Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:16, реферат
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается один определением. Конкуренция - (от лат. concurren-tia – соперничество, англ. competition; нем. Konkurrenz.) 1. Соперничество, борьба индивидов или соц. групп за обладание ограниченными благами. 2. Нормативно регулируемый соц. процесс , в ходе которого индивиды или группы стремятся к одной и той же цели, достижение которой одними исключает других, в отличие от кооперации и сотрудничества.
Понятие Конкуренция
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается один определением. Конкуренция - (от лат. concurren-tia – соперничество, англ. competition; нем. Konkurrenz.) 1. Соперничество, борьба индивидов или соц. групп за обладание ограниченными благами. 2. Нормативно регулируемый соц. процесс , в ходе которого индивиды или группы стремятся к одной и той же цели, достижение которой одними исключает других, в отличие от кооперации и сотрудничества. 3. Борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, характерная для товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства.
4. Конкуренция - — попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
5. Конкуренция - - экономическое соперничество , состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели; между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. В широком смысле понятие "Конкуренция " употребляется как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала . В более узком смысле понятие "Конкуренция " употребляется как соперничество внутри отраслей, отдельных фирм или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение максимальной прибыли. В рамках социологического анализа Конкуренция выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда . Производители могут вытеснить друг друга с рынка товаров, продавая товар дешевле и без потери качества. Для этого они повышают производительную силу труда путем большего разделения труда, применения и постоянного усовершенствования машин, что требует ускорения подвижности трудовых функций работников. Между производителями возникает соперничество - они стремятся увеличивать разделение труда и количество машин и использовать их в возможно более крупном масштабе. Более мощные и более дорогие средства производства дают им возможность продавать товары дешевле, но одновременно вынуждают продавать больше товаров, завоевывая для них больший рынок. Эти нововведения распространяются до тех пор, пока цены производимых товаров не упадут не только ниже первоначальных, но и ниже новых издержек производства.
На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность любой
хозяйственной единицы в
Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, так как постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Сущность конкуренции
Сущность конкуренции полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:
1) расширению предприятия,
масштабов производства, повышению
производительности работы и
за счет этого снижению
2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);
3) внедрению достижений
науки и техники в
4) улучшению качества
продукции и обслуживание (в том
числе послепродажного)
5) перераспределения капитала
между областями и
6) созданию условий для
банкротства предприятий,
7) возникновению экономических кризисов;
8) усилению процесса
9) монополизации экономики.
стимулирует повышение качества товара;
10) стимулирует повышение качества товара;
Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. их соотношения зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособны. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
1)при его производстве:
-производительность труда;
-уровень налогообложения;
-внедрение научно-технических разработок;
-размеры прибыли предприятия;
-величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
-продажная цена товара;
-качество;
-новизна;
-послепродажное обслуживание;
-уровень предпродажной подготовки.
Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков.
Существует четыре конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка.
1. Чистая конкуренция. Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция, состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной. Покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга.
2. Монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. При этом различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.Чтобы выделиться, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов, пользуются практикой присвоения товарам (марочных названий, рекламой.
3. Олигополия. Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, чувствительных политике ценообразования
и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими, а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры).Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг.
4. Чистая монополия. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации. Всего существует 4 типа рыночных структур.
Краткая характеристика структур рынка. Таблицы.
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующие таблицы
Чистая конкуренция | |
Характеризуется: |
4. Равным доступом ко всем видам информации. |
Монополистическая конкуренция | |
Характеризуется: |
|
Олигополия (Дуополия) | |
Характеризуется: |
|
Монополия | |
Характеризуется: |
|
Разнообразие видов монополий (по Элвину Дж. Долану и Дэйвиду Е. Линдсею) | ||
Закрытая монополия |
Естественная монополия |
Открытая монополия |
Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. |
Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. |
Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. |
Итак, мы рассмотрели четыре вида рынка, соответствующие четырем конкурентным структурам, но, конкуренцию можно рассмотреть не только как некоторый определитель вида рынка, но и как метод и стратегию конкурентной борьбы, а также интересна другая классификация конкуренции - по виду выпускаемого товара.
Виды конкуренции.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.
1) функциональная конкуренция предусматривает удовлетворение потребности разными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером могут быть товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге: книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д. В здра
воохранении примером функциональной конкуренции могут быть разные способы лечения одного заболевания (например, с помощью оперативных методов, лекарственных средств, фитопрепаратов, физиотерапии, мануальной терапии и т.д.);
2) видовая существует между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-либо существенными параметрами потребительских свойств. Например, автомобили различных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, имеющие разную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, изготовленные по разным технологиям и т.д.;
3) предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, выпускаемыми разными фирмами. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей. Такая конкуренция возникает, например, между лекарственными средствами-джене-риками, имеющими одну химическую структуру, но выпускаемыми разными фирмами.