Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа
На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.
Участие в крупных и «прорывных» проектах
Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.
Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики.
Введение
1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа cтратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана
3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане
Заключение
Список литературы
Создается ряд Международных
центров приграничного
9. Развитие телекоммуникаций, электроэнергетической отрасли, транспорта осуществляется высокими темпами.
Объем грузоперевозок, услуг связи, производство электроэнергии.
Однако при анализе
хода реализации Стратегии индустриально-
Так, в «Плане мероприятий на 2003–2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы» часть мероприятий сформулирована не конкретно и направлена на дальнейшую разработку дополнительных программ, проведение дополнительного анализа существующих тенденций в индустрии, подготовку предложений по совершенствованию индустриально- инновационной политики. Структура государственного бюджета и отчета по его исполнению такова, что трудно определить какие средства были направлены на реализацию Стратегии. Поэтому, определить, насколько полно выполнен первый этап реализации Стратегии, практически невозможно.
Степень реализации Стратегии возможно определить лишь косвенным путем через анализ статистических показателей развития обрабатывающей промышленности в Казахстане и анализ результатов деятельности институтов развития.
I. Если посмотреть на результаты реализации первого этапа Стратегии с точки зрения достигнутых результатов, то достижения Казахстана в индустриально-инновационном развитии достаточно скромны.
С 2005 года по 2006 год Казахстан в рейтинге конкурентоспособности не поднялся, а опустился – с 51-го места на 56-е. По мнению главного экономиста и председателя Сети глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума снижение произошло за счет низкого уровня финансирования науки, инноваций, бизнеса, технологической оснащенности, защиты прав собственности, эффективности функционирования правительства и институтов развития.
На первом этапе не достигнута главная цель Стратегии – опережающий рост несырьевого сектора. Сохраняется и наиболее острая проблема – страна все более и более впадает в нефтяную зависимость.
Валовая добавленная стоимость промышленности с 2003 по 2005 годы возросла с 547 до 903 млрд. тенге. Доля обрабатывающей в структуре ВВП снизалась с 14% в 2003 до 12% в 2005. Доля обрабатывающей отрасли в общем объеме промышленного производства снизилась с 43,3% в 2002 году до 35,5%.
Снижение доли обрабатывающей промышленности произошло за счет того, что сырьевой сектор растет более быстрыми темпами в силу резкого скачка цен на энергоносители.
В 2003 году объем обрабатывающей промышленности возрос в действующих ценах на 20,3%, в 2004 году – на 24,1%, 2005 году – на 121,4%. Снижение темпов роста в 2005 году по сравнению с 2003 годом произошло в производстве табачных изделий, в текстильной и швейной промышленности, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви, черной металлургии, производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом было снижено производство кожи из шкур; плит древесноволокнистых; реек и штапиков; фанеры клееной; керосина; кокса; удобрений минеральных; изделий из пластмасс непористых; труб и панелей из асбестоцемента; изделий кровельных; плоского проката; стали; чугуна; проволоки медной; свинца необработанного; меди рафинированной; электродов с покрытием из металлов недрагоценных; радиаторов для центрального отопления; телевизоров; магнитофонов; аппаратуры для отключения, переключения или защиты электрических цепей напряжением до 1000 В; частей двигателей и автомобильных; автомобилей легковых пассажирских; мебели деревянной для предприятий торговли, кухонной.
Увеличение темпов роста отмечается в следующих отраслях: обработке древесины и производстве изделий из дерева; в целлюлозно-бумажной промышленности и издательском деле; в химической промышленности; в производстве резиновых и пластмассовых изделий; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; производстве цветных металлов; производстве готовых металлических изделий, машиностроении.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом было увеличено производство мяса и колбасных изделий; рыбы; консервов; соков фруктовых и овощных; масла растительного; молока и сливок; масла сливочного; сыра и творога; муки; круп; макаронных и кондитерских изделий; майонеза; водки и коньяка; спирта этилового; вина виноградного; пива; конструкций строительных сборных; окон, дверей; шпал деревянных; тары деревянной; лесоматериалов; бумажных изделий; книг, и материалов печатных; мазута; бензина; полимеров; пестицидов; фармацевтических препаратов; красок и лаков; изделий из резины и полиэтилена; посуды из фарфора; растворов строительных; бетона; кирпичей керамических строительных; конструкций строительных; извести; цемента; гипсокартона; серебра и золота аффинированного; цинка необработанного; глинозема; насосов центробежных; тракторов; машин стиральных; кранов мостовых и козловых; нефтегазоперерабатывающего оборудования; конденсаторов, аккумуляторов и трансформаторов электрических; проводов и кабелей изолированных; автомобилей грузовых; прицепов и полуприцепов автомобильных; инструментов музыкальных; спортивных товаров и ювелирных изделий.
В соответствии с методикой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) промышленная продукция по уровню наукоемкости делится на четыре группы:
1. Продукция высокой
наукоемкости: авиакосмическая и
передовая военная продукция;
офисное и компьютерное
2. Продукция средневысокой
наукоемкости: научное оборудование,
моторные устройства, электрические
машины, станки; неэлектрическое оборудование,
транспорт, химическая
3. Продукция средненизкой
наукоемкости: черные и цветные
металлы; металлические и
4. Продукция низкой наукоемкости: бумага и печатная продукция; текстиль, шерстяные изделия, одежда, кожа; продукты питания, напитки, табак; мебель.
Анализ структуры производства основных видов продукции в обрабатывающей промышленности показывает, что Казахстан в течение периода 2003–2005 годов развивал производство продукции, входящей, в основном, в третью и четвертую группы классификации ОЭСР. При этом даже имеющееся производство продукции первой и второй группы (приемники телевизионные магнитофоны и записывающая аппаратура, удобрения) в 2005 году снизилось, а значительных изменений в структуре производства основных видов продукции не произошло.
Среди новых выпускаемых
видов товаров также
Новые товары первой и второй группы: стекловолокнистые трубы, тракторы для сельского и лесного хозяйства, грузовые машины, флексоупаковочные материалы, производство медицинских препаратов (инфизионные растворы), производство клеющей ленты, производство погружных насосов для перекачки жидкостей.
Доля несырьевых товаров в общем объеме экспорта снизилась с 6% в 2000 году до 5% в 2005 году. Товарная структура экспорта изменилась за счет увеличения доли минеральных продуктов и снижением доли химической продукции и продовольственных товаров. Товарная структура импорта изменилась за счет увеличения импорта неблагородных металлов, минеральных продуктов и продукции машиностроения.
Особенно заметен рост импорта и снижение экспорта машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в общей структуре товаров в 2005 году.
II. В Стратегии индикативные показатели прогноза динамики и структуры ВВП в разрезе отраслей разбиты по периодам, не соответствующим этапам реализации Стратегии. Так, прогноз динамики ВВП дан на период с 2001 по 2005, с 2006 по 2010, с 2011 по 2015 годы, тогда как этапы Стратегии разбиты с 2003 по 2005, с 2006 по 2008 годы. В Стратегии определено, что среднегодовой темп роста в обрабатывающей промышленности должен ежегодно достигать размера 8–8,4%. Если в 2002 году индекс физического объема за январь-декабрь в обрабатывающей промышленности составил 8, 1%, то в 2003 году – 7,9%, в 2004 – 8,9, в 2005 – 6%.
III. В соответствии со Стратегией инновационная политика должна была стать основой индустриально-инновационной политики Казахстана. Однако при реализации Стратегии законодательному закреплению принципов развития инновационной системы было уделено внимание значительно позже.
Так, Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005–2015 годы была утверждена только в апреле 2005 года. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» принят 23 марта 2006 года №135. Зачастую программы, разработанные с целью развития инноваций и высокотехнологичных производств, либо не реализуются, либо реализуются медленно. В частности, к ним можно отнести Программу научно-технического обеспечения создания производств четвертого и пятого переделов в металлургическом комплексе Республики Казахстан на 2003–2005 годы10.
На первом этапе реализации Стратегии основное внимание было уделено созданию инфраструктуре инновационной системы – созданию специализированных субъектов инновационной деятельности: национальных и технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных фондов, а не ее техническому наполнению. Формально в соответствии с принятыми нормативными документами технопарки могли бы помочь решить проблемы мелких разработчиков и производителей. Но, из-за недостаточной организации менеджмента, а также некоторых пробелов в законодательстве (по госзакупкам, по прозрачности проведения тендеров, в таможенном законодательстве) этого не происходит. При реализации инновационных проектов также с особой остротой возникает вопросы обеспечения инновационной системы высококвалифицированными кадрами, развития отечественной науки и вопросы совершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности.
Все это привело к тому, что уже сейчас Правительством отмечается низкая эффективность освоения средств, выделенных на развитие национальных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2005 году в области инноваций было проведено статистическое наблюдение инновационной деятельности на 10392 предприятиях республики. Из них только 352 хозяйствующих субъекта имели завершенные технологические инновации. Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимает продукция подвергавшаяся усовершенствованию – 58,9%, продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям составила 36,7% и прочая инновационная продукция – 4,4%. Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий – 65,5%, иностранные инвестиции – 22,3%, республиканский бюджет – 8%, средства институтов развития – 4%, местный бюджет – 0,2%.
В Стратегии определено, что основные предложения по выбору отраслей для инвестирования должны вносить представители бизнеса. Но, в условиях глобализации рынков государство все же обязано взять на себя затраты по проведению маркетинговых исследований с целью определения инвестиционных ориентиров для бизнес-сообщества.
До сих пор несырьевой сектор страны развивался, в основном, за счет того, что реанимировались либо перепрофилировались производства, построенные еще в советском периоде. Теперь резервы исчерпаны и дальнейший рост возможен при реализации новых проектов, призванных последовательно менять качественную структуру экономики и экспорта.
IV. Кластерная программа также требует уточнений и соответствующих изменений.
В развитие кластерных идей перспективным представляется использование такого инструмента государственного стимулирования реального производства как создание индустриальных зон. После реализации проектов, планируется распространить опыт на все регионы, имеющие промышленный потенциал.
Президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев поручил
Однако создание кластеров находится на начальном этапе. Правительство инициировало создание социально-предпринимательских корпораций (СПК) для ускорения их формирования.
СПК будет представлять
собой региональный институт развития,
управляющий переданными
В проекте республиканского бюджета на 2007 год на капитализацию семи СПК предусматриваются ассигнования в сумме 14 млрд. тенге.
Сможет ли данная политика при несовершенстве Концепции СПК осуществить это – остается под вопросом.
V. Реализация политики расширения производства экпортоориентированной продукции также находится на подготовительном этапе. Только в 2006 году утвержден План проведения сфокусированных исследований по потребностям отечественного, регионального и глобального рынков для развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Только сейчас прорабатывается проект «Развитие инноваций для повышения конкурентоспособности», направленный на повышение научно-технологических активов государства, развитие человеческих ресурсов.
Информация о работе Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана