Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:30, реферат
После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.
1.Субъектами права
Субъектами права
2.Имущество может
3.Допускается объединение
имущества, являющегося
4.Граждане, юридические лица
и Украинское государство
Статья 41. Объекты права интеллектуальной собственности.
Объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы, рационализаторские предложения, результаты научно-исследовательских работ и другие результаты интеллектуального труда.
Однако до сих пор не приняты Земельный Кодекс и Налоговый Кодекс, что существенно осложняет переход к цивилизованным рыночным отношениям.
Таким образом, правовое поле в области предпринимательства несовершенно и требует существенной доработки. При существующей ныне нормативно-правовой базе рано говорить о цивилизованном рынке.[12, с.5 – 36]
1.3. Особенности и специфика
государственного
Украина может сохранить рыночную направленность своей экономики при следующих обязательных условиях. Во-первых, если будет безотлагательно снижена социальная цена рыночных реформ, что позволит обеспечить поддержку реформационного курса широкими массами, которые сегодня не только разочарованы в рыночных реформах, но и активно выступают против них, связывая своё обнищание с «переходом к рынку». Для такого снижения его социальной цены есть реальные возможности. По словам Л. Кравчука, в Украине насчитывается 150 000 человек, годовой доход которых превышает 1 млн. грн. Правительство должно на легитимной основе заставить представителей новой буржуазии поделиться с государством той частью дохода, которая идёт на удовлетворение их личных потребностей. Это позволит регулярно выплачивать зарплату бюджетникам и существенно повысить пособия незащищённым слоям населения.
Во-вторых, если будут использованы
незадействованные (или недостаточно
задействованные) внутренние источники
экономического роста, не требующие
дополнительных бюджетных расходов:
ускоренное развитие малого и среднего
бизнеса, переориентация денежных потоков
из финансово-банковского сектора
в реальный (производственный) сектор
и широкое привлечение
В-третьих, если, наконец, будут созданы благоприятные условия для притока масштабных прямых инвестиций из-за рубежа.
Разумеется, финансовый кризис обуславливает
необходимость осуществления
Во-первых, государство должно оптимизировать налоговую систему. Налоги с юридических лиц не должны подрывать заинтересованность предпринимателей в росте прибылей. Также целесообразно дифференцировать налог на прибыли и НДС в зависимости от профиля хозяйственной деятельности предпринимателей: щадящие налоги с производителей материальных благ и услуг должны сочетаться с высокими налогами со спекулянтов-перекупщиков. Налоги с физических лиц должны не только пополнять доходы бюджета, но и способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с физических лиц должны взиматься по прогрессивной шкале, резко увеличиваясь по мере роста их доходов. Наконец, не следует ограничиваться введением деклараций о доходах, необходима ещё и суровая уголовная ответственность за сокрытие доходов в крупных масштабах, как принято в странах с развитой рыночной экономикой.
Во-вторых, государство должно
в законодательном порядке
В-третьих, государству следует путём специальных правовых норм ограничить торговую накидку и свести к минимуму количество посредников-перекупщиков, стоящих между производителем и потребителем.
В-четвёртых, необходимо ввести
строгую уголовную
Наконец, первоочередной задачей государства является обеспечение регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные задержки не допустимы в принципе, поскольку отбрасывают значительную часть населения за грань нищеты и порождают активное противодействие рыночным реформам.[3, с.12 – 21]
При переходе Украины к рынку
нельзя не помнить о наличии теневой
экономики, которая является специфической
чертой экономикипостсоветских стран
и не может не вносить свои коррективы
в процесс экономических реформ. А теневая
экономика в Украине достигла такого развития
и распространения, что в сочетании с общей криминализацией
Объёмы теневой экономической деятельности приобрели такие масштабы, при которых её недооценка, неучёт приводят к существенным ошибкам в определении макроэкономических показателей, экономических и финансовых пропорций, экономической политики, а также в принятии решений по её реализации властными структурами всех уровней.
По оценкам учёных и экспертов, в 1999 г. в Украине от 40 до 60 процентов ВВП производится в тени, а объём капитала, вывезенного из Украины за период с 1992 г. по 1997 г. составил 15 – 20 млрд. долларов.
Применение налоговых
и запретных мер с целью
локализации теневой экономики
не дало позитивных результатов, поскольку
во многих видах теневая экономическая
деятельность является защитной реакцией
граждан и субъектов
Дальнейшее развитие рыночных
отношений без соответствующего
правового регулирования и
Поэтому проблема разработки методических подходов оценок объёмов теневой экономики и предложений по их существенному укорочению должны стать одним из приоритетных направлений научных исследований.[4, с. 41 – 42]
В то же время государство должно
всемерно бороться с теневой экономикой.
Необходимо как ужесточение
Итак, государственное регулирование переходной экономики должно представлять собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Средства государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические; последние, в свою очередь, – на средства денежно-кредитной и бюджетной политики, государственного сектора в экономике. Наиболее используемые в цивилизованной рыночной системе и эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное административное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов. Но в Украине эти средства пока недостаточно развиты из-за советского менталитета большинства государственных деятелей.
Высшей формой государственного
регулирования экономики, особенно
переходного типа, является государственное
экономическое
Важнейшими относительными границами государственного регулирования экономики являются:
ü
ü
ü прироста ВВП (конъюнктурные границы).
Пределы эффективности государственного регулирования переходной экономики при помощи государственного бюджета зависят от того, насколько резко потребности в финансировании государственных регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.
Границы экономического программирования также зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными программами.[14, с. 496 – 498]
Глава 2. Налоговая политика как один из важнейших рычагов государственного регулирования в Украине
2.1. Налоги и решение
проблемы бездефицитного
В Советском Союзе экономика
регулировалась в основном правовыми
и экономическими регуляторами. К 1992
г. были приняты новые законы, однако
важнейшей проблемой стало
Высокие налоговые ставки снижают интерес производителя производить продукцию. С другой стороны, понижение налоговых ставок ведёт к увеличению дефицита бюджета.
Как один из вариантов выхода из этого замкнутого круга политики видели в принятии нового налогового законодательства, которое бы резко снизило налоги до такого уровня, какой они имеют в цивилизованных странах. При этом образовавшийся дефицит бюджета покрыть за счёт зарубежного кредитования. Кредит можно будет отдать, когда национальная экономика будет давать прирост и доходы в бюджет превысят расходы. Но уже 8 лет идёт кредитование, а позитивных результатов пока нет. Кроме того, тут возникает ещё проблема теневой экономики и коррупции органов государственной власти (проблема целевого расходования бюджетных средств).[9, с. 12 – 20]
Итак, одним из главных кризисных факторов является налоговая система. С одной стороны, она не обеспечивает бюджет государства достаточными и надёжными доходами, что порождает финансовый кризис государства на макроуровне, а с другой – подрывает финансовую базу предпринимательских структур, чем обуславливает кризис в микроэкономической среде. Сложившаяся система налогообложения не удовлетворяет ни государство, ни плательщиков.[8, с. 19 – 25]
Для принятия бездефицитного бюджета Украина вынуждена и увеличивать доходную часть бюджета, и сокращать расходную, ибо кризис экономики настолько сильный, что нельзя ограничиться только одной из этих мер.
Высокие налоговые ставки
(особенно НДС) и низкая конкурентоспособность
предприятий даже на внутреннем рынке
не позволяют предприятиям заменять
основные фонды, использовать и внедрять
в производство достижения НТР. Это,
в свою очередь, приводит к износу
основных фондов и спаду производства,
уменьшается ВВП и для