Положительные и отрицательные внешние эффекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:

Содержание работы

Введение 2
1.Положительные и отрицательные внешние эффекты 5
2.Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стинглера 14
3.Государство и внешние эффекты 21
Заключение 25
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 175.52 Кб (Скачать файл)

Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба. Что касается примера с соседкой, невозможно создать семью со всеми людьми, с которыми вас связывают внешние эффекты...

Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с  затратами, которые эти эффекты  порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель  внешних затрат будет вынужден с  ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а  это путь к парето-эффективности.

Но кто может это  сделать? Только тот, кто обладает властью  в хозяйстве и может назначить  плату за ограниченный ресурс, который  не имеет собственника. Эта плата  может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это  налог на выпуск товара, позволяющий  уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А. Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB  (1)

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш  в эффективности, равно площади  треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии  стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для  этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных  внешних эффектов. 

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной  и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC (2)

 

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.

Однако использование  корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC  (3)

 

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном  объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера  корректирующего налога на продукцию  или штрафа необходимо определить  предельные общественные затраты,  что представляет собой непростую  задачу. Введение штрафов за производство  внешних эффектов сопряжено также  с дополнительными техническими  трудностями: внешние эффекты  требуется измерять специально, что может потребовать значительных  затрат. Если в качестве затрат  или выгод выступает изменение  уровня полезности людей, то  в этом случае ничего измерить  просто невозможно. Полезность, получаемая  соседями от созерцания вашего  цветника, не имеет ценностного  выражения. Однако вы не можете  ни запретить соседям пользоваться  этим благом, ни принудить их  платить за пользование. Государственные  меры (корректирующие субсидии и  т. д.) в отношении этих внешних  эффектов не могут быть применены  хотя бы в силу невозможности  определения предельной внешней  полезности.

3. Одна и та же фирма  может производить одновременно  несколько различных внешних  эффектов, каждый из них необходимо  измерить, и для каждого требуется  определить размер штрафа на  уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены  ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная  регламентация. Государство может  устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно  контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства  определенных очистных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ. ТЕОРЕМА КОУЗА-СТИНГЛЕРА

 

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды ( ) и предельные частные выгоды ( ), а также предельные социальные издержки ( ) и предельные частные издержки ( ). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние  выгоды ( ) и предельные внешние издержки ( ) (рис. 1.25).

Рисунок 2 - Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

 

Если цементный завод  делает выбросы в атмосферу, их объем  зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным  заводом отрицательного воздействия  на окрестных жителей показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q2 > Q1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних  эффектов. Если предельные внешние  издержки производства 
цемента составляют , а объем производства цемента — Q2, то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и !!OP_!A?? равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные  выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается  на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода ( ),) будет меньше спроса общества на дороги ( ), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних  эффектов. Если предельные внешние  выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами  и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные  издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий  налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая  субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель  экономических благ станет учитывать  положительные или отрицательные  внешние эффекты, и объем выпуска  общественных благ приблизится к  оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно  заставить оплатить полученный положительный  внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо  обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности  или нецелесообразности принуждения  к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить  за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника. В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.

Теорема Коуза (точнее Коуза-Стиглера, поскольку именно Стиглеру принадлежит само это определение и исходная формулировка теоремы) гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Иными словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были незначительны. В результате таких переговоров все не учтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

Информация о работе Положительные и отрицательные внешние эффекты