Переходная экономика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 63.40 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

После распада Советского Союза  административно-командная система  к 1992г. оставила в наследство тотальное  огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.

Каковы же основные проблемы, которые  должны быть решены в переходной период? Это – приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических  связей и социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.

Рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи  с этим важнейшими целями в переходный период являются:

1. Развитие реального рынка  товаров и услуг, причём как  производственного, так и непроизводственного  назначения, со свободным ценообразованием, когда подавляющая масса продукции  производится в частном секторе;

2. Формирование финансового  рынка. Здесь речь идёт о  незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Обладатели ценных бумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьёзно снижает и социальную напряжённость в обществе;

3.  Создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон (рабочего и руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением – вещь довольно болезненная.

Рыночная экономика –  это экономика, в которой взаимодействуют  рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике  отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведёт к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов.[6, с. 535 – 536]

Приватизация – коренной вопрос перехода от административно-командной  системы к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие  позиции в экономике занял  частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие  и неприкосновенность всех форм собственности: государственной, коллективной, частной  и интеллектуальной. Только возвратив  человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного  и ответственного производителя  конкурентоспособной продукции. Основной причиной приватизации послужило вызванное  бюджетными кризисами осознание  того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками  национального богатства. Главная  задача приватизации – обеспечить критическую массу институциональных  изменений, когда в частном секторе  экономики сосредоточится подавляющая  часть производства товаров и  услуг.

Макроэкономическая стабилизация сформулирована в шести классических принципах:

1.Макроэкономическая стабилизация, означающая минимизацию дефицита  государственного бюджета, прекращение  избыточной денежной эмиссии  и льготного кредитования;

2.Либерализация цен, то  есть их формирование на основе  спроса и предложения;

3.Частная собственность,  в том числе и в сельском  хозяйстве, гарантированная законом,  защищающим права собственника  и обеспечивающим надёжность  выполнения хозяйственных договоров;

4.Приватизация государственных  предприятий, включая легализацию  права частных лиц на создание  новых предприятий, продажу большей  части гос. собственности и демонополизацию производства в различных отраслях;

5.Становление экономики  открытого типа, включая свободные  торговые отношения, надлежащую  защиту иностранных инвестиций  и предоставление возможности  для репатриации прибылей;

6.Ограничение прямого  государственного вмешательства  в экономику.[6, с. 536 – 538]

Успешное завершение экономических  реформ потребует полного пересмотра традиционной роли государства в  экономике.

 

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики Украины.

1.1.Необходимость государственного  регулирования экономики в Украине

Но почему же проблемой перехода от административно-командной системы к рынку должно заниматься государство? Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев процесс перехода к современному цивилизованному рынку западных стран к современному цивилизованному рынку.

Классики экономической теории А.Смит и Д.Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако кризис капиталистической экономики 1929 – 1933 г.г. доказал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. А  в 1946 г. Дж. М. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного в руках государства. Почему же растёт государственный сектор? Главными причинами являются:

1. Рост доходов на оборону  и военно-космические исследования;

2. Рост народонаселения;

3. Решение проблем окружающей  среды и инфраструктуры;

4. Решение социальных проблем:  безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного  обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики.

В 70 – 80-х годах ХХ в. усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности  государственного сектора. Однако это  не означает, что происходит полное свёртывание государственного вмешательства. Во всех западных странах сейчас действует  не чисто рыночная экономика, а смешанная  экономика. [5]

Однако если государство, даже руководствуясь благими намерениями, переступает допустимые пределы  вмешательства государства в  рыночный механизм, то происходит деформация последнего. Поэтому существуют строго определённые методы осуществления  государственного регулирования экономики. Наиболее главными из них являются:

1.         

2.         

3.         

Мировой опыт свидетельствует, что прямое вмешательство государства  в экономику с целью преодоления  глубокого кризиса имело место  во многих странах мира («Новый курс»  Рузвельта в 1933 – 1934 г.г.). Однако цель такого вмешательства (за исключением  государственного регулирования военной  экономики) состояла в том, чтобы  восстановить условия для нормального  функционирования рыночной экономики. В украинском случае речь идёт о  совершенно иной цели, а поэтому  переход к «мобилизационной модели»  экономики задавит слабые зачатки  рынка.

Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. [3, с.12 – 21]

Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно  удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.

Современные экономические  школы несколько иначе рассматривают  вопрос о месте и роли государства  в экономике.

Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование совокупного спроса, чтобы он соответствовал совокупному предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путём «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учётной ставки процента.

Противники Кейнсианской школы – сторонники неоклассической теории – исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен – лучшие механизмы установления экономического равновесия. Монетаристы подчёркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство – это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги. [11, с.147 – 148]

Переход от административно-командной  экономики к планомерно-рыночной системе должен осуществляться эволюционным путём и в плановом порядке. Самый  короткий путь реализации этой цели – это постепенный переход от директивного к рекомендационному планированию экономики нашей страны. В Украине, как и в других странах бывшего СССР, после отделения поспешили дискредитировать директивное планирование экономики и управления. Это, в свою очередь, привело к демонтированию старой административно-командной системы управления и планирования народного хозяйства, что в условиях отсутствия другого хозяйственного механизма привело экономику государства не к регулированному рынку, а, скорее, к стихийному. Хаос в рыночных отношениях усугубил кризисную ситуацию. В таких условиях разгосударствление и приватизация воспринимаются не как свобода товаропроизводителя, а как вседозволенность, которой сегодня нет ни в одной стране цивилизованного мира. Такая свобода характерна для стран «третьего мира», где каждый товаропроизводитель работает на свой риск, где экономика не регулируется государственными органами, и, тем более, не планируется. Именно такая свобода нашего товаропроизводителя привела к тому, что он, пользуясь отсутствием конкуренции, перестал учитывать интересы общества. Отсюда возник парадокс: рост зарплаты товаропроизводителей при снижении производства и производительности труда за счёт необоснованного завышения цен, что приводит к усилению дифференциации в доходах населения.

Планирование экономики Украины, то есть планирование на макроуровне, должно сводиться к планированию основных пропорций между сферами и крупными отраслями народного хозяйства, основ НТП, к планированию обороны и т.д. Остальное должно планироваться на местах в границах областей, отдельных регионов, исходя из их экономических интересов.

В таких условиях государство  не будет заниматься опекой предприятий  – оно будет вмешиваться в  дела там, где нарушаются законы, и  будет регулировать весь процесс  экономического и социального развития с помощью нормативов, штрафных санкций, создания заинтересованности, влияния  на экономические интересы товаропроизводителей и т.д.

На развитие экономики Украины  отрицательно сказывается нерешённость проблем приватизации земли и других средств производства. Сложными остаются процессы создания фермерских хозяйств в малоземельных регионах (западные области Украины), раздел земли, выделение паёв, акций с учётом трудового взноса каждого в формирование общественного имущества. Для ускорения этого процесса, наряду с государственной поддержкой предпринимательства существенная помощь может быть оказана фондами содействия, крупными предприятиями, в том числе заграничными фирмами и др. Государственное регулирование цен должно обеспечить гарантированную оплату за сельскохозяйственную продукцию, что реализуется в форме госзаказов, с помощью системы индексов закупочных цен и оптовых цен на промышленную продукцию, а также тарифов на услуги для получения эквивалентного обмена. Кроме этого, правительство Украины должно создать действующую систему государственных дотаций на производство сельскохозяйственной продукции.

В этих условиях демонтаж колхозно-совхозной  системы следует не ускорять, а, наоборот, всецело сдерживать, пока не возникнут  ассоциации кооператоров, арендаторов, фермеров, которые добровольно создадут новые структуры – более стабильные и мобильные, чем старые. Плановое регулирование экономики Украины  при постепенной трансформации  экономической системы будет  осуществляться на основе экономических  стимуляторов, которые ориентируют  предприятия на выполнение плана, на основе предоставления предприятиям определённой свободы действий. Одновременно предприятиям следует рассчитывать в основном на свои ресурсы; бюджетные ограничения  должны иметь жестокий характер. При  таких условиях ресурсы будут  использоваться намного эффективнее, чем при директивном планировании.

На переходном этапе к  планомерно-рыночной экономике первоочередным заданием является передача предприятий  перерабатывающей и пищевой промышленности в коллективную собственность. Этот процесс уже начался, однако он тормозится из-за отсутствия у рабочих достаточных  денежных накоплений, малогабаритной производительности и обслуживающей  материально-технической базы. Кроме  того, в процессе акционирования, создания акционерных обществ, в том числе  открытого типа, необходима экономическая  поддержка государством предприятий, поскольку у них низкий уровень  первоначального накопления капитала, предпринимательской активности, инициативы и т.д.[10, с.570 – 574]

1.2. Законодательно-нормативная  база государственного регулирования

Но для перестройки экономики  на капиталистический способ производства необходима, прежде всего, законодательная  база, или правовое поле. В 1991 г. было положено начало создания такого поля принятием законов «О предпринимательстве» и «О собственности». Эти законы, принятые Верховным Советом УССР, с изменениями и дополнениями, действуют,  и по сей день.

Закон Украины «О предпринимательстве». Настоящий закон определяет общие  правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской  деятельности гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает  гарантии свободы предпринимательства  и его государственной поддержки.

Статья 2 (выдержка). Субъекты предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской  деятельности (предпринимателями) могут  быть:

ü

ü

Закон Украины «О собственности». Этот закон устанавливает 4 основных  вида собственности: государственную, коллективную, частную и интеллектуальную.

Статья 3. Субъекты права собственности.

Информация о работе Переходная экономика Украины