Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики, являются достаточно актуальными сегодня.
Цель работы – проблема управления государственным долгом и погашение государственного долга РФ. В задачу курсовой работы входит изучение сущности государственного долга РФ, анализ долговой нагрузки России и определение перспектив сокращения государственного долга РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга 5
1.2.Понятие и виды государственного долга 12
1.3. Управление государственным долгом 20
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ 26
2.1.История возникновения государственного долга России. 26
2.2.Долговая нагрузка России 30
3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
3.1.Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
3.2.Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении данной таблицы можно увидеть тенденцию к возрастанию государственного долга во всех регионах мира.[10, С. 90]

Первое место среди инвестиционных займов занимают займы в области энергетики, большая доля которых приходится на нефтяные реабилитационное займы. В настоящее время нефтяная промышленность в состоянии привлекать заемные средства из частных источников, но дальнейшего увеличения заимствований у Всемирного банка в этой области не предвидится. На втором месте находится сектор транспорта и коммуникаций — традиционная сфера капиталовложений банка. Жилищно-коммунальное хозяйство вышло на третье место, что вполне согласуется с важностью жилищной проблемы на современном этапе. Общая сумма заимствований у Всемирного банка составляет незначительную сумму (8156,4 млн., из которых 223 было аннулировано) от общего объема официальной внешней помощи. Несмотря на это займы МБРР были одним из наиболее привлекательных источников внешних займов. Во-первых, условия, на которых Всемирный банк предоставлял свои займы, были более льготными по сравнению с кредитами коммерческих банков и двусторонней официальной помощью. Большая часть займов Всемирного банка является-«связанной», т. е. предназначенной для реализации конкретных инвестиционных проектов, и не может быть потрачена по другому назначению.[15, С. 105]

Следует также упомянуть о программе «Инициатива HIРС», которая непосредственно связана с проблемой внешнего государственного долга*. В апрёле 1996 г. президент Всемирного банка и директор-распорядитель МВФ представили проектирование плана действий под названием «Инициатива НIРС». НIРС — английская аббревиатура, в переводе означающая «бедные страны, тяжело обремененные долгами». Проект предусматривает целенаправленные усилия международного сообщества по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран до приемлемого уровня. Для участия в «Инициативе HIРС» развивающиеся страны должны будут под контролем Всемирного банка и МВФ провести комплексные реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политики. Всемирный банк обязуется уделять должное внимание социальным проблемам, включая борьбу с бедностью, улучшение здравоохранения и образования. Программа, состоящая из двух стадий по три года, будет применяться с учетом специфики каждой отдельной страны. В частности, вторая стадия может быть сокращена для стран, добившихся заметных успехов в достижении устойчивости внешнего долга. Страны, прервавшие осуществление структурных преобразований в течение первых трех лет, могут снова рассчитывать на получение помощи при условии возобновления реформ. Все кредиторы должны быть готовы к предоставлению чрезвычайной помощи в рамках «Инициативы НIPС» на основе следующих принципов:

*  обязательного достижения  устойчивости внешнего долга;

*  равного распределение бремени расходов для всех двусторонних кредиторов;

*  предоставления привилегированного  статуса для многосторонних кредиторов.

Банк и МВФ будут снижать свои долговые требования в рамках «Инициативы HIPC» с учетом объема снижения долга, предоставленного участниками Парижского клуба кредиторов, и соответствующих действий двусторонних официальных кредиторов и коммерческих банков. Вероятно, многосторонние кредиторы предпочтут участвовать во второй стадии, облегчая положение тех должников, которые достигли удовлетворительных результатов. Главным инструментом Всемирного банка для участия в «Инициативе HIРС» является многосторонний доверительный фонд HIРС. Этот фонд будет обеспечивать снижение долга заемщиков перед многосторонними кредиторами двумя способами -заранее выкупать часть долга у многосторонних кредиторов или осуществлять платежи за должников. Доверительней фонд, управляемый Международной ассоциацией развития (МАР), будет пополняться за счет взносов многосторонних и двусторонних кредиторов, причем допускается оговаривать целевое назначение взносов для определенных должников или многосторонних кредиторов.

В сентябре 1996 г. Всемирный банк и МВФ одобрили план «Инициатива НIPC». На первый год реализации программы Банк выделил 500 млн. долл. В дальнейшем намечено было привлечь еще 2 млрд. долл. Суммарная стоимость «Инициативы НIРС» оценивается в 7,7 млрд. долл.[14, С. 65]

Таким образом, межгосударственные долги сводят страны мира в две группы: страны-кредиторы и страны-должники. В этом заложена опасность будущих существенных осложнений в межгосударственных отношениях. Если бы кредит всегда использовался по назначению, в мире не возникали бы сложности. Но кредиты часто используются в борьбе за власть, и источником погашения кредита в этих случаях могут служить лишь национальное богатство и национальный доход. Это приводит либо к дальнейшему обнищанию страны-должника, либо к ее закабалению.

