфере его жизнедеятельности, для совершенствования повседневного образа жизни.
Стратегической целью государства в области культуры является обогащение и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности в развитии белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для достижения данной цели необходимо: обеспечение доступности культурных ценностей для всех слоев населения; создание благоприятных условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в стране; усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании духовно богатой, социально активной и граждански ответственной личности [10, 5, 15].
Социальная политика белорусского государства представляется наиболее оптимальной в сложившихся кризисных условиях. Ее важнейшими приоритетами являются:
Таким образом, белорусское государство в условиях мирового финансового кризиса стремится поддерживать равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов, предпринимательства, а также различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением общества, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политические проблемы, усовершенствовать трудовое законодательство, сохранить культурные ценности белорусов, что, безусловно, ведет к консолидации социума. Такая социальная политика является интегративной, предполагающей не только заботу о наиболее малообеспеченных слабо защищенных категориях граждан, но и поддержку сильных работоспособных групп населения. Стратегия Республики Беларусь строится сегодня в направлении от социальной защиты к социальному развитию, что означает постепенную корректировку структуры расходов государства в социальной сфере в направлении ее рационализации и адресности.
Заключение
Государственная социальная политика в Республике Беларусь была и остается главным приоритетом.
Социальная политика, проводимая в республике, весьма многопланова. К ее основным направления относятся:
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий развития страны. Большое влияние на нее оказывает демографическая структура населения, которая определяет коэффициент нагрузки как со стороны детей, так и со стороны стариков. Важное значение имеет и характеристика субъектного фактора -поведения, традиции, тип культуры народа.
В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой человек с его потребностями и интересами.
За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении социальных задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, один из самых низких показателей бедности, самую разветвленную систему семейных пособий.
На современном этапе в стране происходит переход от патерналистической к более эффективной субсидиарной модели социальной политики. Смысл этой модели состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойной работой трудоспособное население, создать необходимые рабочие места повысить реальные доходы населения, обеспечить жильем, предоставить качественные медицинские услуги, подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий. С другой стороны, нуждающимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту. Особое внимание при этом уделяется детям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам.
Важнейшими путями повышения уровня и качества жизни населения является усиление роли заработной платы как главного фактора стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста peaльных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь