Переходная экономика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 63.40 Кб (Скачать файл)

1.Субъектами права собственности  в Украине признаются: народ Украины,  граждане, юридические лица и  государство.

Субъектами права собственности  в Украине в соответствии с  настоящим законом могут быть также другие государства, их юридические  лица, совместные предприятия, международные  организации, граждане других государств и лица без гражданства.

2.Имущество может принадлежать  на праве общей (долевой или  совместной) собственности гражданам,  юридическим лицам и государствам.

3.Допускается объединение  имущества, являющегося собственностью  граждан, юридических лиц и  государства, и создание на  этой основе смешанных форм  собственности, в том числе  собственности совместных предприятий  с участием юридических лиц  и граждан других государств.

4.Граждане, юридические лица  и Украинское государство могут  иметь в собственности имущество,  расположенное на территории  других государств.

Статья 41. Объекты права  интеллектуальной собственности.

Объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы, рационализаторские предложения, результаты научно-исследовательских  работ и другие результаты интеллектуального  труда.

Однако до сих пор не приняты Земельный Кодекс и Налоговый Кодекс, что существенно осложняет переход к цивилизованным рыночным отношениям.

Таким образом, правовое поле в области предпринимательства  несовершенно и требует существенной доработки. При существующей ныне нормативно-правовой базе рано говорить о цивилизованном рынке.[12, с.5 – 36]

1.3. Особенности и специфика  государственного регулирования  в экономике Украины

Украина может сохранить рыночную направленность своей экономики  при следующих обязательных условиях. Во-первых, если будет безотлагательно  снижена социальная цена рыночных реформ, что позволит обеспечить поддержку  реформационного курса широкими массами, которые сегодня не только разочарованы в рыночных реформах, но и активно выступают против них, связывая своё обнищание с «переходом к рынку». Для такого снижения его  социальной цены есть реальные возможности. По словам Л. Кравчука, в Украине  насчитывается 150 000 человек, годовой  доход которых превышает 1 млн. грн. Правительство должно на легитимной основе заставить представителей новой буржуазии поделиться с государством той частью дохода, которая идёт на удовлетворение их личных потребностей. Это позволит регулярно выплачивать зарплату бюджетникам и существенно повысить пособия незащищённым слоям населения.

Во-вторых, если будут использованы незадействованные (или недостаточно задействованные) внутренние источники  экономического роста, не требующие  дополнительных бюджетных расходов: ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, переориентация денежных потоков  из финансово-банковского сектора  в реальный (производственный) сектор и широкое привлечение ипотечных  кредитов.

В-третьих, если, наконец, будут  созданы благоприятные условия  для притока масштабных прямых инвестиций из-за рубежа.

Разумеется, финансовый кризис обуславливает  необходимость осуществления ряда срочных административных мер антикризисногохарактера. Речь идёт о разумном ограничении вывоза валюты, о взятии под полный государственный контроль производства алкогольных напитков и оптовой торговли ими, и т.п. Вместе с тем перед Украинским государством стоит ряд острых проблем средне- и долгосрочного характера по регулированию переходных процессов, по созданию такого вектора экономического развития, который в перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося, нецивилизованного рынка к «социальному рыночному хозяйству», то есть к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, успешно функционирующей в развитых странах Запада и Востока. Главная из этих проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело к глубокой социальной дифференциации населения: появилась прослойка очень богатых людей («новые русские», «новые украинцы» или, одним словом, нувориши) и, соответственно, очень бедных. Поэтому процесс первоначального накопления капиталов остро нуждается в государственном регулировании, что позволит придать ему более цивилизованный характер. В чём же заключается государственное регулирование первоначального накопления капиталов?

Во-первых, государство должно оптимизировать налоговую систему. Налоги с юридических лиц не должны подрывать заинтересованность предпринимателей в росте прибылей. Также целесообразно  дифференцировать налог на прибыли  и НДС в зависимости от профиля  хозяйственной деятельности предпринимателей: щадящие налоги с производителей материальных благ и услуг должны сочетаться с высокими налогами со спекулянтов-перекупщиков. Налоги с  физических лиц должны не только пополнять  доходы бюджета, но и способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с физических лиц  должны взиматься по прогрессивной  шкале, резко увеличиваясь по мере роста  их доходов. Наконец, не следует ограничиваться введением деклараций о доходах, необходима ещё и суровая уголовная  ответственность за сокрытие доходов  в крупных масштабах, как принято  в странах с развитой рыночной экономикой.

Во-вторых, государство должно в законодательном порядке установить долю доходов предпринимателей, которая  может использоваться на личные нужды (покупку недвижимости в стране и  за рубежом, престижных автомобилей  и других предметов роскоши) с  тем, чтобы подавляющая их часть  вкладывалась в производство, то есть шла на расширение и модернизацию предприятий. В этом случае с каждого  предпринимателя целесообразно  требовать и декларацию о расходах, тщательно контролируя их соответствие реальности.

В-третьих, государству следует  путём специальных правовых норм ограничить торговую накидку и свести к минимуму количество посредников-перекупщиков, стоящих между производителем и  потребителем.

В-четвёртых, необходимо ввести строгую уголовную ответственность  за создание не только финансовых «пирамид», но и фирм-однодневок, банков, инвестиционных фондов и финансовых компаний с незначительным уставным капиталом (то есть потенциальных  банкротов), а также жёстко наказывать за преднамеренное банкротство, используя  имущество банкротов, прежде всего, для компенсации потерь обманутых  вкладчиков.

Наконец, первоочередной задачей государства  является обеспечение регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные задержки не допустимы в принципе, поскольку отбрасывают значительную часть населения за грань нищеты и порождают активное противодействие рыночным реформам.[3, с.12 – 21]

При переходе Украины к рынку  нельзя не помнить о наличии теневой  экономики, которая является специфической  чертой экономикипостсоветских стран и не может не вносить свои коррективы в процесс экономических реформ. А теневая экономика в Украине достигла такого развития и распространения, что в сочетании с общей криминализацией общества, начала угрожать экономической и национальной безопасности государства. Она существенно воздействует на все стороны экономической деятельности, на политическую и общественную жизнь в Украине; и, в отличие от легальной, теневая экономика динамично развивается на протяжении последних лет.

Объёмы теневой экономической  деятельности приобрели такие масштабы, при которых её недооценка, неучёт приводят к существенным ошибкам в определении макроэкономических показателей, экономических  и финансовых пропорций, экономической политики, а также в принятии решений по её реализации властными структурами всех уровней.

По оценкам учёных и  экспертов, в 1999 г. в Украине от 40 до 60 процентов ВВП производится в тени, а объём капитала, вывезенного  из Украины за период с 1992 г. по 1997 г. составил 15 – 20 млрд. долларов.

Применение налоговых  и запретных мер с целью  локализации теневой экономики  не дало позитивных результатов, поскольку  во многих видах теневая экономическая  деятельность является защитной реакцией граждан и субъектов предпринимательской  деятельности на невозможность существования  в рамках официальной экономики  и правового поля.

Дальнейшее развитие рыночных отношений без соответствующего правового регулирования и создания надёжной законодательной базы, при  сохранении тенденции развития теневой  экономики и втягивании в неё  всё большего количества граждан  Украины, создаёт благоприятные  условия для значительного роста  числа экономических преступлений, если не будут приняты радикальные  меры по локализации и ограничению  теневой экономики.

