Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:43, реферат
При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.
Введение
1. Деловая карьера и её виды……………………………………………….…………...4
2. Этапы карьеры …………………………………………………………………………5
3. Планирование и развитие карьеры…………………………………………………...7
Выводы
Список используемой литературы
Голланд выделяет шесть типов людей:
1. Реалистический – люди,
имеющие атлетические или
2. Исследовательский –
люди, любящие наблюдать, учиться,
исследовать, анализировать,
3. Артистический – люди,
любящие работать в
4. Социальный – люди
искусные в речах, любящие
5. Предпринимательский –
люди, которые любят оказывать
влияние, управлять людьми
6. Стандартный – люди,
любящие работать с фактами,
данными, обладающие
Предложенная им классификация является одной из наиболее популярных типологий, используемых на практике профконсультаций на Западе.
Специально разработанный опросник выявляет наличие, выраженность тех или иных качеств и дает Голланду основание отнести человека к определенному типу и тем самым рекомендовать наиболее подходящий круг профессий. Хотя один из типов всегда доминирует, человек, тем не менее, может приспособиться к условиям обстановки в рамках двух и более типов.
Кроме того, можно выделить основные ситуации, в каких человек делает выбор профессии:
1) Традиция: вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
2) Случай: выбор произошел
случайно в силу некоего
3) Долг: выбор профессии
связан с представлением о
долге, о своей миссии, призвании
или обязательствах перед
4) Целевой выбор: выбор
связан с сознательным
Особое место в управлении карьерой занимает её планирование. Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
Управляя карьерой в процессе работы, каждому работнику необходимо помнить следующие правила:
Средством реализации плана карьеры является успешная работа в занимаемой должности; профессиональное и индивидуальное развитие; обучение; эффективное сотрудничество с руководителем; создание положения и имиджа в организации. Сегодня считается, что успех карьеры зависит от способностей работать на стыке разных сфер деятельности.
К сожалению, для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника, даже если они принимают форму хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения. Чтобы свести все эти компоненты воедино, сотруднику часто необходима внешняя помощь. Традиционно он получал эту помощь от родственников и знакомых, учебных заведений, которые заканчивал, обществ, в которых участвовал, и даже от государства, которому платил налоги. В современном мире важнейшим источником поддержки сотрудника в развитии карьеры становится организация, в которой он работает. Такое положение вещей легко объяснимо – современные организации видят в развитии своих сотрудников один из основополагающих факторов собственного успеха и поэтому искренне заинтересованы в развитии их карьеры. Не случайно планирование и управление развитием карьеры стало в последние 20 лет одной из важнейших областей управления человеческими ресурсами.
Развитием карьеры называют
те действия, которые предпринимает
работник и организация для реализации
плана карьеры и
• предлагаться регулярно;
• быть открытыми для всех работников организации;
• модифицироваться, если их оценка показывает, что необходимы изменения;
• давать полную информацию о вакансиях и о квалификации, которая необходима, чтобы их занять;
• указывать систему, в соответствии с которой квалифицированные работники могут претендовать на эти вакантные места;
• помочь работникам установить цели карьеры.
Наиболее распространенной моделью управления карьерой сотрудников является модель партнёрства по планированию и развитию карьеры.
Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени, аттестует сотрудника.
Отдел человеческих ресурсов играет роль профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации.
После приема на работу специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение нового сотрудника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможности участвующих в нем сторон.
Обучение преследует две основные цели: 1) сформировать заинтересованность сотрудников в развитии карьеры и 2) предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.
Следующим этапом является
разработка плана развития карьеры.
Сотрудник должен определить собственные
профессиональные интересы и методы
их реализации, т.е. должность (должности),
которые бы он хотел занять в будущем.
После этого ему нужно
Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих это возможным:
• результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения. Случаи повышения не справляющихся со своими обязанностями сотрудников (даже обладающих огромным потенциалом) крайне редки;
• профессиональное и индивидуальное
развитие. Сотрудник должен не только
пользоваться всеми доступными средствами
профессионального развития, но и
демонстрировать вновь
• эффективное партнерство
с руководителем. Реализация плана
развития карьеры в огромной степени
зависит от руководителя, который
формально и неформально
• заметное положение в организации.
Для продвижения в
Важнейшим компонентом процесса
управления развитием карьеры является
оценка достигнутого прогресса, в которой
участвуют все три стороны: сотрудник,
руководитель, отдел человеческих ресурсов.
Оценка проводится периодически, как
правило, один раз в год (часто
вместе с аттестацией сотрудника,
хотя в последнее время многие
организации стремятся
Как всякий организационный
процесс развитие карьеры нуждается
в оценке эффективности. Поскольку
этот процесс направлен, прежде всего,
на повышение эффективности
1. текучесть персонала (сравнение показателей для сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры, и не участвующих в этом процессе);
2. продвижение в должности (сравнение процентных показателей (отношение получивших повышение сотрудников к общему числу сотрудников в группе) для сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры, и не участвующих в этом процессе);
3. занятие освободившихся ключевых должностей сотрудниками организации и принятыми со стороны;
4. проведение опросов сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры.
Таким образом, управление служебной карьерой - это сложный процесс, требующий значительных затрат, однако его формальное наличие не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем работникам организации. Люди отличаются друг от друга и по способностям, уровню образования, квалификации. Так что не каждый даже при наличии действенной системы продвижения сможет занять наиболее высокие должности. В условиях же отсутствия карьерных планов спонтанные перемещения могут привести к снижению энтузиазма и мотивации сотрудников, так как во всем этом они не увидят логики. К тому же такие переводы могут прервать трудовой процесс и привести к снижению продуктивности и творческого настроя.
Сегодня ученые и руководители начинают задаваться вопросом об эффективности и целесообразности данного метода управления. Такое изменение отношения к развитию карьеры связано, прежде всего, с двумя факторами: увеличением скорости изменения внешней и внутренней организационной среды и изменением отношений между сотрудниками и организацией. Ускорение процесса перемен делает традиционное планирование продвижения по служебной лестнице исключительно сложным процессом, поскольку часто организация не знает, что может произойти с ней через несколько месяцев, не говоря уж о годах. Когда руководство американской многонациональной компании приняло решение о реструктуризации и ликвидации головных офисов четырех своих отделений, сотни руководителей и специалистов с разработанными на несколько лет вперед планами развития карьеры остались за бортом организации или на новых должностях, о которых они и не думали. С другой стороны, многие сотрудники не рассматривают свои отношения с организацией иначе как временный союз, продолжающийся ровно столько, сколько это выгодно обеим сторонам. При таком взгляде сотрудники пытаются планировать свою карьеру в глобальном масштабе, а работу в рамках отдельной организации рассматривают как один из шагов к конечной цели. Их интерес состоит в повышении профессионального мастерства, приобретении новых знаний и навыков, увеличении собственной ценности на внешнем рынке труда. Естественно, что долговременное планирование карьеры внутри организации в таком случае практически лишено смысла.