Непроизводительно использованный кредит для своего погашения имеет реально лишь один источник — налоги с населения своей страны. Обычно для погашения внешних долгов привлекаются новые кредиты. Таким образом, долги можно подразделить на две группы:

♦  долги, приносящие пользу государству;

♦  долги, усугубляющие экономическое обнищание государства.

К первой группе можно отнести долги, связанные с техническим процессом, развитием производственного потенциала, с ликвидацией последствий стихийных бедствий, со структурной перестройкой в экономике. Ко второй группе относятся непроизводительно использованные кредиты. В том числе приобретение вооружения и развитие военно-промышленного комплекса, истраченные на предметы не первой необходимости и отчасти на закупку продовольствия и других товаров потребления. Во втором случае все кредиты на эти цели не имеют источников для возвращения долга и отягощают экономическое положение страны.[6, С. 72]

1.3. Управление государственным долгом

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих структур, а также законодательные акты.

Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом. Непосредственным результатом роста государственной задолженности является организация системы управления государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.[1, С. 205]

Основной целью управления внутренним государственным долгом является покрытие валовой потребности государства в заимствованиях с минимальными затратами. Управление государственным внутренним долгом ориентировано на развитие рынков государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом. Эта политика состоит из нескольких частей:

♦  организации 'эффективного функционирования первичных и вторичных рынков ценных бумаг;

♦  минимизации издержек заимствования;

♦  координации политики управления государственным долгом с экономической политикой государства в целом.

Меры по организации первичного рынка поддерживают новые выпуски государственных ценных бумаг. К ним относятся диверсификация инструментов государственного долга, расширение круга держателей государственных ценных бумаг, регулирование операций по продаже, организация службы управления государственным долгом, обеспечение доступа на финансовые рынки и поддержание рыночной конъюнктуры. Успешно функционирующие и ликвидные вторичные рынки способствуют расширению круга держателей государственных цепных бумаг. Это позволяет избегать неравномерного движения котировок долговых обязательств и тем самым стабилизировать рынок.

Координация политики управления государственным долгом с совокупной экономической политикой государства происходит прежде всего в рамках финансовой политики, направленной либо на преодоление бюджетного дефицита, либо ориентированной на бюджетное кредитование, покрывающее как ее внутреннюю кредитную экспансию, так и импорт капитала. Важной чертой политики стала тенденция к диверсификации инструментов управления государственным долгом. Расширение рынков государственных облигаций шло по пути создания новых инструментов на основе использования гибких процентных ставок, сроков погашения и особенностей погашения отдельных выпусков, особенностей налогообложения процентных доходов. Гибкость процентных ставок достигается разными способами.

♦  За счет эмиссии облигаций с плавающими процентными ставками.

♦  Применение заранее установленных различных фиксированных ставок на равных образованиях данного выпуска.

Облигации с плавающими ставками широко используются в Италии. В меньшем объеме они применяются в Дании, Бельгии, Франции и Швеции. В целом же структура государственных ценных бумаг в большинстве стран ориентирована на различные виды облигаций с фиксированной процентной ставкой. Для расширения рынка государственных облигаций может использоваться и специальный режим налогообложения, предусматривающий освобождение процентного дохода по государственным ценным бумагам от налога или его обложение по пониженным ставкам. Эта мера способствует сокращению издержек по обслуживанию государственного долга.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях резкого роста государственной задолженности правительства резко погашают долг за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Такой способ погашения государственных займов называется рефинансированием, которое связано с конверсией и консолидацией. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. Непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Займы погашаются через казначейства и банки различными методами: выкупом облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышам и процентным займам, которые публикуются в прессе. Иногда платежи по государственным займам производятся в форме аннуитетов, т. е. в виде ежегодных выплат, включающих как проценты, так и часть основной суммы займа.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним также относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы. В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка). В США до Первой мировой войны конгресс принимал решение о каждом дополнительном выпуске и размещении облигаций займа. В 1917 г. осуществлен переход к практике установления его потолка. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области государственного управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, новация, отсрочка погашений или аннулирования займов.

Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа. Изменение первоначальных условий займа, касающееся доходности называется конверсией. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, обычно уменьшая его, ставя целью снизить государственные расходы, связанные с выплатой процентов по долгу. Существует несколько методов проведения конверсии, главными из которых являются принудительные, добровольные и факультативные конверсии. При принудительной конверсии кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигация нового с пониженной процентной ставкой. Чтобы заинтересовать держателей облигаций в конверсии, государство обычно предоставляет льготы по новому займу. Казначейство может обменять облигации краткосрочных и среднесрочных займов, подлежащих оплате, на облигации «до востребования» или на долгосрочные. Оно также вправе выпустить новый заем на более выгодных условиях и реализовать его на денежном рынке, направляя вырученные суммы на выкуп облигаций краткосрочных займов. Конверсия государственных займов осуществляется при избытке ссудного капитала. При конверсии снижается средняя норма доходности, в результате чего курсы облигаций повышаются, что увеличивает доходы владельцев облигаций.[22]

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне нее. Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.[25]

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавил государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

Новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Информация о работе Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации