Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:07, реферат
В переходной экономике необходим сложный баланс экономической политики, исключающий как бесперспективный возврат к методам тоталитарной экономики, так и практический уход государства с экономической арены в надежде, что сам рынок решит все проблемы.
На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному происходит автоматически, стихийно.
Введение…………………………………………………………………………...3
Переходная экономика……………………………………………………………5
Переходная экономика России…………………………………………………...7
Главные задачи, периода переходной экономики……………………………..15
Теория переходной экономики…………………………………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………….22
Список литературы ………………………………………………………………
В XX в. на протяжении нескольких
десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде
стран Восточной Европы и Азии существовала
командно-административная система хозяйствования.
Эта экономическая система была основана
на социалистической доктрине, предполагающей,
во-первых, искоренение неравенства, во-вторых,
— сознательное регулирование жизни общества
и каждого человека в отдельности со стороны
неких верховных органов общества.
Командно-административная система —
это такая форма организации экономической
деятельности, при которой материальные
ресурсы находятся в государственной
собственности, а координация хозяйственной
жизни происходит путем централизованного
директивного планирования. Управление
обществом осуществляется в основном
административными методами. До предприятий
из единого центра доводят планы работ,
выполнение их жестко контролируется.
Господствует уравнительное, внеэкономическое
распределение материальных благ.
Командно-административной
системе присущи следующие
- тотальное огосударствление народного
хозяйства, означающее, что только государство
является собственником материальных
ресурсов, и только оно может принимать
экономические решения. Огосударствление
хозяйственной жизни ведет к сверхмонополизации
и деформированности структуры экономики,
затратному ее характеру, к "ничейной"
собственности, отделению работника от
условий и результатов производства;
- отсутствие реальной системы товарных
отношений: развитой системы банков, рынка
труда, формальное действие основных категорий
рынка, отсутствие ценовых индикаторов
и т. д.;
- социальное иждивенчество
— когда многие предприятия
и члены общества, по сути дела,
существуют посредством
- всеобщий дефицит товаров и услуг, их
повсеместное рационирование;
-подавленная инфляция и скрытая безработица;
- закрытость экономики по отношению к
западным странам.
Указанные черты привели
к тому, что в странах с командной
экономикой со временем стали все
больше проявляться и нарастать
отрицательные ее последствия: снижение эффективности производства; преобладание
экстенсивного типа развития; невосприимчивость
экономики к достижениям научно-технического
прогресса; диспропорциональность развития
народного хозяйства; уравнительное распределение
благ в сочетании с привилегиями для отдельных
групп; подрыв трудовой мотивации работников
и др. В частности, советская экономика
к середине 80-х гг. столкнулась с полным
исчерпанием возможностей наращивания
производства за счет дополнительного
вовлечения природных, трудовых и иных
ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступает
системный кризис и, по сути дела, происходит
крах советской экономики.
Нельзя не признать также и тот факт, что
крах советской модели социализма явился
во многом следствием борьбы социалистической
и капиталистической систем на политической
арене. В конечном итоге назрела необходимость
глубоких реформ, перехода к современной
рыночной системе.
Переходная экономика — особое состояние
в эволюции экономики, когда она функционирует
в период перехода от одной экономической
системы к другой. Здесь происходят изменения
не внутри устоявшейся системы, а переход
от одной системы организации хозяйства
к другой.
Особенности переходной экономики проявляются,
прежде всего, в глобальности происходящих
изменений. Изменениям подвержено все:
отношения собственности, способ распределения
ресурсов, мотивация, цели и средства экономического
развития, ценностные ориентации населении,
экономические и социальные институты.
Экономическая структура переходной экономики
характеризуется сегментарностью, то
есть взаимным переплетением и взаимным
влиянием разных сегментов. В одних доминируют
элементы исходного уровня — плановой
системы, в других — конечной стадии —
рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз
элементов двух систем.Экономические
процессы изменяются в направлении усиления
рыночных и ослабления административно-командных
элементов системы. Поэтому характерной
чертой переходного периода, являются
изменчивость и неустойчивость. Они настолько
нарушают устойчивость системы, ослабляют
ее, что в конечном итоге она уступает
место другой экономической системе.
