Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:16, курсовая работа
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики, являются достаточно актуальными сегодня.
Цель работы – проблема управления государственным долгом и погашение государственного долга РФ. В задачу курсовой работы входит изучение сущности государственного долга РФ, анализ долговой нагрузки России и определение перспектив сокращения государственного долга РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга 5
1.2.Понятие и виды государственного долга 12
1.3. Управление государственным долгом 20
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ 26
2.1.История возникновения государственного долга России. 26
2.2.Долговая нагрузка России 30
3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
3.1.Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
3.2.Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
Оглавление
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики, являются достаточно актуальными сегодня.
Цель работы – проблема управления государственным долгом и погашение государственного долга РФ. В задачу курсовой работы входит изучение сущности государственного долга РФ, анализ долговой нагрузки России и определение перспектив сокращения государственного долга РФ.
Государственные заимствования уже много лет помогают правительству России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты были особенно актуальными в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века.
В конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга.
Предмет исследования - государственный долг РФ: его проблемы и перспективы. Объектом является государственный долг РФ, перспективы его сокращения и социально- экономическое значение государственного долга РФ.
Методы исследования: изучение явления государственного долга РФ, анализ, сравнение с другими странами, индексный метод, восхождение от конкретного к абстрактному.
В последние годы правительство уделяет большое внимание растущему государственному долгу. С каждым годом он увеличивается не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России?
Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять – шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям.
В первой главе было мы дали определение государственному долгу РФ, и ознакомили с его видами. Так же, была изучена политика управления государственным долгом, которая представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Во второй главе мы рассмотрели историю возникновения государственного долга России. С помощью метода сравнения с другими странами была проанализирована проблема долговой нагрузки России.
В третьей главе говорится о способах сокращения государственного долга РФ, о его социально-экономическом значении и направлениях долговой политики России.
Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься реальные меры к решению этой острейшей проблемы.
Рассмотрев эти главы, мы пришли к выводу, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем, и чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.
С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.
Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» — ссуда. В толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.
Государственный кредит как стоимостная категория - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.
Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства. Поэтому возможность существования государственного кредита, а как следствие и государственного долга, вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и тому подобных. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.[8, С.334]
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонного производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.
Возможность функционирования государственных кредитных отношений существенно подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.
В условиях функционирования административно-командной экономики государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.
Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока – и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая, выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.
Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными и муниципальными бумагами, степень доверия населения правительству.
Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.
Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенный период времени предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадают.
Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.
Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.
Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств — это классическая форма государственного кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Следует отличать государственный кредит от банковского и коммерческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственного кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности налоговых поступлений — новые займы. Таким образом, экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.
Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности. Отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, в то время как результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
Информация о работе Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации