Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития украинского общества является проблема безработицы.
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины………….4
1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие………………………….4
1.2. Методика расчета потребительской корзины…………………………………8
1.3. Уровень жизни и потребительская корзина. Сущность социальной политики. Качество жизни ……………………………………………...…………10
2. Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды………………...…13
2.1. Понятие безработицы…………………………………………………………..13
2.2 Причины безработицы…………………………………………………………13
2.3.Виды безработицы и их специфика………………………………….………..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение  уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между  участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

 Показателем результативности  социальной политики является  уровень и качество жизни населения.  Жизненный уровень населения  - совокупность показателей, характеризующих  уровень материального потребления  населения, например потребление  продуктов на душу населения,  обеспеченность этими продуктами  в расчете на одну семью  или на 100 семей, структура потребления. 

 Точкой отсчета при  определении жизненного уровня  является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий  определенный уровень потребления.  Изменения в стоимости "потребительской  корзины" служат основанием  для проведения политики формирования  доходов населения. В этой связи  выделяют минимальный и рациональный  уровень потребления. Минимальный  уровень потребления - такой потребительский  набор, уменьшение которого ставит  потребителя за грань обеспечения  нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления, количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

 Значительно более  сложным для оценки является  показатель качества жизни населения.  Это - совокупность преимущественно  качественных характеристик, отражающих  материальное, социальное, физическое  и культурное благополучие населения.  Он подразумевает условия и  безопасность труда, состояние  среды обитания, наличие и возможности  использования свободного времени,  культурный уровень, физическое  развитие, физическую и имущественную  безопасность граждан и т.п.  Причем по мере развития общества  эти характеристики изменяются.

 Суть социальной политики  заключается в поддержании отношений  как между социальными группами, слоями общества, так и внутри  них, в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня  жизни членов общества, в создании  социальных гарантий в формировании  экономических стимулов для участия  в общественном производстве.

 Важной задачей социальной  политики является адресная (т.е.  предназначенная для конкретных  групп населения) социальная поддержка  со стороны государства слабо  защищенных слоев населения. Эта  задача предполагает поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части  населения и нетрудоспособных  граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

 Возможности решения  тех или иных задач социальной  политики определяются ресурсами,  которые государство может направить  на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям назначается  на полгода. И через шесть месяцев  семья снова должна подтвердить  свое право на выплаты.

Гарантированный минимум  в 2013 году

(для определения права  малообеспеченной семьи на государственную  помощь)

Кому

С1декабря 2012 года

С1января 2013 года

С1декабря 2013 года

Для детей измалообеспеченных семей ввозрасте до18лет (сучетом  предусмотренного законом повышения  на10процентов)

Дети до 6 лет

528 гривен 55 копеек

801 гривна 90 копеек

851 гривна 40 копеек

Дети с 6 до 18 лет

658 гривен 35 копеек

998 гривен 25 копеек

1060 гривен 95 копеек

Для детей ввозрасте до18лет, которых воспитывает одинокая мать или одинокий отец, либо если один или  оба родителя являются инвалидами (сучетом предусмотренного законом повышения на20процентов)

Дети до 6 лет

576 гривен 60 копеек

874 гривни 80 копеек

928 гривен 80 копеек

Дети с 6 до 18 лет

718 гривен 20 копеек 

1089 гривен

1157 гривен 40 копеек

Для остальных категорий

Дети с 18 до 23 лет (при условии, что они учатся)

567 гривен

860 гривен 25 копеек

913 гривен 50 копеек

Для трудоспособных

238 гривен 14 копеек

240 гривен 87 копеек

255 гривен 78 копеек

Для нетрудоспособных

707 гривен 20 копеек

894 гривни

949 гриве


 

Вот такая она - потребительская  корзина в Украине 

По статистическим данным ООН, трое из четырех украинцев живут  бедно.

Следует отметить, что предложенный в последние годы в Украине учёт располагаемых ресурсов стоимости натуральных поступлений продуктов питания позволяет более реально оценить размер доли расходов населения на питание. В действующей до настоящего времени минимальной потребительской корзине доля расходов на питание составляет 68,3%, что соответствует структуре расходов на потребление бедных стран. При этом низкодоходные семьи вынуждены соблюдать режим жёсткой экономии на питании, чтобы оплатить лекарства, жильё и коммунальные платежи, стоимость которых в последние годы росла быстрее, чем цены на продукты. В результате доля потребительских расходов, направляемых на покупку непродовольственных расходов и оплату услуг, оказывается значительно выше уровня нормативных расходов официальной минимальной потребительской корзины.

2. Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды

2.1Понятие безработицы.

Одной из наиболее острых проблем  рынка труда является безработица. Безработица - незанятость части  экономически активного населения  в хозяйственной деятельности. То есть это социально-экономическая  ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может  найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Безработица обусловлена  превышением количества людей, желающих найти работу над количеством  имеющихся рабочих мест, соответствующих  профилю и квалификации претендентов на эти места.

2.2 Причины безработицы

Причины такого явления,как  безработица разнообразны:

- во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

- во-вторых, экономический спад или кризис, вынуждающий работодателей сокращать использование  всех ресурсов, в том числе и трудовых.

- в-третьих, происходят сезонные изменения  в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

- в-четвертых, изменяется  демографическая структура населения.  Необходимо принять во внимание, что безработица безработице  - рознь. 

Причичы безработицы сведены  и приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1. Причины безработицы.

Причины безработицы

- Глубокие структурные  сдвиги в экономике

- Спады и кризисы в  экономике

- Внедрение новых технологий

- Не равномерное размещение  продуктивных сил

- Изменения в демографической  структуре населения

- Сезонные колебания уровня  производства отдельных отраслей  экономики


 

Острота проблемы безработицы порождается рядом  причин

Во-первых, человек – экономический  ресурс особого типа. Потерянное рабочее  время невосстановимо, и тот объем  благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек  не работает он не может перестать  потреблять и ему все равно  нужно кормить свою семью. Поэтому  общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут  к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.

В-третьих, рост безработицы  сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены  довольствоваться лишь самым минимумом  средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем  самым рост безработицы обостряет  экономические проблемы страны и  служит толчком для дальнейшего  сокращения занятости.

В-четвертых, безработица  обостряет политическую ситуацию в  стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках  работы.

В-пятых, рост безработицы  может вести к росту числа  преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

 

2.3. Виды безработицы и их специфика

В зависимости от причин возникновения различают безработицу: фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную, скрытую и технологическую.(таблица 2.2 )

Исходя из причин безработицы, выделяют ее специфические виды (рис. 2.1.).

Рис. 2.1 Виды безработицы

 

Таблица 2.2. Характеристика видов безработицы

Вид безработицы

Характеристика вида

Фрикционная

(текущая)

время добровольного поиска работником нового места работы, которое  устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место(после армии,учёбы и т.п.).

Структурная

форма безработицы, обусловленная  изменениями структуры производства, когда в результате научно-технического прогресса, а также изменений  в организации и управлении производством  вытесняются одни отрасли и появляются другие(«умирающие»отрасли)

Циклическая

присуща странам, переживающим общий экономический спад. Характеризуется тем, что общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных(вызвана фазой спада экономического цикла,например в условиях войны).

Сезонная

возникает из-за того,  что  некоторые  виды  работ могут

осуществляться только в  определенные периоды года.

Скрытая

возникает в условиях неполного  использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом: предприятия не увольняют работников, а переводят их на сокращенный  режим работы (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Застойная

занятость только в определенное время, а все остальное время являются безработными (работа на дому)к ним относятся бедняки, калеки и инвалиды труда, воры,

Институциональная

возникает, когда сама организация  рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Технологическая

новейшая форма сокращения занятости рабочей силы, связанная  с внедрением малолюдной и безлюдной  технологии, основанной на электронной  технике.


Таким образом, безработица  является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической  стабильности.

Практически невозможно найти  в мире страну, где нет той или  иной разновидности безработицы.

Заключение

В первой главе данной контрольной  работы были раскрыты задачи оптимизации  продовольственной корзины.

Одной из основных целей  экономических реформ, проводимых Правительством Украины, является повышение уровня жизни населениястраны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения,жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи,обеспеченностью жильем и т. д.

Стоит ли говорить, что зарубежные нормативы уровня жизни от украинских отличаются в разы. Причем, если обратить внимание, то можно заметить, что  в развитых странах еда в стоимостном  отношении занимает меньше половины всей потребительской корзины.

Что случится с нашей великой  страной, если будет расширена потребительская  корзина и повышена минимальная  заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Зато вполне возможно, что произойдет просто перераспределение национального  богатства, выровняется уровень  жизни, возрастет внутренний платежеспособный спрос, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Во второй главе рассмотрена  безработица,определены её причины  и виды.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться  комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной  политики занятости Украины в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в  Украине, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

 

Список использованнойлитературы

  1. Конституция Украины, 1996 года.
  2. Закон Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям"

Информация о работе Понятие безработицы, ее причины возникновения и виды