Особенности современной внешнеторговой политики различных групп стран в 1980 - 1990 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля – форма обмена продуктами труда в виде товаров и услуг между продавцами и покупателями различных стран.
Характеристиками международной торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура международной торговли.
Экспорт – это продажа иностранному покупателю товара с вывозом его за границу.
Импорт – покупка у иностранных продавцов товаров с ввозом его из-за границы.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

Открытость внешнеторгового  режима страны можно определить с учетом уровня количественных ограничений и средневзвешенной ставки таможенного тарифа.

Ограничительным считается  торговый режим, если количественные ограничения (квоты, лицензии, запреты) применяются в отношении более 10% импорта. При этом средневзвешенные ставки пошлин не берутся в расчет.

Ограничительным является внешнеторговый режим, если средневзвешенные ставки пошлин национального таможенного тарифа превышают 25%.

Открытым считается такой  внешнеторговый режим, в рамках которого количественные ограничения действуют в отношении менее 10% импорта, а средневзвешенные ставки пошлин не превышают 25%.

По оценке МВФ, из 187 стран  стран-членов МВФ 54 имеют открытую экономику, 84 занимают промежуточное положение, а 48 стран имеют ограничительный режим.

Односторонняя либерализация  внешнеторговой политики облегчается  многосторонними договоренностями в рамках Всемирной торговой организации. Гарантией является повышение прозрачности национальных внешнеторговых режимов и расширение практики «связывания». «Связывание» тарифов означает, что страна обязуется не повышать ставки пошлин национального таможенного тарифа выше уровня, который был согласован в рамках многосторонних договоренностей. Количество несвязанных тарифных позиций значительно различается по странам и товарным группам. Так, по странам этот показатель варьируется от двух товарных позиций в Новой Зеландии, трех позиций в США до 1498 позиций в Таиланде и 3095 позиций в Турции.

Таможенная практика развитых стран значительно отличается друг от друга. Так, максимальные ставки пошлин составляют 350% в США, 74,9% в ЕС, 50,0% в Японии и 0,0% в Швейцарии. Различна и практика применения специфических пошлин: они распространяются на 84,2% тарифных позиций Швейцарии, 6,5% Японии, 5,9% ЕС и 0,2% США.

Торговые реформы в  развитых странах стимулировались  региональной интеграцией и многосторонними договоренностями в таких сферах как телекоммуникации и информационные технологии. Однако сохраняется высокий уровень дискриминации в торговле сельскохозяйственными товарами и текстилем.

В развивающихся странах внешнеторговая либерализация началась в середине—конце 80-х годов и особенно активно продолжалась в 90-е годы. Она отражает общий отход от политики импортозамещения (или индустриализации на основе замещения импорта) и антиимпортной политики, которая была раньше главным направлением их внешнеторговой политики.

Кардинальное смещение торговых приоритетов было связано с осознанием экономической неэффективности импортозамещения, необходимостью решения проблемы внешнего долга, а также стремлением получить внешние займы от МВФ и других международных и региональных финансовых институтов (одним из условий получения займов было реформирование национальной внешнеторговой политики).

В целом, начиная с середины 80-х годов более 60 развивающихся стран в одностороннем порядке сократили свои торговые барьеры. Это позволило получить быстрые преимущества от торговой либерализации, включив ее в стратегию реформирования современной экономики.

Кардинальное изменение  внешнеторговой политики развивающихся  стран происходит в средине 80-х гг.: перенос акцента на политику облагораживания экспорта, реформирование импортной политики.

В среднем ставки таможенных пошлин в развивающихся странах снизились с 25% до 15% за 1985-2000 гг., при этом отдельные страны отличаются неодинаковой степенью протекционистской защиты национальных рынков. Если в Сингапуре, Гонконге (КНР), Макао (КНР) - 0,0%, то в Нигерии 30,0%, Индии 31,4%, Тунисе 33,9%. Снижение ставок таможенных пошлин привело к сокращению налоговых поступлений в национальные бюджеты с 12% до 5% за 1985-2000 гг. (для сравнения в развитых странах – 2%), но в 25 развивающихся странах этот показатель превышает 30%.

Первыми провели либерализацию  внешнеторговой политики Мексика, Боливия и Чили в конце 70 — начале 80-х годов. За ними последовали другие государства Латинской Америки и Карибского бассейна. Либерализация шла по двум направлениям: сокращение нетарифных барьеров и снижение ставок таможенных пошлин.

В середине 80-х годов нетарифные барьеры распространялись в отношении практически всех импортных товаров центрально - американских государств и 60% в странах Южной Америки. На начало 1999 г. НТО применяются в отношении менее 10% тарифных позиций указанных стран. Ставки пошлин были сокращены в среднем с более чем 50% до 10—15%.

Например, в Перу средние  ставки пошлин снизились со 110% до 15 только за три года (1990— 1992), в Колумбии — с 34 до 12% за два года (1990 - 1991). В государствах Юго-Восточной и Восточной Азии либерализация торговой политики была направлена на понижение ставок пошлин. В Индонезии, Малайзии, Республике Корея пошлины были снижены в два раза — в среднем с 20% до 10%. Что касается НТО, то их уровень практически не изменился в отношении сельскохозяйственной продукции, а прогресс был достигнут лишь в отношении промышленных товаров.

В Африке реформы внешнеторговых систем начались гораздо позже, чем в других группах развивающихся стран. Их пик приходится на начало 90-х годов, главным образом, в связи со стремлением получить займы от МВФ и Всемирного банка.

В соответствии с исследованиями МВФ, к 1990 г. 75% африканских государств имели жесткий ограничительный внешнеторговый режим как по уровню ставок пошлин, так и практике применения НТО. К концу 1998 г. доля стран, имеющих ограничительный внешнеторговый режим, упала до 28%, а доля стран с открытым внешнеторговым режимом возросла до почти 40%. Средние ставки пошлин в странах Африки составляют около 20%.

По оценке специалистов МВФ, из 89 развивающихся государств 15 стран имеют открытые внешнеторговые режимы. Среднедушевые доходы развивающихся стран с открытым внешнеторговым режимом сравнимы с соответствующими показателями развитых государств, так как последние характеризовались более низкими темпами роста среднедушевых доходов - 2,3% в рассматриваемый период. При этом снизились среднедушевые доходы развивающихся стран с жестким ограничительным внешнеторговым режимом.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом, государства с  открытой внешнеторговой и инвестиционной политикой получают преимущества для национального экономического развития за счет специализации на имеющихся сравнительных преимуществах для создания конкурентоспособных отраслей, стимулирования притока зарубежных капиталовложений, дополнительных преимуществ от передачи технологий, управленческих и прочих навыков за счет доступа к новым видам и производственным процессам. Напротив, за проведение протекционистской политики общество платит высокую цену ростом импортных цен и цен на отечественные товары, ограничением конкуренции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М., 2011.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М., 2008.
  3. Данильцев А.В.Международная торговля: основные инструменты регулирования. М., 2007.
  4. Кудров В.М. Мировая экономика.  М., 2008.
  5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности современной внешнеторговой политики различных групп стран в 1980 - 1990 гг