Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.
Участие в крупных и «прорывных» проектах
Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.
Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа cтратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана
3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Индустриальная инновационная политика РК.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим возрастают роль и значение реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы4.

Основной целью Стратегии является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Основными задачами Стратегии являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8–8,4%;

• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортно-ориентированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг  с высокой добавленной стоимостью;

• переход к мировым стандартам качества;

• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Первый этап (2003–2005 годы) Стратегии был направлен, в основном, на реализацию мероприятий подготовительного характера. В целях успешной реализации Стратегии предполагалось внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, выработка новых законов, создание государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, подготовка специалистов, выбор эффективных проектов, реализуемых с участием государства.

В этот период планировалось существенно  снизить налоговое бремя, сформировать и увеличить капитал фондов развития, значительно усовершенствовать государственную систему инвестирования проектов.

Предполагалось начать реформы  в области развития науки, образования  и подготовки профессиональных кадров, сориентировав их на индустриально-инновационное  развитие, совершенствовать стандартизацию и сертификацию, завершить процесс вступления Казахстана в ВТО.

Развитие экономики на этом этапе  реализации Стратегии планировалось  осуществлять в соответствии с прогнозом индикативного плана, достижением стратегической цели удвоения ВВП.

К числу основных мероприятий, предусмотренных  Планом мероприятий на 2003–2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы5, относятся:

1. Институциональное развитие научной  и инновационной сферы;

2. Определение приоритетов индустриальной  политики;

3. выбор приоритетов в области создания наукоемких и высокотехнологичных производств;

4. Использование инвестиционного  и производственного потенциала ТЭК и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности;

5. Совершенствование системы государственного управления;

6. Создание и развитие Инвестиционного  фонда Казахстана, Банка Развития  Казахстана, Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;

7. Либерализация торгового режима;

8. Создание условий для инвестиций частных инвесторов и развитие финансового рынка;

9. Развитие науки;

10. Совершенствование стандартизации и сертификации;

11. Совершенствование тарифной политики и защита конкуренции;

12. Экологическая политика;

13. Развитие телекоммуникаций, электроэнергетической отрасли, транспорта.

За 2003–2005 годы все 156 пунктов Плана мероприятий по реализации первого этапа Стратегии выполнены. Некоторые мероприятия имеют переходящий характер и будут реализованы на 2-м этапе. При реализации Стратегии за 2003–2005 годы трудоустроено более 325 тыс. человек, рост заработной платы увеличился на 26%, рост среднедушевых денежных доходов – на 33%.

 

2.1 Положительные результаты  в реализации первого этапа  Стратегии индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

 

В реализации первого  этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы были достигнуты следующие положительные результаты:

1. В области инновационной  сферы.

Утверждена Программа  по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005–2015 годы6. Принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности». 7

Разработаны Концепция  развития сети технопарков в Республике Казахстан8 и Модель развития региональных технопарков в Республике Казахстан9.

АО «Национальный инновационный  фонд» создано пять отечественных венчурных фонда. Интегрируясь в мировое сообщество венчурного капитала, АО «Национальный инновационный фонд» вложил инвестиции в пять зарубежных венчурных фондов, стал членом Европейской Ассоциации венчурных фондов (EVCA) и Ассоциации венчурных фондов Сингапура (SVCA).

Отечественными венчурными фондами одобрено к финансированию 14 инвестиционных проектов на общую  сумму 25 млн. долл. США в таких областях, как создание новых материалов, информационные технологии, производство полупроводников, биотехнологии, потребительские товары, фармакология.

В республике создаются  три национальных технопарка (Парк информационных технологий, Парк ядерных технологий, Парк биотехнологий) и функционируют три региональных технопарка в городах Уральск, Караганда и Алматы.

В технопарке «Алгоритм» в городе Уральске 10 проектов получили положительное заключение экспертного совета и направлены на рассмотрение Национального инновационного фонда.

Экспертным советом  технопарка «UniScienTech» в Караганде отобрано 13 проектов, по 5 проектам подготовлены заявки на грантовое финансирование.

2. В области определения  приоритетов индустриальной политики.

Определены 23 потенциально конкурентоспособные отрасли отечественной экономики. В июне 2005 года сформированы и утверждены планы по созданию и развитию семи пилотных кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Нефтегазовое машиностроение», «Текстильная промышленность», «Транспортная логистика», «Металлургия» и «Строительные материалы».

В настоящее время  в Казахстане функционируют свободно-экономические  зоны (СЭЗ):

• «Астанановый город» –  по ускоренному развитию левобережья реки Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве;

• «ПИТ» – по созданию экспортно-ориентированных производств, новых информационных технологий, привлечения инвестиций;

• «Морпорт Актау» – по ускоренному развитию региона;

• «Онтустік» – по переработке хлопка и развитию текстильной промышленности;

На региональном уровне ведется работа по разработке проектов Генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующим мировым стандартам.

