Целью преобразований при
переходной экономике, является рыночная модель рыночной
экономики.
Основная трудность
переходного периода - это создание
институтов рыночной экономики. Институты
в широком смысле представляют собой
правила экономического поведения
и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации,
субъекты хозяйствования. В переходный
период формируются институты, без которых
не может нормально функционировать рыночная
экономика: частная собственность, экономическая
свобода и ответственность хозяйствующих
субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура
и др.
Характерный признак
переходной экономики - институциональная
неполнота, отсутствие или зачаточное
состояние отдельных институтов
рынка.
Отличительной чертой переходной экономики
являются масштабность и глубина идущих
преобразований. Они захватывают основы
существующего строя; отношения собственности,
политическую и правовую системы общества,
общественное сознание. Таким образом,
переход к рыночной экономике требует
глубоких изменений в институциональной
структуре общества, институциональной
трансформации: преобразования отношений
собственности (приватизацию) и введения
института частной собственности, либерализацию
экономики, создания пакета рыночных законов
и ограничения роли государства, формирования
новых субъектов хозяйствования - коммерческих
банков, различных бирж, инвестиционных
и пенсионных фондов и других систем.
Основная особенность экономики в переходный
период - инерционность воспроизводства
связана с непрерывностью воспроизводственного
процесса, исключающей развитие по принципу
первоначального «разрушения до основания»
всего старого, а затем создания на этом
основании всего нового. Эта непрерывность
предопределяет и невозможность быстрой
замены существующих форм другими, желательными.
Подобные действия неизбежно вносят хаос
в производственный процесс, деформируют
его, ведут к спаду производства. Инерционность
воспроизводства в этом смысле предполагает
сохранение в переходной экономике - и
на достаточный длительный период - старых
экономических форм.
Это, прежде всего, проявляется
в сохранении в течение какого-то
времени структуры производства,
преобразование которой требует
сравнительно большого срока. Не может
быстро измениться сложившаяся социально-экономическая
структура общества.
Инерционность воспроизводственного процесса порождает
ряд следствий, которые важно иметь в виду
в экономической политике. Во-первых, она
обусловливает глубокую преемственность
переходной экономики с исходным состоянием
перехода. Во-вторых, она обусловливает
относительно длительные сроки переходной
экономики. В-третьих, инерционность усиливает
сохранение сложившегося в прошлом общественного
менталитета.
Ещё одна особенность - интенсивное преимущественное
развитие новых форм и отношений. Эта особенность
подчеркивает механизм перехода от одной
ступени к другой. Это проявление необратимости
эволюционного процесса, а также его основных
тенденций [3].
Проблемы государственного
регулирования переходной экономики
в России на современном этапе.
На современном этапе в России
требуются чрезвычайные и вместе с тем
системные стратегические меры для вывода
страны из глубокого управленческого
кризиса, поразившего практически все
звенья и уровни руководства хозяйством.
Речь идет о реорганизации первичного
звена экономики - хозяйствующих субъектов
и о радикальном усилении регулирующей
и контрольной функций органов исполнительной
власти, о беспрепятственном прохождении
управленческих импульсов и надежной
обратной связи по всей управленческой
вертикали.
Государство в
крупных масштабах «сбросило» с себя выполнение
действительно несвойственных ему хозяйственных
функций, но при этом произошло ослабление
управляемости оставшимися в его собственности
предприятиями. Основные причины потери
управляемости государственным сектором
экономики носят институциональный характер
и связаны с тем, что:
- дезорганизованы системы
заказов и закупок продукции,
работ и услуг для государственных
нужд;
- не налажена система
государственных контрактов;
- отсутствует нормативная
база, определяющая требования к
управлению государственными предприятиями;
- не выработаны учредительные
документы унитарных предприятий,
в которых должны быть учтены
отраслевые и региональные особенности,
а также интересы экономической
безопасности страны;
- отсутствуют нормативно-правовые
рамки поведения представителей государства
при регулировании таких процессов, как
распределение прибыли предприятий с
государственным участием, обеспечение
федеральных гарантий для получения внебюджетных
кредитов и инвестиций;
- раздроблены функции
управления и распоряжения государственным
имуществом между многочисленными федеральными
органами исполнительной власти;
- отсутствует целостная
система подготовки управляющих
государственными пакетами акций.
