Переходная экономика современной России: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

В переходной экономике необходим сложный баланс экономической политики, исключающий как бесперспективный возврат к методам тоталитарной экономики, так и практический уход государства с экономической арены в надежде, что сам рынок решит все проблемы.
На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному происходит автоматически, стихийно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Переходная экономика……………………………………………………………5
Переходная экономика России…………………………………………………...7
Главные задачи, периода переходной экономики……………………………..15
Теория переходной экономики…………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………….22
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по истории эконом. наук.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Целью преобразований при  переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Основная трудность  переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты  в широком смысле представляют собой  правила экономического поведения  и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак  переходной экономики - институциональная  неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка.  
 Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования - коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и других систем.  
 Основная особенность экономики в переходный период - инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется  в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует  сравнительно большого срока. Не может  быстро измениться сложившаяся социально-экономическая  структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.   
 Ещё одна особенность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Эта особенность подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций [3].

 
Проблемы государственного регулирования переходной экономики  в России на современном этапе.

  На современном этапе в России требуются чрезвычайные и вместе с тем системные стратегические меры для вывода страны из глубокого управленческого кризиса, поразившего практически все звенья и уровни руководства хозяйством. Речь идет о реорганизации первичного звена экономики - хозяйствующих субъектов и о радикальном усилении регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти, о беспрепятственном прохождении управленческих импульсов и надежной обратной связи по всей управленческой вертикали.

  Государство в крупных масштабах «сбросило» с себя выполнение действительно несвойственных ему хозяйственных функций, но при этом произошло ослабление управляемости оставшимися в его собственности предприятиями. Основные причины потери управляемости государственным сектором экономики носят институциональный характер и связаны с тем, что:

- дезорганизованы системы  заказов и закупок продукции,  работ и услуг для государственных  нужд;

- не налажена система  государственных контрактов;

- отсутствует нормативная  база, определяющая требования к управлению государственными предприятиями;

- не выработаны учредительные  документы унитарных предприятий,  в которых должны быть учтены  отраслевые и региональные особенности,  а также интересы экономической  безопасности страны;

- отсутствуют нормативно-правовые рамки поведения представителей государства при регулировании таких процессов, как распределение прибыли предприятий с государственным участием, обеспечение федеральных гарантий для получения внебюджетных кредитов и инвестиций;

- раздроблены функции  управления и распоряжения государственным имуществом между многочисленными федеральными органами исполнительной власти;

- отсутствует целостная  система подготовки управляющих  государственными пакетами акций.

  Создание системы государственного предпринимательства, соответствующей реалиям переходного периода, - непростая, но вместе с тем неотложная задача, требующая ответственных решений. Очень важно при этом разработать правовые нормы, дающие основу для рационального сочетания административных и экономических методов регулирования деятельности государственных предприятий. Речь идет о необходимости принятия законодательных актов: закона о собственности, закона о разграничении форм собственности между федеральным, региональными и муниципальными уровнями, новых положений об органах исполнительной власти, закона о порядке заключения договоров и соглашений между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

  Но все это внешние условия по отношению к субъектам хозяйствования, являющимся как государственными, так и управляемыми с участием представителей государства в акционерных обществах. Именно здесь, на уровне субъектов хозяйствования, проявляются все негативные последствия плохо налаженной, неупорядоченной, малоэффективной системы управления.

Интересы дела требуют существенного повышения  роли государства-собственника в управлении акционерными обществами. В частности, голосование государственным пакетом  акций на собрании акционеров должен осуществлять представитель (или коллективный представитель) государства, а не руководитель исполнительного органа - генеральный директор. В отдельных случаях, когда закрепленные в государственной собственности пакеты акций передаются в доверительное управление или залог, допустимо, что государственным пакетом акций голосуют уполномоченные предпринимательские структуры.

  Важно соблюдать условие, при котором государственные служащие, представляющие интересы государства на собрании акционеров и в совете директоров, являются разными лицами. Исключения возможны, например, при назначении коллективного акционера из сотрудников разных ведомств.

Необходимо  структуры аппаратов управления акционерных обществ привести в  соответствие с рыночными условиями. Особое значение приобретают подразделения, отвечающие за разработку стратегии поведения на рынке, управление финансами, маркетинг, работу с кадрами.

  Малое предпринимательство все больше и больше занимает свою нишу в российской экономике. Однако в стране, где предельно высока концентрация производства, где почти 90% промышленного потенциала (оборудования, ресурсов сырья и специалистов) сосредоточено на предприятиях с численностью занятых свыше 10 тыс. человек, только малый бизнес не в состоянии обеспечить быстрые перемены во всех сегментах производственного сектора. В решении сложнейшей задачи реструктуризации крупных производств необходимо отказаться от примитивизма и упрощенчества.

Мировой опыт свидетельствует, что концерны, холдинги, конгломераты и консорциумы, финансово-промышленные группы, включающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, а также многие структуры ассоциативного типа, базирующиеся на внутренних договорных отношениях, можно назвать своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран, да и мирового хозяйства в целом.

В России такие  структуры пока еще не стали основой  расширенного воспроизводства. Однако в последнее время резко возросла мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Серьезные намерения их участников связаны с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов.

  В состав действующих в настоящее время в России финансово-промышленных групп на добровольной основе вошли 860 предприятий и организаций, в том числе 115 финансово-кредитных учреждений, включая 66 коммерческих банков, страховые компании, инвестиционные институты.

Мировой, и  отечественный опыт эффективного управления деятельностью отдельных субъектов  хозяйствования, входящих или не входящих в корпорации, свидетельствует об объективной необходимости сосредоточения их деятельности на взаимодействии с корпоративными управленческими структурами, а применительно к государственным или муниципальным предприятиям - с государственными органами регулирования экономики.      Важная роль в направлениях их работы принадлежит выработке самостоятельной стратегии хозяйствования, реализации функций внутрифирменного управления.

  Рассматривая актуальные задачи государственного управления экономикой, нельзя не сказать о таком важном и перспективном направлении, каким является расширение масштабов и повышение роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.

  Борьба российских предприятий за выживание, трудности переходного периода отодвинули на второй план создание эффективных коммуникаций в управлении. Вместе с тем можно утверждать, что глубокие экономические реформы и институциональные изменения нуждаются в использовании в широких масштабах глобальных компьютерных сетей. Низкий технический уровень системы информационного обеспечения выдвигает задачу модернизации средств связи и телекоммуникаций, насыщения экономики компьютерным оборудованием. Предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов, гарантий, реальной экономической заинтересованности и юридической ответственности за решение этих задач.

Область властно-административных и экономических функций государства  затрагивает интересы десятков и  сотен миллионов людей. На основе опыта развитых стран, многосторонних научных исследований в сфере управления выработана взаимосвязанная система звеньев регулирования и управления экономическим развитием. Особое значение такая система звеньев и присущих им функций имеет для России, прошедшей в последние годы беспрецедентный в истории путь разрушения своей промышленности, уничтожения производственного и научно-технического потенциала.

  Речь идет об органах государственного регулирования промышленной деятельности федерального и регионального уровней, наделенных соответствующими функциями. На разных этапах переходного периода они могут принимать различные формы и призваны обеспечивать выработку законодательных основ и нормативных правил промышленной деятельности и строгий контроль за их соблюдением. Ключевое их назначение - формирование стратегии (приоритетов и ключевых задач) промышленной политики и влияние на создание соответствующих структур как государственных, так и коммерческих. К этому надо добавить разработку и реализацию соответствующих государственных программ, прогнозирование развития индустриальных отраслей, ограничение монополизма и стимулирование конкуренции. В задачу данных органов входит также поддержка приоритетных направлений развития промышленного комплекса, использование налоговых, ценовых, дотационных рычагов для поддержки структурных изменений и развития научно-технического потенциала [4].

 
  Главные задачи, периода переходной экономики: 
 
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.  
3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.  
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.  
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.  
 
 Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений.
Важнейшую роль в переходной экономике  играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация  и последовательная стабилизация. Либерализация  предполагает свободное ценообразование  и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования. После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики [5].

 

Теория переходной экономики.

Информация о работе Переходная экономика современной России: теория и практика