Положительные и отрицательные внешние эффекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:

Содержание работы

Введение 2
1.Положительные и отрицательные внешние эффекты 5
2.Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стинглера 14
3.Государство и внешние эффекты 21
Заключение 25
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 175.52 Кб (Скачать файл)

Действительно, если права  собственности принадлежат источнику  негативной экстерналий, то возможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и предельными частными издержками производителя такого продукта, поскольку на всем интервале от Qp до Qs МЕС > MSB - МРС, например, для Q' (рис. 3).

Рисунок 3 – Внешний эффект продукта

 

Если же права собственности  принадлежат получателю негативной экстерналий, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внешние издержки, поскольку разница между предельной выгодой и предельными частными издержками производителя такого продукта MSB - МРС на всем интервале от 0 до Qp больше МЕС, например для Q (рис. 4).

Рисунок 4 – Внешний эффект продукта до достижения оптимального количества

 

Итогом же переговоров  в любом случае окажется социально  оптимальное количество данного  блага Qs, что и следует из теоремы Коуза-Стиглера.

Важно отметить, что, хотя распределение  прав собственности не влияет на оптимальное  размещение ресурсов, оно существенно  воздействует на доходы экономических  субъектов, которые, конечно, будут  различны при разных вариантах распределения  прав собственности. Эти две стороны  значения прав собственности - для решения  проблемы экстерналий и для имущественного положения экономических субъектов - нельзя смешивать.

Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналий существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и «переварить» указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.

 

 

  1. ГОСУДАРСТВО И ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

 

Тем не менее многие экстерналий существуют в экономике длительное время. Это означает, что транзакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.

Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается  в прямых запретах или, наоборот, требованиях  выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что  подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий  на окружающую среду. Такие меры позволяют  сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. Например, если они живут и действуют в разных районах и предельные выгоды у них не совпадают, за исключением данной (определяемой единой рыночной ценой Рр), то установление единого допустимого административно определенного количества данного порождающего экстерналий товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (QA> QБ), и первый производитель будет превышать социально оптимальный объем выпуска, но QA < QБ, и второй производитель не сможет достичь социально оптимального объема выпуска), хотя и может способствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 5).

Рисунок 5 – Эффективное размещение ресурсов

 

Аналогичной будет ситуация при расхождении издержек у различных  производителей товаров, порождающих  внешние эффекты. И в этом случае установление единого допустимого, административно определенного  количества подобного товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь QA < QБ), и первый производитель уже не сможет достичь социально оптимального объема выпуска, но QA > QБ, и второй производитель, наоборот, будет превышать социально оптимальный объем выпуска), хотя также может способствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 6).

Рисунок 6 – Снижение размеров потерь эффективности

Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты  экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных веществ и  т. д.), но это было бы связано со слишком  высокими административными издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров и  проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических  субъектов слишком велико. Поэтому  в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования  деятельности предприятий в нашей  стране подтверждает этот вывод.

Корректирующие налоги и  субсидии. Корректирующий налог (налог  Пигу) на производителя негативной экстерналии устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции: Т = МЕС, где Т - размер корректирующего налога. Тогда МРС +Т = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек.

Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня: QT = QS (рис. 7):

Рисунок 7 – Сокращение производства продукции с отрицательными внешними эффектами

Корректирующая субсидия устанавливается в размера, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями: G = МЕВ, где G - размер корректирующей субсидии. Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом MSC такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды.

Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки  зрения размещения ресурсов уровня (рис. 8).

Рисунок 8 – Рост производства продукции с положительными внешними эффектами

 

Однако реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано  со значительными административными  и трансакционными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т. д.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        В  заключении были подведены итоги вышенаписанному. Итак, государственное регулирование является вынужденной необходимостью. Существует целый ряд категорий, которые не контролируются рыночным механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества.

      Но необходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего населения планеты. На одном из первых мест стоит острая проблема загрязнения окружающей среды. Следовательно, важно отметить перспективные тенденции в развитии общественных благ.

      Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

      Во-вторых, -  интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной), и т.п.

     

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.      Боулз С. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция: учебник / Самуэль Боулз; [пер.с англ.]. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2011. – 576 с.

2.      Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие / Г.Д. Гловели. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 742 с.

3.      Гражданский процесс: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Издательский дом «Городец», 2011. – 832 с.

4.      Деева А.И. Ценообразование: учеб. пособие / А.И. Деева. – М.: КНОРУС, 2011. – 360 с.

5.      Друкер Питер Ф., Макьярелло Джозеф А. Менеджмент / Питер Ф. Друкер, Джозеф А. Макьярело [пер.с англ.]. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2011. – 704с.

6.      Коуэлл Ф. Микроэкономика. Принципы и анализ: учебник / Френк Коуэлл [пер.с анл.]. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2011. – 720 с.

7.      Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учеб. пособие / А.И. Кочеткова. – 5-е изд. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2011. – 944 с.

8.      Кравченко А.И. История менеджмента: учебник / А.И.Кравченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

9.      Кузин В.И., Зуев С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб. пособие / В.И.  Кузин, С.Э. Зуев. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 120 с.

10.  Мау В.А. Сочинения в 6 т. / В.А. Мау. Т.1: Государство и экономика: опыт экономической политики. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 712 с.

11.  Мау В.А. Сочинения в 6 т. / В.А. Мау. Т.2: Государство и экономика: опыт посткоммунистической трансформации. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 408с.

12.  Мау В.А. Сочинения в 6 т. / В.А. Мау. Т.3: Государство и экономика: опыт революций. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 608с.

13.  Мау В.А. Сочинения в 6 т. / В.А. Мау. Т.4: Экономика и политика России: год за годом (1991-2009). – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 832с.

14.  Менеджмент: учебник / Под ред. И.Н. Шапкина. – М.: Изд-во Юрайт; 2011. – 690 с.

15.  Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль Ш: учебно-практич. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – 4-е изд. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – 128 с.

16.  Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Развитие управленческого потенциала: Модуль I: учебно - практич. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – 4-е изд.-М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2011. – 128 с.

17.  Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль IV: учебно-практич. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – 128с.

18.  Шумпетер, Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса / пер.с англ. Н.В. Автономовой, И.М. Осадчей, Н.А. Розинской; под ред. В.С. Автономова. – М.: Изд. Института Гайдара, 2011. – 416 с.

19.  Экономическая теория: учебник / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2010. – 515с.


Информация о работе Положительные и отрицательные внешние эффекты