Создание системы
государственного предпринимательства,
соответствующей реалиям переходного
периода, - непростая, но вместе с тем неотложная
задача, требующая ответственных решений.
Очень важно при этом разработать правовые
нормы, дающие основу для рационального
сочетания административных и экономических
методов регулирования деятельности государственных
предприятий. Речь идет о необходимости
принятия законодательных актов: закона
о собственности, закона о разграничении
форм собственности между федеральным,
региональными и муниципальными уровнями,
новых положений об органах исполнительной
власти, закона о порядке заключения договоров
и соглашений между органами федеральной
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации.
Но все это внешние условия
по отношению к субъектам хозяйствования,
являющимся как государственными, так
и управляемыми с участием представителей
государства в акционерных обществах.
Именно здесь, на уровне субъектов хозяйствования,
проявляются все негативные последствия
плохо налаженной, неупорядоченной, малоэффективной
системы управления.
Интересы дела
требуют существенного повышения
роли государства-собственника в управлении
акционерными обществами. В частности,
голосование государственным пакетом
акций на собрании акционеров должен
осуществлять представитель (или коллективный представитель)
государства, а не руководитель исполнительного
органа - генеральный директор. В отдельных
случаях, когда закрепленные в государственной
собственности пакеты акций передаются
в доверительное управление или залог,
допустимо, что государственным пакетом
акций голосуют уполномоченные предпринимательские
структуры.
Важно соблюдать условие,
при котором государственные служащие,
представляющие интересы государства
на собрании акционеров и в совете директоров,
являются разными лицами. Исключения возможны,
например, при назначении коллективного
акционера из сотрудников разных ведомств.
Необходимо
структуры аппаратов управления
акционерных обществ привести в
соответствие с рыночными условиями.
Особое значение приобретают подразделения, отвечающие за разработку
стратегии поведения на рынке, управление
финансами, маркетинг, работу с кадрами.
Малое предпринимательство
все больше и больше занимает свою нишу
в российской экономике. Однако в стране,
где предельно высока концентрация производства,
где почти 90% промышленного потенциала
(оборудования, ресурсов сырья и специалистов)
сосредоточено на предприятиях с численностью
занятых свыше 10 тыс. человек, только малый
бизнес не в состоянии обеспечить быстрые
перемены во всех сегментах производственного
сектора. В решении сложнейшей задачи
реструктуризации крупных производств
необходимо отказаться от примитивизма
и упрощенчества.
Мировой опыт
свидетельствует, что концерны, холдинги,
конгломераты и консорциумы, финансово-промышленные
группы, включающие промышленные предприятия,
исследовательские организации, торговые
фирмы и банки, а также многие структуры ассоциативного
типа, базирующиеся на внутренних договорных
отношениях, можно назвать своеобразным
каркасом экономики ведущих индустриальных
стран, да и мирового хозяйства в целом.
В России такие
структуры пока еще не стали основой
расширенного воспроизводства. Однако в
последнее время резко возросла мотивация
предприятий к вхождению в финансово-промышленные
группы. Серьезные намерения их участников
связаны с возможностью обеспечить акционерный
контроль над предприятиями и финансово-кредитными
учреждениями в интересах налаживания
выгодных технологических и хозяйственных
связей. Многих привлекает перспектива
совместной реализации приоритетных федеральных
и региональных программ, получения необходимой
государственной поддержки, ресурсов
на пополнение оборотных средств и техническое
перевооружение производства, освоения
долгосрочных и перспективных инвестиционных
проектов.
В состав действующих в настоящее
время в России финансово-промышленных
групп на добровольной основе вошли 860
предприятий и организаций, в том числе
115 финансово-кредитных учреждений, включая
66 коммерческих банков, страховые компании,
инвестиционные институты.
Мировой, и
отечественный опыт эффективного управления
деятельностью отдельных субъектов
хозяйствования, входящих или не входящих в корпорации, свидетельствует
об объективной необходимости сосредоточения
их деятельности на взаимодействии с корпоративными
управленческими структурами, а применительно
к государственным или муниципальным
предприятиям - с государственными органами
регулирования экономики.