Поэтому проблема разработки методических подходов оценок объёмов теневой экономики и предложений по их существенному укорочению должны стать одним из приоритетных направлений научных исследований.[4, с. 41 – 42]

В то же время государство должно всемерно бороться с теневой экономикой. Необходимо как ужесточение ответственности  «теневиков» с одной стороны, так и создание приемлемых условий для функционирования предприятий и граждан в рамках официальной экономики. Важную роль в решении проблемы теневой экономики играет реформирование налоговой системы. Но это уже отдельная проблема, о которой будет рассказано ниже. Необходимо помнить: при нынешних масштабах теневой экономики крайне затруднён переход к развитому цивилизованному рынку.

Итак, государственное регулирование  переходной экономики должно представлять собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования  экономики подразделяются на административные и экономические; последние, в свою очередь, – на  средства денежно-кредитной и бюджетной политики, государственного сектора в экономике. Наиболее используемые в цивилизованной рыночной системе и эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное административное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов. Но в Украине эти средства пока недостаточно развиты из-за советского менталитета большинства государственных деятелей.

Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно переходного типа, является государственное  экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых  программ осуществляется переход к  государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

Важнейшими относительными границами государственного регулирования  экономики являются:

ü

ü

ü   прироста ВВП (конъюнктурные границы).

Пределы эффективности государственного регулирования переходной экономики  при помощи государственного бюджета  зависят от того, насколько резко  потребности в финансировании государственных  регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации  средств для финансирования резко сокращаются.

Границы экономического программирования также зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в  соответствии с государственными программами.[14, с. 496 – 498]

 

Глава 2. Налоговая политика как один из важнейших рычагов  государственного регулирования в  Украине

2.1. Налоги и решение  проблемы бездефицитного бюджета

В Советском Союзе экономика  регулировалась в основном правовыми  и экономическими регуляторами. К 1992 г. были приняты новые законы, однако важнейшей проблемой стало обеспечение  бездефицитного бюджета из-за коренного  изменения структуры доходной части  бюджета. Главной проблемой перехода к цивилизованному рынку для Украины является усовершенствование налоговой системы, уменьшение налогового пресса и установление жёсткого контроля за уплатой налогов.

Высокие налоговые ставки снижают интерес производителя  производить продукцию. С другой стороны, понижение налоговых ставок ведёт к увеличению дефицита бюджета.

Как один из вариантов выхода из этого замкнутого круга политики видели в принятии нового налогового законодательства, которое бы резко  снизило налоги до такого уровня, какой  они имеют в цивилизованных странах. При этом образовавшийся дефицит  бюджета покрыть за счёт зарубежного  кредитования. Кредит можно будет  отдать, когда национальная экономика  будет давать прирост и доходы в бюджет превысят расходы. Но уже 8 лет идёт кредитование, а позитивных результатов пока нет. Кроме того, тут возникает ещё проблема теневой  экономики и коррупции органов  государственной власти (проблема целевого расходования бюджетных средств).[9, с. 12 – 20]

Итак, одним из главных кризисных  факторов является налоговая система. С одной стороны, она не обеспечивает бюджет государства достаточными и  надёжными доходами, что порождает  финансовый кризис государства на макроуровне, а с другой – подрывает финансовую базу предпринимательских структур, чем обуславливает кризис в микроэкономической среде. Сложившаяся система налогообложения не удовлетворяет ни государство, ни плательщиков.[8, с. 19 – 25]

Для принятия бездефицитного бюджета Украина вынуждена и  увеличивать доходную часть бюджета, и сокращать расходную, ибо кризис экономики настолько сильный, что  нельзя ограничиться только одной из этих мер.

Высокие налоговые ставки (особенно НДС) и низкая конкурентоспособность  предприятий даже на внутреннем рынке  не позволяют предприятиям заменять основные фонды, использовать и внедрять в производство достижения НТР. Это, в свою очередь, приводит к износу основных фондов и спаду производства, уменьшается ВВП и для поддержания  бездефицитного бюджета (если не учитывать  иностранное инвестирование) приходится увеличивать налоговые ставки. Происходит цепная реакция, изображённая на схеме:

Информация о работе Переходная экономика Украины