Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:30, реферат
После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.
ВВЕДЕНИЕ.
После распада Советского Союза
административно-командная
Каковы же основные проблемы, которые
должны быть решены в переходной период?
Это – приватизация, макроэкономическая
стабилизация, поощрение предпринимательства,
либерализация
Рыночное хозяйство
1. Развитие реального рынка
товаров и услуг, причём как
производственного, так и
2. Формирование финансового рынка. Здесь речь идёт о незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Обладатели ценных бумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьёзно снижает и социальную напряжённость в обществе;
3. Создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон (рабочего и руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением – вещь довольно болезненная.
Рыночная экономика – это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведёт к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов.[6, с. 535 – 536]
Приватизация – коренной
вопрос перехода от административно-командной
системы к рынку. Она означает
движение к тому, чтобы ведущие
позиции в экономике занял
частный сектор: индивидуальное предпринимательство,
акционерные общества, совместные предприятия.
От того, как она будет проведена,
зависит и социальный мир, и то,
как заработают рыночные стимулы. Приватизация
позволит восстановить равноправие
и неприкосновенность всех форм собственности:
государственной, коллективной, частной
и интеллектуальной. Только возвратив
человеку собственность, можно рассчитывать
на появление заинтересованного
и ответственного производителя
конкурентоспособной продукции. Основной
причиной приватизации послужило вызванное
бюджетными кризисами осознание
того, что государственные
Макроэкономическая
1.Макроэкономическая
2.Либерализация цен, то
есть их формирование на
3.Частная собственность,
в том числе и в сельском
хозяйстве, гарантированная
4.Приватизация
5.Становление экономики
открытого типа, включая свободные
торговые отношения,
6.Ограничение прямого
государственного
Успешное завершение экономических реформ потребует полного пересмотра традиционной роли государства в экономике.
Глава 1. Сущность государственного
регулирования экономики
1.1.Необходимость
Но почему же проблемой перехода от административно-командной системы к рынку должно заниматься государство? Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев процесс перехода к современному цивилизованному рынку западных стран к современному цивилизованному рынку.
Классики экономической теории
1. Рост доходов на оборону
и военно-космические
2. Рост народонаселения;
3. Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;
4. Решение социальных проблем:
безработицы, медицинской
Таким образом, вмешательство
государства в экономику
В 70 – 80-х годах ХХ в. усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свёртывание государственного вмешательства. Во всех западных странах сейчас действует не чисто рыночная экономика, а смешанная экономика. [5]
Однако если государство, даже руководствуясь благими намерениями, переступает допустимые пределы вмешательства государства в рыночный механизм, то происходит деформация последнего. Поэтому существуют строго определённые методы осуществления государственного регулирования экономики. Наиболее главными из них являются:
1.
2.
3.
Мировой опыт свидетельствует,
что прямое вмешательство государства
в экономику с целью
Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. [3, с.12 – 21]
Именно оттого, что рыночный
механизм не способен наиболее полно
удовлетворять потребности
Современные экономические
школы несколько иначе
Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование совокупного спроса, чтобы он соответствовал совокупному предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путём «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учётной ставки процента.
Противники Кейнсианской школы – сторонники
неоклассической теории – исходят из
постулата о тенденции капиталистической
экономики к равновесию, устойчивости
и стабильности. Они утверждают, что рынок
и конкуренция, гибкость цен – лучшие
механизмы установления экономического
равновесия. Монетаристы
Сторонники неолиберальных
Переход от административно-командной
экономики к планомерно-
Планирование экономики
В таких условиях государство не будет заниматься опекой предприятий – оно будет вмешиваться в дела там, где нарушаются законы, и будет регулировать весь процесс экономического и социального развития с помощью нормативов, штрафных санкций, создания заинтересованности, влияния на экономические интересы товаропроизводителей и т.д.
На развитие экономики Украины
отрицательно сказывается нерешённость
В этих условиях демонтаж колхозно-совхозной
системы следует не ускорять, а, наоборот,
всецело сдерживать, пока не возникнут
ассоциации кооператоров, арендаторов,
фермеров, которые добровольно создадут
новые структуры – более
На переходном этапе к
планомерно-рыночной экономике первоочередным
заданием является передача предприятий
перерабатывающей и пищевой промышленности
в коллективную собственность. Этот
процесс уже начался, однако он тормозится
из-за отсутствия у рабочих достаточных
денежных накоплений, малогабаритной
производительности и обслуживающей
материально-технической базы. Кроме
того, в процессе акционирования, создания
акционерных обществ, в том числе
открытого типа, необходима экономическая
поддержка государством предприятий,
поскольку у них низкий уровень
первоначального накопления капитала,
предпринимательской
1.2. Законодательно-нормативная
база государственного
Но для перестройки экономики на капиталистический способ производства необходима, прежде всего, законодательная база, или правовое поле. В 1991 г. было положено начало создания такого поля принятием законов «О предпринимательстве» и «О собственности». Эти законы, принятые Верховным Советом УССР, с изменениями и дополнениями, действуют, и по сей день.
Закон Украины «О предпринимательстве».
Настоящий закон определяет общие
правовые, экономические и социальные
начала осуществления
Статья 2 (выдержка). Субъекты
предпринимательской
Субъектами
ü
ü
Закон Украины «О собственности». Этот закон устанавливает 4 основных вида собственности: государственную, коллективную, частную и интеллектуальную.
Статья 3. Субъекты права собственности.