Важная роль в направлениях их работы
принадлежит выработке самостоятельной
стратегии хозяйствования, реализации
функций внутрифирменного управления.
Рассматривая актуальные
задачи государственного управления экономикой,
нельзя не сказать о таком важном и перспективном
направлении, каким является расширение
масштабов и повышение роли информационных
технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.
Борьба российских предприятий
за выживание, трудности переходного периода
отодвинули на второй план создание эффективных
коммуникаций в управлении. Вместе с тем
можно утверждать, что глубокие экономические
реформы и институциональные изменения
нуждаются в использовании в широких масштабах
глобальных компьютерных сетей. Низкий
технический уровень системы информационного
обеспечения выдвигает задачу модернизации
средств связи и телекоммуникаций, насыщения
экономики компьютерным оборудованием.
Предстоит разработать законодательную
базу, надежную систему стимулов, гарантий,
реальной экономической заинтересованности
и юридической ответственности за решение
этих задач.
Область властно-административных
и экономических функций государства
затрагивает интересы десятков и
сотен миллионов людей. На основе
опыта развитых стран, многосторонних
научных исследований в сфере
управления выработана взаимосвязанная
система звеньев регулирования и управления
экономическим развитием. Особое значение
такая система звеньев и присущих им функций
имеет для России, прошедшей в последние
годы беспрецедентный в истории путь разрушения
своей промышленности, уничтожения производственного
и научно-технического потенциала.
Речь идет об органах государственного
регулирования промышленной деятельности
федерального и регионального уровней,
наделенных соответствующими функциями.
На разных этапах переходного периода
они могут принимать различные формы и
призваны обеспечивать выработку законодательных
основ и нормативных правил промышленной
деятельности и строгий контроль за их
соблюдением. Ключевое их назначение -
формирование стратегии (приоритетов
и ключевых задач) промышленной политики
и влияние на создание соответствующих
структур как государственных, так и коммерческих.
К этому надо добавить разработку и реализацию
соответствующих государственных программ,
прогнозирование развития индустриальных
отраслей, ограничение монополизма и стимулирование
конкуренции. В задачу данных органов
входит также поддержка приоритетных
направлений развития промышленного комплекса,
использование налоговых, ценовых, дотационных
рычагов для поддержки структурных изменений
и развития научно-технического потенциала
[4].
Главные задачи, периода переходной
экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся
после вступления общества в переходную
экономику.
2. Формирование рыночных отношений
и рыночной инфраструктуры.
3. Реформирование отношений собственности
как основы экономической системы.
4. Создание условий экономической свободы
для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной
защиты и социальных гарантий, ограждающих
население от тяжелых последствий реформирования
экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической
стране, ставшей на путь перехода к рыночной
экономике, существуют свои концепции
и программы решения главных задач переходной
экономики, формирования рыночных отношений.
Важнейшую роль в переходной экономике
играют такие первоочередные мероприятия,
как широкомасштабная либерализация
и последовательная стабилизация. Либерализация
предполагает свободное ценообразование
и прекращение контроля со стороны
государства в торговле. Она способствует
ценообразованию, соответствующему реальному
соотношению спроса и предложения, дающему
сигнальную информацию производителю
о потребности в тех или иных товарах.
Но, несмотря на все издержки, либерализация
позволяет разорвать жесткие административные
связи между государством и предприятиями,
сократить субсидии, создав тем самым
условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация
народного хозяйства означает сокращение
инфляции и дефицита государственного
бюджета, прекращение льготного кредитования
и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация
включает преодоление диспропорций в
народном хозяйстве и внешнеэкономической
сфере. При всем разнообразии способов
она обычно включает в себя такие меры,
как контроль над денежной массой и ее
регулирование, введение внутренней конвертируемости
валют, регулирование учетной ставки валютного
курса и другие, жесткие монетаристские
методы. Однако в тех странах, где наблюдается
высокая социальная и политическая нестабильность,
проведение подобной политики значительно
усиливает социальную напряженность и
даже чревато социальным взрывом. В таких
условиях более результативными являются
мягкие методы финансового регулирования. После
завершения макроэкономической стабилизации
и либерализации первоочередными проблемами
становятся вопросы, связанные с созданием
рыночных институтов, бюджетно-налоговой
политики [5].
Теория переходной экономики.