Ряд изменений переходного периода для
всех стран носит неизбежный характер
и выступает как закономерности. Назовем
основные из них.
Либерализация экономических отношений
— отмена государственной монополии на
хозяйственную деятельность, переход
к конкурентным рыночным отношениям, формирование
цен в основном в соответствии со спросом
и предложением, образование рынков факторов
производства, раскрепощение предпринимательства,
создание равных возможностей для деловой
активности экономических субъектов.
Институциональные преобразования
— принятие адекватного рыночным
условиям хозяйственного законодательства,
изменяющего отношения
Структурные преобразования
— устранение диспропорций в отраслевой
структуре народного хозяйства, развитие производства
продукции, пользующейся спросом на внутреннем
и внешнем рынках.
Макроэкономическая стабилизация — сдерживание
инфляции; поддержание высокого уровня
занятости; сохранение высоких темпов
роста (не менее 5—7 % в год); гарантирование
справедливого распределения доходов
и собственности; создание необходимой
инфраструктуры; формирование уравновешенного
платежного баланса при соответствующем
балансе текущих платежей; достижение
сбалансированности государственного
бюджета и т. д.
Формирование соответствующей рыночному
хозяйству системы социального обеспечения
населения — переход от уравнительного
распределения к адресной социальной
поддержке нуждающихся членов общества;
одновременно освобождение предприятий
от выполнения широких социальных функций.
Общие для Переходной
экономики закономерности по-разному
проявляются в различных
В конечном итоге в переходной экономике
должны быть созданы такие экономические
отношения и механизмы, которые ориентировали
бы все хозяйственные субъекты не столько
на наращивание объемов производства,
сколько на повышения уровня качества
жизни населения.
За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.
В наиболее обобщенном виде этот процесс нацелен:
а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности
на основе формирования конкурентной
среды и структурной перестройки экономики;
б) на создание эффективной правовой системы
(прежде всего в сфере обеспечения экономической
свободы и защиты предпринимательской
деятельности);
в) на формирование открытой экономики.
Конкурентная среда способствует укреплению
конкурентоспособности.
Формирование эффективной рыночной экономики
предполагает ее структурную перестройку.
Она представляет собой совокупность
мер, направленных на перераспределение
ресурсного потенциала для развития и
качественного обновления экономического
роста. Преобразовательные процессы призваны
воздействовать одновременно на несколько
уровней экономики: отраслевую, региональную,
технологическую, организационно-управленческую,
социальную. Конечная цель структурной
перестройки экономики — достижение оптимальной
структуры, соответствующей общественным
потребностям.
Мировой опыт успешных структурных
изменений в экономике
Структурная перестройка особенно необходима
России. Пока что в стране преобладают
сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей
перспективе возможности роста будут
ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей
материально-технической базы промышленности
и низкого уровня инвестиций. Не случайно
в настоящее время в России в среднем по
отраслям совокупная производительность
составляет 25 % по сравнению с западными
компаниями, Энергоемкость производства
в 4 раза выше. Срок службы оборудования
в 2,5 раза превышает нормативы, более двух
третей основных фондов устарело.
Структурные преобразования
в современной экономике России
требуют создания правовой основы,
ориентированной на эффективную
деятельность хозяйствующих субъектов.
В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном
регулировании. Юридически недостаточно
проработано множество законодательных
актов, поэтому они часто противоречат
друг другу. Среди основных направлений
совершенствования правового обеспечения
хозяйствующих субъектов на современном
этапе следует выделить: обеспечение единого
правового поля; развитие системы правовых
норм; создание надежных механизмов реализации
законов.
Формирование открытой экономики, вхождение
ее в мировое хозяйство требует как от
отказа от крайнего протекционизма, так
и эффективной поддержки отечественных
отраслей и производств на всех уровнях
хозяйствования. Открытость экономики
постоянно должна соизмеряться и с интересами
отечественных товаропроизводителей.
Это становится одной из важнейших функций современного российского государства [6].
Информация о работе Переходная экономика современной России: теория и практика