Понятие и виды спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:02, реферат

Описание работы

Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ
потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает
новые требования к участникам рынка, заставляет производить и
продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)
  1. Ожидание изменения цен. Спрос повышается в том, случае, если потребитель ожидает, что через неделю товар будет стоить дороже. Продукция раскупается быстрее и в больших количествах. Это очень сильный фактор, влияющий на закон спроса.

  1. Время года. На новогодние игрушки, например, ажиотажный спрос возникает примерно на 1 месяц в году. В другое время он просто нулевой.

  1. Количество населения. Чем больше покупателей на рынке, тем больше спрос на товары.

Это основные, но далеко не все факторы, влияющие на формирование спроса. При постоянной цене товара и изменении данных факторов происходит изменение спроса на рынке. В результате потребители готовы приобретать большее или меньшее количество товара по той же цене. Другой вариант — покупатели за то же количество товара готовы платить большие деньги.

 

 

3. Методы прогнозирования спроса

 

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Спрос выступает в качестве определяющего фактора при принятии решений о производстве или импорте того или иного вида продукции, поэтому он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке.

Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:

  • комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;

  • анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;

  • выбор методов прогнозирования;

  • осуществление прогноза спроса;

  • оценка надежности прогноза;

  • определение перспектив развития спроса населения;

  • разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

  • Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос.

  • Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:

  • сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозном периоде, количестве городских и сельских жителей;

  • динамика спроса и предложения;

  • данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;

  • балансы денежных доходов и расходов населения;

  • распределение населения по размеру доходов;

  • бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;

  • данные специальных единовременных выборочных 
    обследований запасов предметов длительного пользования 
    у населения, доходов и расходов;

  • сведения об индексах потребительских цен (общих и индивидуальных — по конкретным товарам), соотношении внутренних и мировых цен;

  • данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;

  • рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;

  • изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозном периодах;

  • доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.

На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции изменения спроса.

Для анализа тенденций изменения спроса целесообразно использовать графики и различного рода диаграммы и картограммы.

На основе выявленных тенденций спрос на краткосрочный период целесообразно определять с помощью методов экстраполяции: метода подбора функции, экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и др.

В случае устойчивой тенденции изменения спроса прогнозные расчеты можно производить путем выравнивания динамических рядов и подбора функции (у = at + b — линейная, у = at2 + bt + с — параболическая и др.).

При изменяющихся условиях целесообразно применять метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом. Развитие спроса подвержено сезонным колебаниям, которые необходимо учитывать при краткосрочных прогнозах на квартал, месяц. Учет влияния сезонных колебаний продаж (спроса) целесообразно проводить с помощью расчетных индексов сезонности.

На практике для изучения спроса широко используются наблюдения, опросы покупателей о покупательских намерениях (анкетные опросы, интервьюирование), ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.

На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) на душу населения. При этом в зависимости от прогнозного периода необходимо применять следующие подходы.


 

 

4. Прогноз спроса

 

При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления. Например, рациональная норма потребления мяса и мясопродуктов на душу населения — 82 кг в год. На основе этой нормы и численности населения в стране (регионе) рассчитывается потребность в мясе и мясопродуктах на прогнозный период. Потребности выступают в качестве ориентира для развития производства и разработки мер с целью достижения рациональных норм потребления.

Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки норм потребления. Для этого фактическое потребление на душу населения анализируется по периодам и сопоставляется с рекомендуемыми нормами. Выявляются тенденции потребления продукции, темпы падения или увеличения спроса, причины его изменения.

Затем с учетом влияния факторов, прежде всего изменения доходов населения и потребительских цен, определяется реальное потребление на душу населения в прогнозном периоде.

Прогнозы спроса по важнейшим товарам разрабатываются для анализа и прогнозирования состояния товарных рынков и выработки рекомендаций о мерах государственного воздействия на эти рынки, а также обеспечения заинтересованных организаций информацией о динамике спроса.

В рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, поэтому для осуществления прогнозных расчетов рекомендуется использовать многофакторные модели — линейные или нелинейные:


y1 = а1х1t + a2x2t + ...+ аn хnt + b;

y1 = bx1ta1 * x2ta2 *….. * xntan

где у — показатель спроса на товар; x1, x2, … хn: — факторы, влияющие на спрос.

С помощью корреляционно-регрессионного анализа устанавливается связь между спросом и факторами, определяются ее форма (линейная, нелинейная) и теснота связи.

Целесообразно разрабатывать несколько вариантов прогнозов спроса на товары народного потребления, отличающихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных вариантов позволяет выбрать тот, который обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах.

Прогнозирование спроса можно осуществлять на основе однофакторных моделей. Их целесообразно применять при необходимости учета влияния важнейшего фактора на спрос. Например, при стабильном уровне цен можно определить зависимость спроса на товары от изменения доходов населения.

Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.

Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

, где Q – спрос (количество); P - цена.

Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он является показателем, характеризующим степень изменения (роста или снижения) спроса на 1 % изменения (роста или снижения) фактора. Спрос формируется в основном под влиянием изменения доходов и цен.

Коэффициент показывает, как изменяется спрос в процентах при изменении этих факторов.

В переходный период при усилении дифференциации доходов населения для прогнозирования спроса целесообразно использовать регрессионную модель, построенную на основе данных о дифференциации доходов населения и расходов по товарным группам, суть которой заключается в следующем. Население в соответствии с доходом на одного человека разбивается на процентильные (децильные) группы, т.е. выделяют 10% населения с наименьшим доходом, затем следующие 10 % и т.д., заканчивая распределение группой, состоящей из 10 % населения с наибольшим доходом. В качестве единственного фактора формирования перспективной структуры спроса рассматриваются доходы населения. Данные о доходах населения и расходах по товарным группам формируются в виде таблицы. В ней отражаются группы населения по доходам, интервал дохода на одного человека в год (месяц), доля населения в процентах по интервалам доходов, средний доход на одного человека, расходы по товарным группам на одного человека в год (месяц).

Прогноз спроса на каждую товарную группу будет формироваться под влиянием изменения доходов на душу населения.

Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений, базирующуюся на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. Модель имеет вид

n

∑ Yj → max;

j=1

n

∑ PjYj ≤ D;

j=1 ss

Qj ≤ Yj ≤ Qj

где Yj — спрос на j-й товар; Pj — цена на j-й товар; D — доходы потребителей; Qj, Qj — нижний и верхний пределы спроса j-го товара с учетом предложения.

Потребители предварительно подразделяются на однородные группы по социально-демографическим признакам. Считается, что внутри каждой группы предпочтения на множество товаров и услуг одинаковы.

При прогнозировании спроса с учетом особенностей товаров могут применяться различные подходы. Так, на товары легкой промышленности спрос определяется в условиях их широкого ассортимента. Разработать прогноз по такому широкому кругу позиций затруднительно, поэтому отдельные позиции необходимо агрегировать. Например, в группе швейных изделий можно выделить модную одежду, рабочую одежду и другие подгруппы. Следует также учитывать сроки износа изделий и обновления гардероба, подразделять товары на группы с учетом половозрастного признака потребителей (например, товары для молодежи, детей, лиц пожилого возраста).

Прогнозы спроса на товары культурно-бытового назначения должны базироваться на числе семей, их обеспеченности этими товарами, покупательских намерениях на приобретение, наличии денежных сбережений, жилищных условиях и т.д.

Общий объем спроса на товары длительного пользования состоит из двух частей: спроса на замену и спроса на расширение парка этих изделий. Спрос на замену можно определить исходя из данных о реализации этих товаров в предшествующие годы и средних сроков их использования в семьях. Согласно статистическим данным, средние сроки службы телевизоров, электропылесосов, часов всех видов, магнитофонов составляют 10 лет, холодильников — 20, стиральных машин — 15 лет.

Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объеме товарооборота.

Исходя из прогнозных расчетов спроса определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ торговли на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.

Прогноз спроса предприятий-производителей на выпускаемую продукцию предполагает:

  • анализ тенденций изменения доли фирмы в общем рынке;

  • оценку рыночной стратегии конкурентов и перспектив освоения новых видов изделий;

  • анализ рыночной стратегии фирмы и качества продукции;

  • прогноз спроса на продукцию фирмы.

Информация о работе Понятие и виды спроса