Разработан проект Государственной  программы развития туристской отрасли  на 2007–2011 годы.

Выбраны приоритеты в  области создания наукоемких и высокотехнологичных производств. Определено пять приоритетных направлений программ фундаментальных исследований:

• информационные и космические  технологии;

• новые перспективные  материалы;

• развитие теоретических  основ молекулярной биологии, генетики и биоинженерии для решения актуальных проблем медицины и аграрного  сектора;

• минеральные ресурсы;

• теория и практика общенациональной идеи как основы устойчивого развития современного Казахстана.

3. В области совершенствования  государственного управления.

С целью совершенствования  государственного управления индустриально-инновационной  политикой государства были созданы государственные институты развития: АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Фонд развития малого предпринимательства», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» и АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «Центр маркетингово-аналитических исследований». Их основное предназначение – выбор и финансирование проектов в рамках Стратегии.

На 1 января 2006 года совокупный уставный капитал институтов развития, по данным Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, составил 120,6 млрд. тенге.

Создан АО «Фонд устойчивого развития «Kазына» как управляющая холдинговая компания по отношению к государственным институтам развития.

4. О либерализации торгового режима.

Либерализация торгового  режима связана с подготовкой Казахстана к вступлению Казахстана в ВТО.

Казахстан подписал Протокол о завершении двусторонних переговоров  с 11 странами из 38 стран-членов Рабочей группы. Двусторонние переговоры приближены к завершению с Болгарией, Швейцарией, Доминиканской Республикой и Гондурасом.

В работе, проводимой внутри страны в рамках предстоящего вступления Казахстана в ВТО, можно отметить следующие достижения.

Разработан проект постановления «О некоторых вопросах создания акционерного общества «Центр развития торговой политики». Разработан проект Указа «О конкурсе на соискание премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» и республиканском конкурсе-выставке «Алтын Сапа».

Для ускоренного перехода отечественных предприятий на международные  стандарты ISO государством предприняты соответствующие меры экономического стимулирования (введение налоговых льгот, льготное кредитование субъектов малого предпринимательства при внедрении систем менеджмента качества и субсидирование предприятий отраслей агропромышленного комплекса).

5. В области создания  условий для инвестиций частных  инвесторов

В мае 2005 вступили в силу изменения и дополнения в Закон  Республики Казахстан «Об инвестициях», предусматривающие упрощение процедуры предоставления преференций частным инвесторам при реализации инвестиционных проектов.

Для подготовки к реализации новых приоритетных инвестиционных проектов из средств бюджетной программы 004 «Разработка и экспертиза технико-экономических обоснований республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ)» за 2003–2005 годы выделено 973 млн. тенге.

За 2003–2005 годы объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности превысил рост инвестиций в горнодобывающей промышленности. Так, объем инвестиций в 2005 году в обрабатывающей промышленности вырос по сравнению с 2002 годом в 2,1 раза, в горнодобывающей промышленности – в 1,1 раза.

6. В области развития  науки.

18 июня 2006 года с космодрома Байконур запущен первый казахстанский геостационарный спутник связи и вещания «КАZSAT». Началась разработка Государственной программы развития науки на 2007–2012 годы, реализация программы «Развитие современных технологий для формирования кластера по биотехнологии в Республике Казахстан на 2006–2008 годы».

Разработана и утверждена научно-техническая программа «Разработка  перспективных новых материалов различного назначения» на 2006–2008 годы.

Разрабатывается Программа  развития патентной системы Республики Казахстан на 2007–2011 годы.

7. В области стандартизации  и сертификации.

Разработан законопроект «О безопасности пищевой продукции». Ведется работа по формированию Плана  по разработке технических регламентов  на 2007–2008 годы.

Разработан проект Программы развития системы технического регулирования Республики Казахстан на 2007–2009 годы. Разрабатывается проект Программы развития государственной системы обеспечения единства измерений на 2007–2009 годы.

Завершается строительство  Эталонного центра в городе Астане, где будут расположены лаборатории, отвечающие международным требованиям.

В Казахстане на настоящее  время аккредитовано 166 органов по подтверждению соответствия, 405 испытательных  лабораторий (центров), 37 калибровочных  лабораторий и 286 поверочных лабораторий.

8. В области диверсификации  экспортного потенциала страны  в пользу товаров и услуг  с высокой добавленной стоимостью.

Ведется работа по разработке Программы содействия продвижению  экспорта казахстанских товаров  на внешние рынки. Прорабатывается вопрос привлечения Международного торгового Центра к разработке экспортной Программы.

Продолжается проработка вопросов создания многопрофильных  торговых комплексов «Астана» в г. Москве и «Москва» в г. Астане.

За 2003–2006 годы снижены ставки таможенных пошлин на сырье, необходимое для производства легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленностей; увеличены ставки на промышленные товары, производимые в республике, в том числе на товары химической промышленности, машиностроении, металлургической отрасли.

Информация о работе Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана