Особенности современной внешнеторговой политики различных групп стран в 1980 - 1990 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля – форма обмена продуктами труда в виде товаров и услуг между продавцами и покупателями различных стран.
Характеристиками международной торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура международной торговли.
Экспорт – это продажа иностранному покупателю товара с вывозом его за границу.
Импорт – покупка у иностранных продавцов товаров с ввозом его из-за границы.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная торговля –  форма обмена продуктами труда в  виде товаров и услуг между  продавцами и покупателями различных  стран.

Характеристиками международной  торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура  экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура  международной торговли.

Экспорт – это продажа  иностранному покупателю товара с вывозом  его за границу.

Импорт – покупка у  иностранных продавцов товаров  с ввозом его из-за границы.

Большинство стран мира проводит ограничительную политику в отношении  зарубежных поставщиков услуг и  импорта услуг. Нередко отдельные  сферы услуг полностью закрыты  или сохраняют отраслевые ограничения. Вместе с тем, регулирование торговли услугами практически ничем не отличается от методов регулирования международной  торговли товарами и включает субсидии, пошлины, налоги, квоты, технические  стандарты. Вместе с тем, существует трудность применения пограничных  мер регулирования торговли услугами, в особенности таможенных пошлин. Причина связана с трудностью определения момента, когда услуги пересекают таможенную границу. Стоимость  или объем любых сделок с услугами невозможно определить до факта их предоставления или потребления, если он становится известен таможенным чиновникам.

 

 

 

 

 

 

    1. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ

 

Основные   цели  госрегулирования  Внешнеэкономической  деятельности  состоят  в следующем:

•  использование  внешнеэкономических  связей  для  ускорения  создания в России рыночной экономики;

•   содействие   повышению  производительности  труда  и  качества  национальной продукции  путем  приобретения  лицензий  и  патентов, закупок  новых технологий, качественных   комплектующих,   сырья   и   материалов,   включения   российских предприятий в мировую конкуренцию;

•   создание  условий  доступа  российских  предпринимателей  на  мировые  рынки посредством    оказания    государственного,    организационного,   финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка;

•    создание    и   поддержание   благоприятного   международного   режима   во взаимоотношениях с различными государствами  и международными организациями.

Государственное  регулирование  ВЭД  в  России  в  условиях переходной экономики должно осуществляться в  соответствии со следующими основными  принципами:

•    единство   внешнеэкономической   политики   и   национальной   (внутренней) экономической политики;

•   единство   системы   государственного   регулирования   и  контроля  за  его реализацией;

•  перенос  центра тяжести  регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

•  четкое  разграничение  прав  и  ответственности  Федерации  и  ее субъектов в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства  всех участников ВЭД.

Средства регулирования  международной торговли включают:

  1. средства импортной политики;

2)  средства экспортной  политики.

Средства импортной политики можно условно разделить на тарифные и нетарифные барьеры, на меры ценовой  и неценовой защиты внутреннего  рынка, на средства прямого и скрытого протекционизма.

Меры ценовой защиты внутреннего  рынка включают в себя таможенные пошлины, таможенные сборы и налоги, которые взимаются с таможенной стоимости товара, включаются в цену товара (после взимания), повышают ее, а значит, снижают конкурентоспособность  товара. Напротив, к мерам неценовой  защиты внутреннего рынка относят  подавляющее большинство нетарифных ограничений (за исключением пограничных  сборов и налогов), которые не оказывают  прямого влияния на цену импортируемого товара.

Ценовые факторы конкурентоспособности  наиболее значимы для сырья и  отдельных видов полуфабрикатов.

Меры экспортной политики квалифицируются как средства политики экспортного контроля и средства стимулирования экспорта. Последние  подразделяются по нескольким категориям:

1) средства ценового и  неценового стимулирования в  зависимости от влияния на цену экспортного товара;

2) средства прямого субсидирования (дотации, прямые налоговые льготы  экспортерам и др.), меры скрытого  характера субсидирования (льготное кредитование и страхование экспортеров и др.), организационно технические средства содействия экспорту (содействие в организации ярмарок, проведении выставок, организации поездок в составе правительственных делегаций);

3) в зависимости от  стадии производства товара различают  меры стимулирования экспорта  на стадии научно-исследовательских  разработок (государственные дотации  НИОКР, субсидии на развития  производства, на реструктуризацию  отрасли, завышенные амортизационные  отчисления на новое оборудование, используемое на стадии разработки  товара) на стадии производства (налоговые  льготы производителям экспортной  продукции, прямое субсидирование  производства, прежде всего сельскохозяйственной  продукции), на стадии сбыта и  послепродажного обслуживания (экспортное  кредитование и страхование кредитов, долгосрочная аренда, предоставление правительственными органами бесплатной конъюнктурной информации национальным производителям-экспортерам).

Условно меры регулирования  международной торговли услугами делят  на две группы:

1. Средства прямого регулирования.

2. Средства скрытого регулирования.

К прямым мерам относят  барьеры, ограничивающие объем торговли услугами. Напротив, скрытые средства непосредственно не влияют на объем торговли услугами.

Каждая из групп подразделяется на две подгруппы: дискрими-национные меры и недискриминационные меры (т.е. средства, которые ограничивают допуск и деятельность поставщиков услуг независимо от их национальности, а значит, не носят дискриминационного характера по отношению к зарубежным компаниям).

Регулирование международной  торговли подразделяется на государственное  регулирование и регулирование  с помощью международных соглашений и создания международных организаций.

 Методы государственного  регулирования международной торговли  можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

1. Тарифные методы сводятся  к использованию таможенных пошлин  – особых налогов, которыми  облагаются продукты международной  торговли. Таможенные тарифы –  это плата, взимаемая государством  за оформление провоза за границу  товаров и иных ценностей. Такая  плата, называемая пошлиной, учитывается  в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает  использование импортных пошлин  для затруднения ввоза в страну  иностранных товаров, реже используются  экспортные пошлины.

 По форме исчисления  различают пошлины:

 а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;

 б) специфические, взимаются  в виде определенной денежной  суммы с объема, массы или единицы  товара.

 Важнейшими целями  использования импортных пошлин  являются как непосредственное  ограничение импорта, так и  ограничение конкуренции, в том  числе недобросовестной. Ее крайней  формой является демпинг –  продажа на внешнем рынке товара  по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.

2. Нетарифные методы многообразны  и представляют собой совокупность  прямых и косвенных ограничений  внешнеэкономической деятельности  с помощью разветвленной системы  экономических, политических и  административных мероприятий. К  ним относятся: квотирование (контингентирование) – установление количественных  параметров, в пределах которых  возможно осуществление определенных  внешнеторговых операций. На практике  контингенты обычно устанавливаются  в форме списков товаров, свободный  ввоз или вывоз которых ограничен  процентом от объема или стоимости  их национального производства. При исчерпании количества или  суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

  • лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;
  • эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;
  • валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;
  • налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;
  • административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами. Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

 Высокая значимость  МТ для развития мирового хозяйства  обусловила создание мировым  сообществом специальных международных  регулирующих организаций, усилия  которых направлены на выработку  правил, принципов, процедур осуществления  международных торговых сделок  и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

 Особую роль в регулировании  международной торговли выполняют  многосторонние соглашения, действующие  в рамках:

  1. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);
  2. ВТО (Всемирная торговая организация);
  3. ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);
  4. ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ  ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РАЗЛИЧНЫХ  ГРУПП СТРАН В 1980 – 1990 г.  г.

 

В 1980—1990-е годы наблюдается значительный прогресс в либерализации внешнеторговой политики многих стран мира. Реформирование внешнеторговой политики открыло национальные границы, уменьшило торговые барьеры, которые лимитировали конкуренцию между национальными и зарубежными поставщиками, завышали цены на импортируемые товары, а значит и на продукцию местного производства, что вело к потерям потребителей. В результате большинство государств мира стали проводить более открытую для зарубежных партнеров торговую политику.

За последние 50 лет стоимостной объем мировой торговли увеличился в 16 раз, а доля международной торговли в совокупном ВВП мира возросла в 3 раза. Последние 20 лет быстро развивается мировая торговля услугами. Все это стало возможным за счет постепенного снижения торговых ограничений. Значительно сократились прямые ограничения импорта, главным образом, промышленных товаров. Однако, сохраняются относительно жесткие ограничения в торговле сельскохозяйственной продукцией. В среднем, торговые и инвестиционные ограничения в развивающихся странах (даже в наиболее динамично развивающихся) и государствах с переходной экономикой выше, чем в промышленно развитых странах. В результате выполнения решений Уругвайского раунда переговоров импортные пошлины в отношении продукции, ввозимой из стран ОЭСР, в развивающихся государствах составляют 11%, в государствах с переходной экономикой — 8%. Ставки пошлин в странах ОЭСР в отношении товаров, импортируемых из развивающихся стран, равняются 5%, и в отношении товаров из стран с переходной экономикой 4%. Что касается роли нетарифных барьеров, то они по-прежнему сохраняют свое значение в качестве защиты отечественных производителей товаров и услуг и ограничения доступа зарубежных фирм на внутренние рынки.

Одним из показателей оценки общего уровня протекционистской защиты может служить уровень покрытия импорта страны нетарифными ограничениями. За 1988—1996 гг. этот показатель снизился с 16,7% до 7,7 в США, с 13,2 до 6,7 в ЕС, с 8,6 до 7,4% в Японии. Косвенным показателем степени либерализации импорта товаров является уровень импорта в общем объеме потребления продукции. По данным 1996 г., этот показатель составил в США 18%, в ЕС (нетто—взаимный товарооборот 15 стран-участниц) — 13%, в Японии — 9%.

Информация о работе Особенности современной внешнеторговой политики различных групп стран в 1980 - 1990 гг